По данным “Ъ”, Белый дом намерен продлить на 2024 год антикризисное регулирование в экономике — законопроект об этом подготовило Минэкономики. Напомним, специальные меры были оформлены как нормы законов в части моратория на штрафы за валютные нарушения, они предполагали также возможность правительства вводить отдельными решениями те или иные формы поддержки — от упрощения получения госуслуг до закупок лекарств. Практику таких специальных полномочий правительство освоило еще в ковидном 2020 году — гибкий подход позволяет правительству адаптировать регулирование под быстро меняющиеся условия.
Продлению, впрочем, подлежит только часть мер. Так, решено отказаться от специальных мер в сфере градостроительства — в частности, от полномочий правительства по выдаче разрешений на строительство объектов капстроительства и продлению сроков действия документации по планировке территорий, градостроительных планов.
Крупный блок спецмер касается корпоративного управления.
Они во многом предполагали ограничение влияния иностранных участников на деятельность российских компаний. Так, речь идет о приостановке прав иностранных участников обществ (пролонгация объясняется проблемами в нефтегазовой сфере), о сохранении доступа к информации общества только для акционеров с долей более 5% (при общем режиме в 1%), о возможности выпускать облигации без регистрации проспекта эмиссии. «Подсанкционным» обществам можно не образовывать совет директоров, передавая его функции исполнительному органу.
В частности, предлагается сохранить возможность менять существенные условия контрактов по поставке лекарств, а также в сфере обороны и безопасности, поскольку цены на закупаемый товар часто меняются. Также стороны в случае форс-мажора смогут менять существенные условия контракта при наличии решения правительства, а правительство сможет определять случаи корректировки существенных условий для строительных контрактов, заключенных менее чем на год. У заказчиков сохраняются возможности для массовых закупок у единственного поставщика — правительство и регионы сейчас могут самостоятельно определять случаи таких закупок. Предполагается, что закупки у единственного поставщика надежнее в условиях санкций и рисков разрыва цепочек. Впрочем, как ранее отмечала ФАС, на практике такие закупки не всегда обоснованны — при этом нормы о единственном поставщике перекраивают рынки и несут риски для конкуренции, поскольку многие контрагенты не могут получить доступ к закупкам
www.kommersant.ru/doc/6223765