Последние 40 лет вместе со снижением ключевой ставки ФРС постепенно падала и доходность облигаций. Момент, когда долговые инструменты перестанут генерировать существенный денежный поток, стал вопросом времени. А пандемия коронавируса и ответные действия регулятора лишь ускорили его наступление.
В предыдущей статье мы рассмотрели, что такое диверсификация и какой она бывает, а сейчас попробуем разобраться, можно ли продолжать использовать облигации для диверсификации своих портфелей или же лучше рассмотреть другие классы активов.
Почему долговые инструменты вдруг стали такими непопулярными? Ведь ключевая ставка ФРС снижается не первый день и уже опускалась к нулевому диапазону после мирового финансового кризиса 2008 года. Как это часто бывает, ответ кроется в контексте.
Традиционно облигации помогали снизить риски портфеля двумя способами: генерировали стабильный и рассчитываемый денежный поток, а также обеспечивали ликвидность на случай обрушения рынка акций.
По идее, во время рецессии регулятор снижает ключевую ставку, создавая благоприятные условия для восстановления экономики. На графике ниже периоды рецессий выделены серым цветом:
Как следствие, корпорации и государства занимают с более низкими процентами, доходность по предыдущим выпускам облигаций падает, а цена бумаг растет. Все это позволяет инвесторам провести выгодную ребалансировку и купить упавшие акции по перспективным ценам.
Фиксированный доход также играл не последнюю роль: его можно было реинвестировать, направить на текущее потребление, отложить на случай просадки в акциях. Таким образом, на протяжении десятилетий инвесторы получали прибыль, сравнимую с доходностью рынка акций, но куда менее волатильную и рискованную.
Однако теперь облигации оказались зажаты между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, пространства для дальнейшего снижения ставки осталось крайне мало, что означает ограниченный потенциал роста стоимости бумаг. С другой, сверхмягкая монетарная политика угрожает рынку инфляцией и новым циклом роста ставок, который больно ударит по бумагам с большой дюрацией.
Более того, высокий уровень инфляции вынудит правительство свернуть программы стимулирования экономики. Это может вызвать одновременное обрушение рынков акций и облигаций. Такое размышление вынуждает искать защиту портфеля в том же золоте или альтернативных классах активов, но никак не в облигациях, которые в новых экономических условиях оказались с акциями в одной лодке.
Стоимость акций очень часто зависит не от фундаментальных показателей, а от ожиданий: роста прибыли, торжества новых технологий, победы добра над злом и т. д. Это вполне нормально и привычно для актива, стоимость которого в теории должна отражать динамику будущих доходов. И достаточно странно видеть подобное «ожидание варваров» на обычно рациональном рынке облигаций, где все денежные потоки по активу известны заранее.
Речь идет о недавнем росте доходности десятилетних трежерис, который приковал внимание инвесторов из-за связи с рынком акций. Кажется, очень давно финансовый мир так пристально не следил за рынком долга, который начал падать на фоне роста инфляционных ожиданий и вызвал распродажи в акциях технологических гигантов. Значит ли это, что облигации перестали быть инструментом для диверсификации портфелей из-за нарушения обратной зависимости между ценой долговых бумаг и стоимостью акций?
По данным одной из крупнейших управляющих компаний на рынке облигаций PIMCO, те взаимосвязи, которые присутствовали на рынке с 1997 года, по-прежнему остаются с нами.
Корреляция между акциями и облигациями на рынке США. Акции представлены S&P 500 Total Return Index, а облигации — GFD USA 10-year Government Bond Total Return Index. Корреляция отображается по месяцам за предыдущие 60 месяцев
Как мы видим по графику, несмотря на похожее поведение акций и облигаций во время обвала рынков в марте 2020-го, корреляция между рисковыми и безрисковыми активами на рынке США остается отрицательной. Более того, до этого большую часть времени она была положительной и находилась в диапазоне от 0 до 0,5. Конечно, никто не знает, как поведет себя взаимосвязь в условиях низких ставок, но делать поспешные выводы и отказываться от облигаций в портфеле пока рано.
Проблема в том, что эффекты низких ставок и активной стимулирующей политики регулятора пока плохо изучены. Так, недавняя распродажа в технологических акциях могла стать следствием одной из аномалий, когда ценные бумаги компаний роста покупались в качестве квазиоблигаций. Мизерная дивидендная доходность и доля в будущих потоках казались неплохой альтернативой трежерис, которые могли предложить в ответ аналогичную мизерную доходность и возврат номинала. Так, августовский минимум по доходности десятилетних казначейских бумаг совпал с импульсом в ключевых акциях роста.
