Рецензии на книги
Книга must read. Эта книга просто супер!
Тимофей Мартынов предпочитает ставить цели на 10 лет, 5 лет, 1 год. Вот эта книга про то, как грамотно раскидать задачи для выполнения целей на год. У вас открыто 30 вкладок в браузере? У вас есть список из 100 книг, которые вы хотите прочитать? У вас есть список 100 фильмов, которые вы хотите посмотреть? Тогда эта книга для вас. Она написана понятным, простым языком, как книга Хулиномика. Так же эта книга будет неким продолжением «A Strategy for Daily Living».
Книга является переработанной версией книги GTD Дэвид Аллен.
Нам трудно делать все вовремя. Эта книга объясняет почему. Начинается книга с того, как устроена память. Наша память представляет 2 блокнота: с одного постоянно все стирается, а на другом очень плохо пишется. Доказано, что очень трудно запомнить 2 блока похожей информации.
Ложные воспоминания создают много проблем историкам и криминалистам. Очень часто воспоминания о давних событиях имеют довольно мало общего с реальностью.
Если делать память феноменальной, то мозг изменится. Причем неизвестно как.
Упражнения по очистке головы от дел:
После этих упражнений появляется лист со списком, который нужно «переварить» и понять, что делать в первую очередь. Список можно разделить на
-задачи
-проекты
-встречи
-справочную информацию.
Задачи добавляются в список задач, проекты-в список проектов, встречи- в календарь, справочная информация-в удобное место. Работа со справочной информацией- второстепенная задача. Зона видимости справочной информации. Задайте себе 2 вопроса:
-При каких условиях этот кусочек мне потребуется?
-Где я скорее всего буду искать его в этот момент?
Незавершенная задача крутится в подсознании. Чтоб задача не сжигала мыслетопливо («энергия для работы мозга»), нужно написать план по выполнению этой задачи. Эффективность этого была доказана.
Нужно делать список задач без привязки к датам. Просматривайте задачи регулярно. Вы сможете выполнять задачи раньше, чем ожидаете. Используйте единый список задач для личных и рабочих дел. т.е. не надо делать 2 списка задач.
Задачи должны быть сформулированы просто, конкретно, чтоб «обезьянка в голове» могла их понять. Чтоб не чиркать в блокноте, используйте стикеры. Их легко переклеивать на следующую страницу. Так можно формировать задачи на день (или неделю)
Надо регулярно проводить обзоры системы, т.к. список дел – это не письмо деду Морозу, которое пишется раз в год. Список задач надо проверять: что он
-не утратил своей актуальности
-содержит все, что нужно сделать.
Можно использовать систему из 3 коробочек:
-на сегодня
-на неделю
-«позже»
Просматривайте эти коробочки 1 раз в день, неделю, месяц.
Еженедельный обзор. Лучше провести двухминутный обзор, чем проводить основательный анализ этого списка дел. Ставьте таймер на еженедельный обзор, чтоб не зависнуть.
Вот пример списка контрольных вопросов, который призван сделать ритуал еженедельного обзора более понятным:
1. Все ли источники входящих обработаны? (чтобы было более понятно, перечислите их явно: рабочая почта, личная почта, блокнотики и т. п.) Если вы только начинаете осваивать эту технику и далеко не все ваши источники входящих в норме пусты, то можете исключить этот пункт из обзора и разбирать свои входящие в рамках отдельной задачи).
2. Все ли задачи в списке задач все еще надо сделать? Может задачу все еще надо сделать, но уже в основательно иной формулировке.
3. Просмотрите свой список активных проектов. Есть ли задачи, которые стоит занести в свой список задач для дальнейшего продвижения проектов вперед?
4. Все ли проекты в вашем списке проектов все еще активны? Может быть, вы уже какой-то из этих проектов завершили? А если есть проект, по которому давно не было задач, но вы не считаете его завершенным, что вам еще осталось по нему сделать?
5. Просмотрите задачи, завершенные на прошлой неделе. Надо ли (можно ли) еще что-то сделать?
6. Просмотрите календарь на неделю/две вперед. Надо ли что-то сделать в связи с увиденным?
Ежедневный обзор. Делать также как и еженедельный. Но если задача осталась со вчера, то ее надо переформулировать. Есть понятие «повторяющееся торможение» -неизменной информации уделяется все меньше и меньше внимания.
Переключение внимания с занятия на занятие тратит мыслетопливо. Когда мы узнаем новую информацию и переключаем внимание, то новая информация усвоится хуже, чем без нее. Т.е. легкость переключения внимания сказывается на нашей способности к обучению.
Чтоб оценить свой уровень тревоги, нужно сесть, расслабиться, поставить секундомер и закрыть глаза. Пусть мысли блуждают. Откройте глаза, когда пройдет 1 минута по вашему внутреннему убеждению. Автор каждое утро проводит с этого упражнения. Если показатели плохие, то выполняется упражнение по очистке головы от дел (см выше).
Пример разбивки проекта на задачи.
Что касается хотелок, к которым не нашлось ни одной задачи, здесь важно помнить закон хомячка: Кто не роет, у того нет норки.
