Копипаст
Розничные цены на бензин значительно отстают от оптовых, которые с начала года уже выросли на 12–17%. Эксперты ожидают роста розницы в ближайшие месяцы по меньшей мере на 6%, а при худшем сценарии — на 14–16%. Кроме того, дисбаланс между оптовыми и розничными ценами подталкивает продавцов к снижению качества бензина для получения более высокой маржи.
С начала года розничные цены на автомобильное топливо в России практически не изменились. Согласно статистике Thomson Reuters Kortes, в середине января бензин АИ-92 стоил на автозаправочных станциях в среднем 32,5 руб. за литр, цена АИ-95 составляла 35,18 руб., а дизельное топливо стоило 34,41 руб. за литр.
По данным Kortes, за неделю 1–7 июня средняя по РФ цена АИ-92 составила 32,4 руб. за литр, АИ-95 — 35,14 руб., а ДТ — 34,5 руб. Таким образом, незначительно подорожало только дизельное топливо, в то время как АИ-92 и АИ-95 даже подешевели.
Впрочем, в отличие от розницы оптовые цены на горючее за тот же период выросли весьма заметно.
Тонна АИ-92 с января подорожала примерно на 13%, ее цена в первую неделю июня составила 36,697 тыс. руб. АИ-95 подорожал на 11,6%, до 38,242 тыс. руб., а стоимость «дизеля» выросла на 17,7%, составив 33,668 тыс. руб. за тонну.
«Розничные цены на автобензин меняются медленнее, чем оптовые, — объясняют в Thomson Reuters Kortes. — Отчасти это связано с тем, что розница контролируется Федеральной антимонопольной службой, так что независимым продавцам топлива приходится работать себе в убыток или вообще на какое-то время приостанавливать деятельность, когда оптовые цены повышаются очень сильно в пиковый сезон спроса или из-за резкого роста спроса, связанного с аварией на каком-либо НПЗ».
Сейчас начался период сезонного роста цен, вызванный увеличением потребления топлива в теплый период (особенно в летние месяцы). По словам экспертов Thomson Reuters Kortes, рост цен начинается в апреле — мае и заканчивается в октябре — ноябре.
До конца этого периода минимальный рост розничных цен в среднем по РФ составит 6,1%. Но высокая прогнозируемая инфляция может привести к более существенному росту цен на бензин — до уровня годовой инфляции 14–16%, который считается максимальным уровнем для контролирующих органов.
Таким образом, при наихудшем сценарии в ближайшие несколько месяцев бензин может подорожать на 4,8–5,2 руб. за литр.
Причем, как отмечают специалисты Thomson Reuters Kortes, это только при условии, что не произойдет чего-то вроде прошлогодней аварии на Ачинском заводе «Роснефти». Аварии на крупных НПЗ дополнительно толкают оптовые цены вверх.
Резкий рост оптовых цен при сдерживании розничных пагубно отражается в первую очередь на деятельности именно независимых продавцов бензина, отмечает источник на российском топливном рынке.
«Как раз недавно был зафиксирован скачок оптовых цен на бирже, ФАС сейчас разбирается с причинами, — рассказывает собеседник «Газеты.Ru». — Но главное, что такая разбалансировка рынка идет во вред и потребителю. Так как зачастую эти проблемы решаются продавцами за счет качества бензина».
По данным Федерации автовладельцев России, около 25% АЗС только по Москве и Санкт-Петербургу торгуют топливом, не соответствующим техническому регламенту.
Врегионах этот показатель составляет уже около 30%, хотя есть и благополучные регионы, как правило, те, где расположены нефтеперерабатывающие мощности. Например, Башкирия, где работает «Башнефть», или Ярославская область с местным НПЗ. Основная проблема топлива на АЗС в том, что для повышения октанового числа продавцы добавляют в него различные (в том числе металлосодержащие и азотосодержащие) присадки, которые не только вредят двигателю автомобиля, но и пагубно воздействуют на здоровье окружающих.
«Например, монометиламин (ММА) при выбросе выхлопных газов не рассеивается в воздухе, а оседает на землю, — говорит глава ФАР Сергей Канаев. — А это соединение увеличивает риск онкологических заболеваний».При этом данная присадка продается совершенно свободно — достаточно ввести в интернет-поисковик соответствующий запрос.