Рецензии на книги

Рецензии на книги | "Трудно быть богом" - увлекательное чтение, но есть упрощения и противоречия

Повесть о том, как в далеком будущем коммунист-землянин пытается повлиять на историческое развитие страны на далекой планете, находящейся в стадии дикого Средневековья. Книга — одна из самых популярных у Стругацких за счет увлекательного сюжета. Но почему-то при первом прочтении она мне не особо зашла, показавшись ухудшенной версией «Обитаемого острова». При втором чтении я нашел множество отсылок к недавней истории, но также увидел несколько наивностей и противоречий.

"Трудно быть богом" - увлекательное чтение, но есть упрощения и противоречия

Книга вышла в 1964г. и выглядела как памфлет против власти, унижающей творческих людей, кровавых спецслужб и репрессий, а также против трусости подавленных масс. Фокус книги я объясняю реакцией на актуальную тогда кампанию Хрущева против «бесполезных» и «безыдейных» художников, скульпторов и писателей, атакой против Ахматовой, Зощенко и других сочинителей в конце 40-х годов, посадками интеллигенции в 30-х гг. и действиями германского фашизма против неугодных ему писателей. При этом я бы не назвал книгу антисоветской. Стругацкие не хотят сломать авторитарную власть, лишь хотят ее облагородить, как-то обеспечив условия (непонятно как) для процветания интеллигенции и отсутствия репрессий. Для своего времени такая позиция стала прорывом, но сейчас на мой взгляд устарела и представляет скорее историческую, чем идейную ценность. Я снимаю шляпу перед смелостью авторов, рисковавших лишиться куска хлеба, но отмечаю, что поздние книги Стругацких гораздо глубже.

Некоторые отсылки к сталинским практикам очевидны:
— Власть всячески поощряет стукачей и спецслужбы;
— Неугодных объявляют шпионами соседних государств и казнят;
— Народ одобряет репрессии против книгочеев, которые якобы все время замышляют козни против Короля и его главного министра («Огня! Огня!», что также напоминает «Распни его!»);
— Народ считает правителей умнее себя, властям виднее, что делать. Раз кого-то обвиняют, значит так нужно;
— Король боится покушений и даже требует, чтобы гости за столом все время держали руки на виду, что напоминает маниакальную подозрительность Сталина;
— Главный злодей Рэба по изначальному замыслу авторов носил имя Рэбия, напоминая о Берии;
— Рэба перевешал всех знахарей короля, обвинив их в заговоре, что отсылает к делу врачей в 50-х;
— Признания под пыткой являются очевидным доказательством вины, как при Сталине в 30-х годах;
— Аристократия после очередной казни боится ее обсуждать; делает вид, что ничего не произошло и говорит о всяких пустяках;
— Школы вместо нормальных предметов учат только беспрекословной верности к властям, что напоминает довоенные советские военные училища;
— По мнению населения власти твердой рукой ликвидировали Смутное время и «навели порядок» (мне это также напомнило нынешние отсылки к «лихим девяностым»);
— Сотрудник спецслужб говорит «все они свиньи», подводя обоснование под свои преступления, что напоминает тотальную борьбу с «классовыми врагами»;
— Правда — это то, что во благо Королю, что прямо отсылает к соцреализму и «задачам» творческих людей по пропаганде коммунистических идей.

В чем я вижу наивности и нелепости повести:
— В оружейной лавке в условиях Средневековья (!) главный герой, Румата, спорит с владельцем лавки о стихах запрещенного автора, они обсуждают свое понимание какой-то строчки, а потом владелец лавки читает герою свои стихи;
— В небольшом королевстве Арканар полно откуда-то взявшихся гениальных ученых с догадками, верными полностью, а не частично, как бывает в реальной жизни. Вообще, ученые — белые и пушистые, практически никто из них не совершает подлостей, разве лишь теряют веру и спиваются. Власти же, вместо того, чтобы использовать интеллигенцию для своей пропаганды, откровенно ее уничтожают. Наверно, интеллигенции совесть не позволит служить режиму. А ведь это совершенно противоречит реальности, всегда найдется множество михалковых, познеров и эйзенштейнов;
— В самом начале повести одна из героинь провоцирует главного героя к крайне опасной для жизни забаве, но авторы видят здесь лишь моральный выбор главного героя и никак не осуждают бессовестную суку;
— На планете земляне иногда перемещаются с помощью вертолета, а не какими-то тарелками или нуль-транспортерами. И это притом, что планета находится за тысячу парсеков от Земли;
— В финале победившие монахи вырезают и увольняют местных чекистов, вместо того, чтобы их использовать;
— Рэба, хитрый и искусный интриган, прийдя к абсолютной власти, зачем-то продается религиозному Ордену (так говорит Румата!), что выглядит совершенно нелепо;
— Монахи — враги всяческого просвещения. А ведь именно монахи на Земле во времена Средневековья сохранили грамоту и древние шедевры;
— Религиозный Орден несет Инквизицию и массовые убийства. Я не думаю, что Стругацкие имели в виду религиозных исламских фанатиков, скорее это отсылка именно к Инквизиции, что спорно, учитывая последние данные о завышенной на два порядка статистике жертв Инквизиции.