Закон представляет собой негативное описание (via negativa). По мнению Талеба, подобные законы, в отличие от позитивно сформулированных, оставляют меньше возможностей оказаться «одураченными случайностью» (см. главу Via negativa ). Кстати, в этом случае позитивно сформулированный закон «Кто роет, у того есть норка» в общем случае неверен, так как «рыть» (то есть, в нашей трактовке, выполнять задачи, приближающие к «хотелке») – условие необходимое, но далеко не достаточное. В общем, если вы роете, это не гарантирует вам норку. Но если вы этого не делаете, вам практически гарантировано ее отсутствие.
Связь между проектами, задачами
Когда у вас много одновременных проектов, то вы будете медленнее работать. См пример с эстонскими полицейскими. Надо работать одновременно максимум с 5 проектами. А все новые задачи даже не начинать. Т.е. когда у вас 35 проектов, то 5 проектов будут сделаны за 3 месяца. А если только 5 проектов, то за 1 мес.
Советы по оптимизации. Создать повторяющуюся задачу в вашем списке дел на обработку одинаковых писем. Например, уведомления из соц. сетей читать по вторникам. Как только появляется новая задача, то она кажется наиболее важной. Об этой иллюзии надо помнить.
Список книг. запишите не только саму книгу, но и сведения, позволяющие сохранить те ощущения, благодаря которым вы решили внести эту книгу в список.Запишите:
1. Кто порекомендовал вам эту книгу? Если вы прочтете ее через полгода или год и она вам понравится, можно будет поблагодарить рекомендателя. Он это оценит.
2. Зачем вам читать эту книгу? Наверняка в момент рекомендации было сказано несколько слов о том, что можно из нее извлечь и что она могла бы дать лично вам.
3. Что полезного вы могли бы извлечь из этой книги и для чего это полезное может вам пригодиться?
Список идей. Это вроде как и не задача, и не проект, так как ничего конкретного сейчас делать не надо, но и входящим назвать его тоже язык не поворачивается. Идея – это что-то, что, может быть, когда-то для чего-то пригодится. Вот только мы не знаем, когда, для чего и в каком виде оно пригодится, и пригодится ли вообще. Нам ясно одно – терять это «нечто» не хочется.
Обычно их записывают. И потом не просматривают.
Если у вас есть список идей (а многие из них могут оказаться совсем сырыми и незрелыми), я рекомендую просматривать его регулярно. Нет ничего лучше, чем создать в вашей программе для управления списком дел повторяющуюся задачу (два-три раза в неделю – как удобнее) с формулировкой: «Провести 25 (20, 15) минут в инкубаторе мыслей». На этом этапе многим становится интересно, что значит «провести время в инкубаторе мыслей» и почему именно сколько-то минут.
Теперь о том, что же означает проведение времени в инкубаторе мыслей. Детали ритуала вы придумаете сами, а для начала поставьте будильник на 25 минут (чтобы мозг каждые две минуты не донимал вас вопросами «а время еще не вышло?», «а сейчас?») и погружайтесь в список идей. Смиритесь с тем, что за эти 25 минут вы не поставите ни одной галочки «сделано» и вообще не будете ничего делать. Вы будете неторопливо читать одну идею за другой и каждый раз задумываться:
1. А есть ли мне что в нее добавить? Может, у меня появилась какая-то новая информация?
2. А для чего эта идея может мне пригодиться?
3. А как эта идея связана с остальными идеями? Можно ли ее с чем-то слепить и получить что-то полезное?
4. А к чему вообще эта идея может меня приблизить? А от чего может отдалить?
5. А хочу ли я что-нибудь сделать в связи с этой идеей?
6. А точно ли эта идея все еще нужна в списке?
Это примерный список вопросов.
Как только время выйдет – принимайте решение, готовы ли вы прерваться и двинуться дальше по своему списку дел, или какая-то идея вас зацепила и вам бы хотелось глубже погрузиться в ее проработку?
Полезный совет: сортируйте идеи по дате изменения в обратном порядке (тогда те, что давно не менялись, окажутся в начале списка) и начинайте просмотр идей сверху. Это поможет вам избежать накопления кучи идей, до осмысления которых дело никогда не доходит.
Письма. Помечайте все письма прочитанными.
Чек-лист. Сделайте чек-листы для повторяющихся дел. Например, чек-лист для сбора вещей в спортзал, чек-лист для сбора вещей в отпуск и т.д.
Итог: надо проводить ежедневный обзор, еженедельный обзор, ежемесячный обзор задач.
Надо правильно формулировать задачи в списке.
При выполнении еженедельного обзора ограничьте время на него 15-30мин, чтоб не заниматься им 2-3 часа. Если не успели, то раскидайте пункты на задачи в течение недели.
Нужно иметь то, ради чего появится свободное время. Если такого нет, то вы будете работать еще больше.
Эффект фиксации. Возникает, когда вы делаете важную задачу и вдруг появляется «срочная» задача. Мозг не может выбрать и решает листать вконтакте. Нетерпимость к незавершенным делам (привет трейдерам, которые находятся в позиции). Очень некомфортное состояние, когда проект делается, но со своей частью вы справились, и ждете проверки. Например, отправили заявление в жкх, и надо ждать ответа 1 месяц.
-Четко сформулированная задача, записанная в список, уже снимает эффект фиксации
-можно воспользоваться эффектом замещения. Надо начать задачу, схожую с прерванной, но более трудную.
p.s. Я для себя взял несколько приемов, но нельзя скопировать все, т.к. каждый человек индивидуален.