Соответственно, эта же взаимосвязь сработала в обратную сторону, когда ФРС в марте отменила послабление SLR, которое позволяло американским банкам держать на балансе трежерис без нагрузки на капитал. Заблаговременные продажи гособлигаций кредитными организациями вызвали рост доходностей, который уже привел к распродаже в акциях технологических гигантов. Заметьте, другие сектора достаточно быстро восстановились от мартовских распродаж. В техническую коррекцию вошел только индекс Nasdaq.
Как мы уже увидели в примере с недавней коррекцией, важна не только абсолютная доходность, но и относительная. Только на ее основе мы сможем определить привлекательность тех или иных вложений. В прошлом году на фоне молниеносного падения рынка акций и такого же быстрого восстановления могло показаться, что облигации стали бесполезны. Ведь ФРС с помощью низких ставок и программ количественного смягчения будет пытаться запустить восстановление экономики через подъем инфляции.
Во-первых, если у регулятора все получится, выиграют далеко не все сектора фондового рынка. Во-вторых, давайте вспомним другие примеры подобной политики. Их всего два: Япония и ЕС. Разогнать инфляцию не получилось ни там ни там. Однако QE и низкие ставки пришли надолго и пока не собираются уходить. Что случилось с теми инвесторами, которые вкладывали в облигации?
Вы удивитесь, но их доходность оказалась не так уж и скромна на фоне акций или тем более наличных денег.
100 иен, вложенные в 3 класса активов: 10-летние облигации Японии, наличные (через 12-месячные векселя, привязанные к ставке Libor в иенах) и индекс Nikkei 225
Да, доходность скромная, но даже она на протяжении 15 лет опережала прибыльность вложений в акции. Но главное, что за этот период бонды показали стабильность: коэффициент Шарпа для вложений в облигации составил 0,9 против 0,29 для инвестиций в акции. Разве не этого инвесторы ждут от безрискового актива?
Аналогичный результат показали и активы в еврозоне. Хотя эпоха низких ставок пришла туда относительно недавно, мы уже можем выделить некоторые результаты.
Как мы видим, облигации в периоды низких ставок оказываются не так уж плохи с точки зрения относительной доходности. Ну а с точки зрения стабильности прибыли им нет равных. Кто знает, если сбудется прогноз Vanguard о среднем росте американских акций на 4% в год на протяжении следующих десяти лет, то мы вполне сможем увидеть повторение европейского сценария, когда волатильность акций не дает в полной мере насладиться их доходностью.
При этом аналитики могут ошибаться не только в меньшую, но и в большую сторону. Что будет, если рынок войдет в состояние fat and flat, которым в Goldman Sachs характеризуют отсутствие роста при высокой волатильности? Возможно, инструменты с фиксированной доходностью снова наберут популярность среди пенсионных фондов.
Все преимущества облигаций перед другими классами активов исчезают, когда речь заходит о риске, что эмитент объявит дефолт. Не гонитесь за большой премией к безрисковым инструментам, ведь перед нами стоит задача оптимизировать стабильность портфеля, а не максимизировать его доход. Так что больше внимания уделяйте ОФЗ и бумагам надежных компаний, а не высокодоходным (мусорным) облигациям.
Диверсификация вложений
Вы можете не только диверсифицировать свой портфель облигациями, но и уйти на уровень глубже и диверсифицировать свои вложения в долговые инструменты. Чтобы снизить риск дефолта, покупайте облигации компаний из разных отраслей, которые слабо коррелируют друг с другом. Также используйте страновую и валютную диверсификации. Отличным помощником в этом деле могут стать биржевые фонды, которые позволяют за небольшую сумму купить готовый портфель облигаций.
Срок погашения
Мы уже упоминали такой риск вложений в облигации, как возможное повышение процентной ставки. Причем на отдельных рынках этот процесс уже начался. Чтобы минимизировать этот риск, покупайте относительно короткие облигации и держите их до погашения. Доходность будет меньше, но шанс нарваться на мину в виде разворота монетарной политики также снизится.
Лестницы ликвидности
При создании портфеля облигаций в текущих экономических условиях можно воспользоваться принципом лестницы. Он означает, что бумаги в портфель подбираются по сроку погашения равными долями. Предположим, вы не готовы брать на себя больший риск роста ставок, чем несут в себе пятилетние бумаги. В этом случае на них придется 20% от портфеля. Еще 20% вы вложите в четырехлетние, потом 20% — в трехлетние и так далее. В этом случае ликвидность в ваш портфель будет приходить как будто по лестнице, то есть равными долями через примерно одинаковые промежутки времени, что позволит спланировать будущие вложения с учетом смены экономических трендов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Тинькофф Инвестиций. Ценные бумаги и другие финансовые инструменты, упомянутые в данном обзоре, приведены исключительно в информационных целях; обзор не является инвестиционной идеей, советом, рекомендацией, предложением купить или продать ценные бумаги и другие финансовые инструменты.