Блог им. sergeinvest
Как известно, инвесторы в большинстве случаев знают цену акций, но не знают их стоимости. Есть позитивные новости – берем, появился негатив – продаем.
Яндекс растет на новостях о начале процесса переезда или разделения бизнеса на российский и международный. Но еще не известны главные детали разделения: будет редомициляция или продажа российских активов, если продажа, то по какой цене и что будет с акциями российских миноритариев.
За год акции Яндекса выросли незначительно относительно рынка – Яндекс прибавил 53%, а индекс IMOEX — 46%. При том, что даже акции нетехнологических компаний показали лучшую динамику: Лукойл прибавил 78% за год, Сбербанк – 79%, Мать и дитя – 85%, Globaltrans – 122%.
Яндекс в этом году является одним из фаворитов среди аналитиков. Должны ли акции Яндекса в ближайшее время отыграть отставание от динамики рынка? Спекулятивная идея, которая зависит от условий разделения или переезда бизнеса. Если акционеры Яндекса пойдут по пути продажи российских активов, как QIWI, то более вероятно, что увидим коррекцию, глубина которой будет зависеть от размера дисконта российских активов к текущей капитализации Яндекса. Если пойдут по пути редомициляции, то капитализация, скорее, вырастет.
Цена и стоимость
Посмотрим на динамику цены акций Яндекса и его стоимости по мультипликатору P/S (рыночная капитализация/выручка).
Динамика акций Яндекса и мультипликатора P/S
Как видно наблюдается дивергенция, т.е. расхождение между ценой и стоимостью Яндекса по P/S – акции растут в цене, а стоимость по P/S находится на минимуме и колеблется около 1х. Дивергенция, как известно свидетельствует о слабости текущего тренда, который не подтверждается таким фундаментальным фактором, как стоимость.
Так дешево Яндекс еще никогда не стоил. Недооцененность Яндекса по P/S может означать, что акции должны вырасти и достичь, может быть, среднего значения по данному мультипликатору, которое за последние пять лет находится на уровне 5х. При таком мультипликаторе компания должна стоить ₽3,6 трлн из расчета ₽715 млрд выручки за последние 12 месяцев, но столько она никогда не стоила. Максимальная капитализация Яндекса была 2 трлн в ноябре 2021 года, после чего началось стремительное падение и на текущий момент она потеряла более половины своей капитализации.
Дешевая оценка Яндекса и стагнирующий P/S означает одно – долгосрочные инвесторы не видят перспектив роста ее стоимости, а цену движут спекулянты на фоне роста рынка и на позитивных новостях на ожидаемом разделении бизнеса.
Падающая рентабельность
Что не нравится инвесторам в Яндексе и почему они дешево оценивают компанию? Падающая рентабельность, несмотря на рост выручки. Рентабельность по EBITDA снизилась в 2,5 раза — c 33% в 2018 году до 13% по итогам 3К2023.
Рентабельность Яндекса по EBITDA
Что должно произойти, чтобы начала расти стоимость Яндекса по P/S? Капитализация компании, т.е. цена акций, должна расти опережающими темпами относительно выручки, которая продолжала расти даже во время падения капитализации компании в 2021-2022 годах либо должна упасть выручка при растущей капитализации. Падение выручки на фоне инфляции маловероятно.
В итоге
Яндекс растет вместе с рынком и на новостях об ожидаемом переезде или разделении бизнеса, но еще не известны детали из-за чего риски для миноритариев превышают потенциальную доходность.
Фундаментально дешевый Яндекс с растущей выручкой не означает, что он сейчас привлекателен. Растущая капитализация компании не подтверждается ростом ее стоимости, что свидетельствует о слабости текущего растущего тренда.
Стоимость Яндекса по P/S не растет с тех пор, как капитализации компании достигла минимального значения в феврале 2022 года, что может быть связано с падающей рентабельностью бизнеса.
FZ, отчего же убыточный бизнес в 0 оценивать. Вот еще один пример — QIWI когда-то была перспективной компанией? С 2022 обратил внимание на недооцененность по мультипликаторам, тем не менее рынок продолжал оценивать ее дешево, не было признаков разворота стоимости компании. В большинстве случаев мы думаем, что рынки неэффективны и неправильно оценивают актив, а тут в случае с QIWI все правильно рынок рассчитал — конец этой конторы для российских инвесторов
Так и в случае в Яндексом можно полагать, что рынок недооценивает его и идти против рынка, что в итоге может дорого обойтись либо не принести дохода
FZ, по Озону и другим ИТ такая же ситуация — цена отросла, оценка на минимуме
Чей ум, энергию и хитрость я могу сейчас купить (или не купить) в виде акций абстрактного Яндекса?
И за всеми этими пертурбациями Яндекс может потерять что-то.
Шеринг во много раз меньше чем такси сейчас, пока не выглядит как угроза. И на рынке такси у Яндекса не 100% пока, где то видел оценку что порядка 70%. Есть куда расти добивая тех таксистов кто еще живет вне Яндекса, тоже точка роста
Скоро услышим визг и у видим на смартлаба, обманули кинули хде Цб караул мокухня всех абманула как де так.