Копипаст
Копипаста. Больше тут www.sostav.ru/publication/ishchem-vykhod-mediastrategiya-v-krizis-15832.html
Экономический контекст
Кризис 2014-2015 годов отличается от предыдущих своей природой и имеет глубокие предпосылки. Являясь системным, он представляет собой следствие выбора модели роста отечественной экономики, которая основана на освоении сырьевой ренты, и недостаточности усилий в области ее диверсификации. Взаимные санкции между Россией и странами Запада, а также падение цен на нефть на 45%, произошедшее во втором полугодии 2014 года, лишь усилили кризисные процессы.
«Учитывая глубину и системность данных процессов, спровоцировавших нынешний кризис, можно смело говорить, что он не будет преодолен так же быстро, как кризисы 1998 и 2008 годов. До возврата к привычному потреблению пройдет, как минимум, 2-3 года, в течение которых игрокам рынка придется максимально адаптировать свой бизнес, а именно ассортиментную и ценовую политику, а также коммуникационную и медиастратегии», – говорит Ольга Шигорина, исполнительный директор BrandScience.
В зависимости от эластичности спроса на разные товарные категории будет отличаться и то, насколько отразится кризис на каждой из них. Кроме того, будет наблюдаться существенное перераспределение потребителей между разными ценовыми сегментами внутри категорий. Сейчас люди стали острее ощущать необходимость экономить и уже более прагматично подходят к тратам, частично или полностью отказываясь от некоторых товаров повседневного спроса и длительного пользования.
Исследование потребительского поведения
По данным, полученным в результате собственного трекингового исследования агентства BrandScience, в начале 2015 года общество настроено более оптимистично, чем во время мирового финансового кризиса 2008 года. На вопрос, волнует ли потребителей кризис, вариант «очень волнует» отметило всего 35% респондентов. В конце 2008 года этот показатель был вдвое выше. При этом 8% полагают, что кризиса в стране нет. Это связано, в первую очередь, с тем, что население имеет за плечами недавний кризисный опыт, а также с небывалым подъемом патриотических настроений.
Люди считают, что ситуация в стране ухудшается быстрее, чем их личное финансовое состояние. Негативное изменение экономической ситуации в стране наблюдают 80%, в то время как ухудшение материального состояния в семье отмечают лишь 56%. Менее 10% респондентов заявили, что положение значительно или немного улучшилось.
Также исследование позволило определить, с чем уже столкнулись потребители и чего они ожидают в ближайшее время. Большинство респондентов считает, что существенных изменений в течение ближайшего года не произойдет: ни условий существующего кредитования (59%) и трудностей с его получением (57%), ни перехода на неофициальную заработную плату (56%) и сокращения/увольнения (54%).
Чуть меньше половины людей полагает, что их не коснется задержка зарплаты (44%) и сокращение дополнительных поощрений от работодателя (43%). В то же время четверть участвующих в опросе заявила, что уже столкнулась с отсутствием привычных товаров в магазинах, а 26% – с уменьшением либо отменой премий.
В кризис потребители, в первую очередь, откладывают дорогостоящие покупки, что еще раз подтверждают результаты исследования – почти половина выборки отметила, что перенесла запланированную ранее или вовсе отказалась от покупки товаров длительного пользования. Данные по категориям следующие: недвижимость (56%), авто (55%), мебель (47%), крупная бытовая и аудио-видео техника и электроника (46%). Причем, покупать машину в кризис не стали 63% опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга (показатель больше на 14 процентных пунктов, чем в регионах), в то время как в городах-миллионниках начала прослеживаться другая тенденция – люди начали продавать автомобили, о чем призналось 6% респондентов (в Москве и Санкт-Петербурге – 0%).
В отношении товаров повседневного спроса чаще действует иная модель потребительского поведения – экономия (уменьшение объема или частоты покупки, переключение на более дешевые бренды или более дешевые места покупки). Несмотря на то, что 43% всей выборки отметили, что не стали меньше покупать алкоголя, 33% опрошенных жителей городов-миллионников сообщили, что теперь делают это реже (показатель на 10 процентных пунктов больше, чем среди москвичей и петербуржцев). Примечательно, что последние не поменяли свои докризисные предпочтения, но в целях экономии перешли в более дешевые магазины (по другим субъектам федерации этот показатель 10%).
Среди товаров повседневного спроса существует несколько категорий, наименее чувствительных к кризису с точки зрения изменения потребительского поведения. Так, в феврале 2015 года 60% респондентов заявили о том, что покупают лекарства в докризисных объемах («ничего не изменилось»). Но треть потребителей все же стала сокращать расходы, причем, в Москве люди экономят, преимущественно, за счет приобретения лекарств в более дешевых местах (18%), в то время как в городах-миллионниках люди переключаются на более дешевые марки (18%).
«Сейчас, уже пройдя через отрицание кризиса и панику, потребитель и рынок вступили в следующую стадию – группировку, для которой характерна боязнь рисковать. Однако, несмотря на настороженное поведение, в ситуации сохранения стабильности, потребитель в ближайшие месяцы перейдет в состояние адаптации к кризису. Люди начнут привыкать к новым ценам и новым реалиям, и бизнесу нужно быть готовым предложить те решения, которые позволят сделать этот процесс максимально безболезненным и эффективным», – комментирует Алена Разбирина, директор по стратегическому планированию BrandScience.
Опрос точно проводили в России, а не среди разморенных жарой африканцев?
Общий итог: ждут небольшого снижения цен на недвигу, но не падения. Все ужасные моменты позади. 30 рублей за доллар не увидим, но нам и так живется неплохо, да мы успели осенью закупиться зелеными либо на работе зарплату повысили поэтому буду брать рассрочку (сейчас появились хорошие варианты). Президент сказал кризис через 2 года закончится. Раньше жили нормально и сейчас проживем.