Есть и другие странности и противоречия книги, которые я объясняю глубоко застрявшими на тот момент в головах Стругацких коммунистическими идеями. Революции — это благо, восстания масс полезны, пугачевы и разины делают нужное и полезное дело. Бунт одиночки обречен на поражение, важны устремления масс. Исторический процесс закономерен и вполне соответствует ленинским положениям. Что делать с отклонениями от исторического процесса — вообще неясно, пусть читатель сам додумывает. Но эти отклонения — не повод ставить под сомнение большую картину ленинской концепции истории. Религия — безусловное зло, подавляющее свободную мысль. Религиозная власть склонна уничтожать всякое образование, травить интеллигенцию, и всегда готова устраивать Инквизицию с колоссальными жертвами. Все, как написано в школьном учебнике истории. Авторы — гуманисты, но ничего не имеют против кровавых революций, бунтов с физическим уничтожением аристократии.

Подводя итоги, мне странно, что два взрослых и опытных брата Стругацких, в возрасте 38 и 30 лет, написали черно-белую картинку, без оттенков, с простым и понятным злом и противопоставленным ему светлым миром ученых, местами наивную и противоречивую. Мне также странно, что великие и ужасные Стругацкие изначально поставили задачу написать авантурное приключенческое сочинение в стиле романа «Три мушкетера»: на мой взгляд хорошей, но детской книги.

Впрочем, чтение очень увлекательное, заставляет многое вспомнить и о многом подумать. Повесть небольшая, читается быстро. Я рекомендую книгу всем, но в первую очередь школьникам и студентам. Взрослой аудитории я бы рекомендовал в первую очередь другие, более зрелые произведения Стругацких: «Обитаемый остров», «Град обреченный» и «Пикник на обочине».
★2
30 комментариев
Мне больше нравится трилогия про регрессоров. 
avatar

SergeyJu, это Лукьяненко что ли? Извини, но ты сейчас сравнил жопу, довольно жирную, даже не с пальцем а с мозгом.

 

Ранний Лукьяненко был неплох, потому что нов. На этом всплыл. Новизна прошла, и оказалось, что сказать-то ему нечего. На Стругацких разве что потявкать исподтишка, «регрессоры» и все такое. Те же Олди, помнится, создавали миры, развивались, менялись. Прочитав их «Грозу в безначалье» я мог поддерживать беседу и даже спорить, используя имена и термины, с кришнаитами (сами себя они называли вишнуитами, а «кришнаит» считали обидным. Ну, типа как христиан называть «христоситами»). Их тогда немало было.

 

А Стругацкие — великий писатель. Говорю без шуток. Уже будучи вполне сложившимся человеком, перечитывал их, чтоб проверить, так ли они хороши, как «в детстве» казалось. Да, так. Книги умные, увлекательные, многослойные. Не знаю, дойдут ли руки перечитать «Град обреченный», «За миллиард лет до конца света», «Хищные вещи века», но уверен, если дойдут, я в них увижу новые слои. С высоты своего нынешнего опыта. 

 

При этом, Борис Стругацкий в Перестройку наглухо перековался. Через детей породнился с Гайдаром, принялся воспевать Запад, Демократию, Либерализм в противовес русскому тоталитаризму. Но таланта провидца не потерял. Привожу цитату из его статьи года 95-го:

 

«Знамена у вас будут не красно-коричневые, а — например — черно-оранжевые. Вы будете на своих собраниях кричать не «хайль», а, скажем, «слава!». Не будет у вас штурмбаннфюреров, а будут какие-нибудь есаул-бригадиры, но сущность фашизма — диктатура нацистов — останется, а значит, останется ложь, кровь, война — теперь, возможно, ядерная.»

 

Это не фэйк, могу подтвердить. Просто целился он в русских, а попал в украинцев.

avatar
Karkoon, про Максима Каммерера есть три книги — обитаемый остров и еще две продолжения. 
Да, и прежде чем критиковать, неплохо бы разобраться. 
avatar

Мне больше нравится трилогия про регрессоров. 

...

про Максима Каммерера есть три книги — обитаемый остров и еще две продолжения. 
Да, и прежде чем критиковать, неплохо бы разобраться. 


 

SergeyJu, Трилогию про Максима Каммерера я знаю чуть ли не наизусть. Не потому, что умный, а потому что они в нашем местном книжном издательстве издались одним томом. Году в 89-м, вроде. Если ты хоть чуть-чуть пожил в СССР, ты помнишь, что книги были дефицитом, валютой, статусом и вложением денег в одном флаконе.

 

Все сразу повскакали с мест,
Но тут малец с поправкой влез:
«Кто не работает — не ест,
Ты спутал, батя!

(В Высоцкий)

 

Максим Каммерер — ПРОГРЕССОР. Как Лев Абалкин, Рудольф Сикорски, Антон (Румата Эсторский), кто-то там Глумов и другие. А РЕГРЕССОРОВ придумал тухлый  Лукьяненко. Ты спутал. Разобрались? Peace

 

avatar
SergeyJu, Скоро эту книгу как «1984» в серой бумаге начнут продавать в книжном…
bohemian rhapsody, вы возможно не заметили, но сегодня воскресенье, и лирические отступления вполне допустимы
avatar
а Факап Харитонова — еще круче
avatar
Мне кажется вы ошиблись в оценке произведения. Первое — отсылки там шли не к сталинскому режиму, а к нацистскому, и под этим лозунгом он обличался, что позволяло пройти советскую цензуру. Но на самом деле это не главное — второй момент, основная идея произведения вообще не памфлет против какого-либо режима, а противостояние личности и его персональной драмы против исторической необходимости не вмешиваться в глобальный процесс развития цивилизации вне зависимости от того, насколько он кажется несправедливым. Это классический литературный прием обострения — горячо накипевшее личное против глобального рационально необходимого
Михаил Новокрещёнов, ромм тоже снимая свой обыкновенный фашизм делал отсылки к германии… но по факту троллил коммуняк нещадно
avatar
трудно быть Фарисеем — 40 лет бегать за рваными шлепанцами из бинтрезины... 
Я в детстве в пионер лагере в Крыму её читал, символично…
avatar
Есть продолжение «Трудно быть богом», не от авторов. Слово «вроде», означает далее «точно не помню».
Румата выжил, девушку, вроде, оживили. И вот живут они на Земле. Румата, вроде, в отставке за неверное поведение. Девушка, вроде, другого нашла. Румата не тот уже, не аристократ. Общих интересов нет. И Земля в едином порыве установила связь с той планетой и стали их развивать. Привезли некоторых, работают на Земле. В общаге поют песни про «серых героев». Представителя той планеты, дона Рэбу (а кого же ещё) кооптировали в совет Земли. А идея у того дона была следующая. Перебить всех остальных членов совета Земли (они, вроде, вместе собирались) и юридически он становится единственным правителем Земли. А правителю подчинялся навороченный боевой звездолет (робот же). Чем закончилось не помню. Вроде, Румата его победил.
avatar
Есть приквел Обитаемого острова, не от Стругацких.
Была империя, типа Российской. Воевала с другим государством. Произошла революция и гражданская война. Победившим революционерам приходилось постоянно расстреливать. А когда придумали излучающие башни, расстреливать массово перестали.
avatar

Пц. Как можно в ТББ увидеть «памфлет против власти»?? Даже власть его не увидела, а ТС увидел. Автор! Никогда не проходи тесты Роршаха! Ужаснешься. Там кругом Сталин, Хрущев, притеснение и угнетение. 

avatar
Ех Ёлкин кот Вы меня совсем запутали. Теперь думаю стоит читать или нет
avatar
Мне кажется, что некоторые моменты в этом произведении перекликаются с событиями в нашей стране.
avatar
Не знаю откуда автор поста высосал свои обоснования, но там об этом нет ничего. У нас модно искать тайный смысл в книгах из СССР, а его там почти всегда нет, ибо это никому не надо было в то время. А в 1984 там тоже получается есть скрытый смысл? Типа спецслужбы США специально тормозят прогресс? Да хрен там.
avatar
kuzbass_oleg, Оруэлл англичанин.
avatar
SergeyJu, И что с того, писал то он про США, англия там как зона океании представлена. Даже не как протекторат.
avatar
Простите бога ради, а зачем на этом форуме некачественные мыслишки топикстартера про художественное произведение, относящееся к фондовому рынку, примерно как заяц к трипперу? Что бы что?
Нет, можно, наверное, обсудить как боль в колене лечить, или там, понос… Или как малину у соседа тырить… Но не лучше этим заниматься на профилтных ресурсах?
avatar
Очень хорошая статья, грамотная литературная речь. Такое на смартлабе редкость.
Книга неплохая, конечно, не самая лучшая у Стругацких. А вот фильм Германа по этой повести Стругацких — полный отстой.
avatar
Рептилоид, насколько фильмов было
avatar
Рептилоид, есть 2 фильма которые я видел, смотрите цветной.
Воодушевлённый постом включил вчера киношку (старую ещё 89 года СССР+швеция+германия)
Мне она больше всех нравится
Так и уснул под нее
avatar
Sergio Fedosoni, это то где есть вертолет в фильме и гг похож на Геральда из Ривии?
Первый раз читал, когда был школьником и еще существовал СССР... 
критиковать легко, а вы, напишите что-то подобное
кино с ярмольником атмосферное весьма
avatar

теги блога broker25

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн