Блог им. sergeinvest

Яндекс: цена расходится со стоимостью

Как известно, инвесторы в большинстве случаев знают цену акций, но не знают их стоимости. Есть позитивные новости – берем, появился негатив – продаем.

Яндекс растет на новостях о начале процесса переезда или разделения бизнеса на российский и международный. Но еще не известны главные детали разделения: будет редомициляция или продажа российских активов, если продажа, то по какой цене и что будет с акциями российских миноритариев.

За год акции Яндекса выросли незначительно относительно рынка – Яндекс прибавил 53%, а индекс IMOEX — 46%. При том, что даже акции нетехнологических компаний показали лучшую динамику: Лукойл прибавил 78% за год, Сбербанк – 79%, Мать и дитя – 85%, Globaltrans – 122%.

Яндекс в этом году является одним из фаворитов среди аналитиков. Должны ли акции Яндекса в ближайшее время отыграть отставание от динамики рынка? Спекулятивная идея, которая зависит от условий разделения или переезда бизнеса. Если акционеры Яндекса пойдут по пути продажи российских активов, как QIWI, то более вероятно, что увидим коррекцию, глубина которой будет зависеть от размера дисконта российских активов к текущей капитализации Яндекса. Если пойдут по пути редомициляции, то капитализация, скорее, вырастет. 

Цена и стоимость 

Посмотрим на динамику цены акций Яндекса и его стоимости по мультипликатору P/S (рыночная капитализация/выручка).

Динамика акций Яндекса и мультипликатора P/SДинамика акций Яндекса и мультипликатора P/S

Как видно наблюдается дивергенция, т.е. расхождение между ценой и стоимостью Яндекса по P/S – акции растут в цене, а стоимость по P/S находится на минимуме и колеблется около 1х. Дивергенция, как известно свидетельствует о слабости текущего тренда, который не подтверждается таким фундаментальным фактором, как стоимость.

Так дешево Яндекс еще никогда не стоил. Недооцененность Яндекса по P/S может означать, что акции должны вырасти и достичь, может быть, среднего значения по данному мультипликатору, которое за последние пять лет находится на уровне 5х. При таком мультипликаторе компания должна стоить ₽3,6 трлн из расчета ₽715 млрд выручки за последние 12 месяцев, но столько она никогда не стоила. Максимальная капитализация Яндекса была 2 трлн в ноябре 2021 года, после чего началось стремительное падение и на текущий момент она потеряла более половины своей капитализации.

Дешевая оценка Яндекса и стагнирующий P/S означает одно – долгосрочные инвесторы не видят перспектив роста ее стоимости, а цену движут спекулянты на фоне роста рынка и на позитивных новостях на ожидаемом разделении бизнеса. 

Падающая рентабельность

Что не нравится инвесторам в Яндексе и почему они дешево оценивают компанию? Падающая рентабельность, несмотря на рост выручки. Рентабельность по EBITDA снизилась в 2,5 раза — c 33% в 2018 году до 13% по итогам 3К2023.

Рентабельность Яндекса по EBITDA
Рентабельность Яндекса по EBITDA

Что должно произойти, чтобы начала расти стоимость Яндекса по P/S? Капитализация компании, т.е. цена акций, должна расти опережающими темпами относительно выручки, которая продолжала расти даже во время падения капитализации компании в 2021-2022 годах либо должна упасть выручка при растущей капитализации. Падение выручки на фоне инфляции маловероятно.

В итоге

Яндекс растет вместе с рынком и на новостях об ожидаемом переезде или разделении бизнеса, но еще не известны детали из-за чего риски для миноритариев превышают потенциальную доходность.

Фундаментально дешевый Яндекс с растущей выручкой не означает, что он сейчас привлекателен. Растущая капитализация компании не подтверждается ростом ее стоимости, что свидетельствует о слабости текущего растущего тренда.

Стоимость Яндекса по P/S не растет с тех пор, как капитализации компании достигла минимального значения в феврале 2022 года, что может быть связано с падающей рентабельностью бизнеса.


★2
23 комментария
такой способ анализа не подходит для акций роста. Например попробуйте разобрать так Озон. 
avatar
FZ, отчего же, я же не использую Р/Е, которая от -200х до 180х доходила
Сергей Стаценко, так и EBITDA не походит. Прежде всего надо разделять бизнес на сегменты. Есть мнение что просто два сегмента — поиск и такси приносят порядка 130 млрд прибыли. И дальше просто на них «висит» куча развивающихся бизнесов где есть убыток, включая еком который и дает рост выручки без прибыли. Но это все неплохие бизнесы, растущие. И даже еком может еще во что то вырасти, хотя я бы лично его убил. Получается Яндекс это поиск и такси за P/E 7, и куча всяких растущих бизнесов которые отдают за ноль. А 2900 это супер цена
avatar
FZ, они же не собираются избавляться от низкорентабельных бизнесов, а будут вних вкладывать прибыль от рекламы и поиска, так что по Р/Е=7 тоже сейчас оценить не получится
Сергей Стаценко, то есть бизнес который отдельно работает и пока приносит убыток вы оцените тогда как? За ноль? Или за минус? Это так не работает, даже убыточный еком внутри Яндекса стоит бабок, если они смогут воткнуть его все таки между Озоном и Вайлдбериз. Озон убыточный там сколько ярдов стоит? Как пол Яндекса )) но он же убыточный! Не работает ваша логика для оценки компаний, попробуйте считать хотя бы на 3 года вперед если оцениваете компанию роста
avatar

FZ, отчего же убыточный бизнес в 0 оценивать. Вот еще один пример — QIWI когда-то была перспективной компанией? С 2022 обратил внимание на недооцененность по мультипликаторам, тем не менее рынок продолжал оценивать ее дешево, не было признаков разворота стоимости компании. В большинстве случаев мы думаем, что рынки неэффективны и неправильно оценивают актив, а тут в случае с QIWI все правильно рынок рассчитал — конец этой конторы для российских инвесторов

Так и в случае в Яндексом можно полагать, что рынок недооценивает его и идти против рынка, что в итоге может дорого обойтись либо не принести дохода

Сергей Стаценко, не нужно ни так ни эдак делать, нужно корректно оценивать справедливую стоимость. Если Озон как убыточный еком стоит 500 млрд рублей (пол Яндекса), то может наверное еком внутри Яндекса стоить скажем 150 млрд? Добавляем к Такси и поиску… и так двигаемся. В итоге выйдет что когда этот букет Яндекса раскроется и все зародыши выйдут на самообеспечение, это все будет стоить уже невозможно дорого. На сегодня справедливая цена не меньше 4000 рублей, со скидкой на рисковость рынка и СВО
avatar
FZ, а в прошлые годы вы делали оценку справедливой стоимости Яндекса и насколько она изменилась относительно текущего момента?
Сергей Стаценко, нет, раньше не делал, было супер дорого. Все будущие планы и фантазии были уже в цене. Такое не покупаю. Сейчас компания выросла резко за прошедшие пару лет, а цена в 2 раза ниже чем была. Это стало интересно для анализа
avatar

FZ, по Озону и другим ИТ такая же ситуация — цена отросла, оценка на минимуме

Раньше у абстрактного Яндекса была конкретная фамилия — Волож. Это был умный, энергичный и хитрый мужик необычной национальности. А как сейчас звучит фамилия владельца Яндекса?

Чей ум, энергию и хитрость я могу сейчас купить (или не купить) в виде акций абстрактного Яндекса?
avatar
GOLD, Кудрин — лучший министр финансов года (Euromoney, 2010)
Сергей Стаценко, Кудрин не владелец Яндекса. 
avatar
а в попугаях то я гораздо длиннее



avatar
У Яндекса нет перспектив роста.  Маркет и доставка и прочие мелкие сервисы как были в минусе, так и будут.  А райдтех начиная с третьего квартала начинает стагнировать по прибыли из-за проблем в такси,  которые из-за выбывания парка авто и невозможности его заместить будут усугубляется еще и оттоком водителей из сервиса и как следствие это усугубление невывоза и оттока пользователей .  Если данные за 4 квартал подтвердят отток водителей и снижение прибыли к 4 кварталу 22 года, то у Яндекс остается только поиск с рекламой, которые не вытянет все остальное.   
avatar
Александр, вымывание парка авто и нехватка водителей приведут к росту цен просто. Они и так выросли по моему на 40% если я не ошибаюсь. Соответственно и выручка Яндекса будет расти. Проблемы будут только если люди перестанут юзать такси и пойдут на автобус. Это большой вопрос
avatar
FZ, во-первых шеринг рулит. Во вторых, могут такси выделить, что бы не потерять монополию, потому что пирог явно стал слаще, а значит кому-нибудь захочется кусочек, и против него слова не скажешь.
 И за всеми этими пертурбациями Яндекс может потерять что-то. 
avatar
11 11, Монополия обычно регулируется не так, в Китае ввели предел комиссии у такси, у нас я думаю сделают также. К тому же комиссия сейчас не самая высокая у Яндекса и вобщем возбуждаться органам особо не на что.
Шеринг во много раз меньше чем такси сейчас, пока не выглядит как угроза. И на рынке такси у Яндекса не 100% пока, где то видел оценку что порядка 70%. Есть куда расти добивая тех таксистов кто еще живет вне Яндекса, тоже точка роста
avatar
FZ, вот я и говорю, что всяко может повернуться. Кому-то захочется то же пирога. Опять же примеров — масса. Он мыслится как Большой Брат, на самоокупаемости и самофинансировании. Все эти многочисленные метастазы уже пережиток прошлого. 
avatar
11 11, так Яндекс теперь весь будет упакован олигархами и поделен под управлением Администрации Президента. Кто туда полезет?
avatar
FZ, поживём — увидим
avatar
11 11, да, может быть по разному. И например даже так что закон поддержит Яндекс. К примеру так https://smartlab.news/read/104756-v-sovfede-xotyat-ogranicit-marketpleisy-s-dolei-rynka-vyse-25-forbes
avatar
Конторы и аналитики все получили одинаковую команду, впаривать толпе акции по заоблачной цене, выпускают кого-то, надо ведь об кого-то крыться. 3000р\1шт. Просто Сме-Шно.

Скоро услышим визг и у видим на смартлаба, обманули кинули хде Цб караул мокухня всех абманула как де так.
avatar

теги блога Сергей Стаценко

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн