Разгоревшейся бойне в Секторе Газа стало тесно на суше, и она уверенно переходит в море. 11 декабря ракетой с берегов Йемена попали в танкер Strinda, чуть позже из-под атаки удалось уйти перевозчику Ardmore Encounter, а эсминец USS Mason сбил атакующий беспилотник. Теперь к морским боям думает подключиться и Австралия, хотя казалось бы, где кенгуру, а где Аравийский полуостров. Что происходит в Красном море, и почему западные СМИ не спешат поднимать панику, хотя над экспортом нефти сгущаются тучи?
И вновь начинается бой
Около 11 утра по местному времени 11 декабря с нефтеналивным танкером Strinda
связались от лица ВМС Йемена и потребовали идти в местный порт. Поняв, что дело пахнет жареным, капитан, видимо, решил дать стрекача, но от противокорабельной крылатой ракеты так просто не убежишь. Хуситы подбили судно в Баб-эль-Мандебском проливе, примерно в 15 морских милях к западу от порта Моха. Начался пожар, на помощь экипажу выдвинулся эсминец USS Mason ВМС США. На прошлой неделе боевой корабль ответил на 4 нападения на коммерческие судна, курсирующие в международных водах в южной части Красного моря, так что опыт у моряков уже накопился приличный. Огонь потушили, танкер удалось сопроводить в безопасное место.
Попробовав успокоить общественность сообщениями о том, что с экипажем подбитого танкера всё в порядке (ну, а чё такова, ну, подбили лодку, люди ж не пострадали, не обращайте внимания), уже на следующий день морские баталии
возобновились. На этот раз, правда, обошлось без подбитых танкеров. К коммерческому танкеру Ardmore Encounter компании Motor Vessel приблизились быстроходные моторные лодки, предположительно, принадлежащие йеменским хуситам. По судну выпустили две ракеты, но они прошли мимо цели. Пришедший на помощь эсминец USS Mason сбил беспилотный летательный аппарат, который летел в его направлении.
Пресс-секретарь Минобороны США Пэт Райдер заявил, что международное сообщество должно поддержать работу оперативной группы по защите кораблей в Красном море. Немедля на это отреагировала страна максимально удалённая от точки противостояния — власти Австралии
рассматривают запрос об отправке военного корабля в Красное море.
Уровень шизы зашкаливает — по американскому военному флоту вовсю работают то ракетами, то дронами, но острых заявлений все избегают. Что-то там летело, что-то там упало, нормально всё, плавайте дальше. Но на всякий случай пришлите поддержку из Австралии. Такое ощущение, что в зону боевых действий зовут всех, кого не жалко.
Танцы на булавочной головке
Непрекращающийся обстрел кораблей в Красном море старательно обходят стороной западные СМИ. Нет, конечно, такой вопиющий эпизод, как вспыхнувший норвежский танкер у берегов Йемена, не получается совершенно игнорировать, но данную тему однозначно не разгоняют при всём потенциальном интересе широкой публики. ВА ведь морские баталии вот-вот похоронят Суэцкий канал как безопасный торговый путь. Как же так получается, что тот же Bloomberg, обращающий внимание даже на погоду, если она касается нефтеперевозок ("
Экспорт нефти из России в танкерах резко вырос после утихания штормов на Чёрном море"), старательно отводит глаза в сторону от горящего в Баб-эль-Мандебском проливе корабля?
Associated Press незадолго до подбития Strinda опубликовал
большой материал на данную тему — «Кто такие хуситы и почему США не ответили за их нападение на корабли на Ближнем Востоке?». И вся загадочная невнимательность к происходящему в Красном море становится понятна.
Историческая справка гласит о том, что в последнее десятилетие хуситы, захватив власть в Йемене, столкнулись с нищетой и голодом, плюс боевые столкновения с Саудовской Аравией, из-за такого комплексного удара беднейшая страна на полуострове потеряла 150 тысяч человек. У ребят и так всё не благополучно, а тут ещё Израиль лишает их остатков терпения, разбомбив больницу в Газе. Было решено мстить за соотечественников. Военный представитель хуситов бригадный генерал Дж. Яхья Сари заявил, что группировка хочет “помешать израильским кораблям перемещаться по Красному морю (и Аденскому заливу) до тех пор, пока израильская агрессия против наших стойких братьев в секторе Газа не прекратится”. После такой презентации массово пошли атаки на корабли, проходящие мимо их берегов в Израиль. Или ещё куда — вряд ли на берегу проводили глубинный анализ, выясняя точные маршруты движения. А в ответ — тишина. Ну, международное беспокойство, само собой, озвучивалось, но кто ж на него нынче внимание обращает. А без ответки такие нападения только усиливались. У американцев же проблемы регионе росли как снежный ком, обращать внимание ещё и на такие обстрелы сил, видимо не оставалось.
«Хотя США нанесли авиаудары по поддерживаемым Ираном ополченцам в Ираке и Сирии, которые с 17 октября нанесли 77 различных ударов по американским войскам, военные пока не предприняли ответных действий против хуситов. Это нежелание отражает политическую чувствительность и во многом проистекает из более широких опасений администрации Байдена по поводу нарушения шаткого перемирия в Йемене и разжигания более широкого конфликта в регионе. Белый дом хочет сохранить перемирие и опасается предпринимать действия, которые могут открыть еще один фронт войны», — пишет Associated Press.
А в те редкие моменты, когда своё бездействие надо как-то оправдать, приходится прибегать к помощи бессмысленного набора слов и отмазок уровня «да вовсе то он не на меня рыпался, а то б я ему так по голове дал, что у него бы позвоночник в ботинки опустился!». Хотя сам автор AP, конечно, куда боле дипломатичен: «Защита отсутствия возмездия за эти нападения вынудила американских чиновников танцевать на булавочной головке. На одном дыхании представители Пентагона заявляют, что корабли ВМС сбили направлявшиеся к ним беспилотники хуситов, потому что они были сочтены “угрозой”. Но на следующем дыхании официальные лица заявляют, что США считают, что корабли не были целью. Это определение часто приходит позже, после того, как разведывательные оценки анализируют телеметрию и другие данные».
Морячкам, в чьи корабли, летит всякое-разное и скорее всего взрывоопасное, от таких слов, наверняка, становится очень спокойно на душе. Ну, раз телеметрия проанализирована, значит и впрямь идти на дно никто не планировал. При этом Штаты настаивают, что защищают свободное судоходство. А ракетные удары хуситов привели к тому, что Международная структура безопасности на море предупредила суда, следующие транзитом через Красное море и Баб-эль-Мандеб о том, чтобы они выбирали маршруты как можно дальше от йеменских вод, двигались ночью и не останавливались, чтобы не стать лёгкой мишенью. Отличный совет, странно что за такой ещё и денег не попросили. В этом бутылочном горлышке только скорость и может помочь.
Азия надеется переключиться на Севморпуть
В сложившихся крайне непростых обстоятельствах, озаряемых горящими кораблями, интерес Азии (куда в том числе через Суэц везут газ и нефть, а оттуда контейнеры всякой всячины) к Севморпути начинает играть совсем другими красками. Если раньше дорога через Северный Ледовитый океан привлекала логистов коротким маршрутом в Европу, позволяющим 5-6 недель в пути сократить до 3, то теперь она даже без выгоды во времени может сэкономить как минимум корабль вместе со всем грузом и командой.
Обход через Ледовитый океан сократит этот маршрут вдвое Морских путей из Европы в Азию и обратно. Даже самый короткий и удобный маршрут — через Суэц — составляет 21 тысячу километров, тогда как по СМП он займет всего 13 тысяч километров. На картинке цифры, правда, несколько другие, но тут всё зависит от портов назначения.
Китайское издание infoBRICS вспоминает про проблемы в Суэце, которые вгоняли в убытки мировую логистику. Когда в 2021 контейнеровоз Ever Given перекрыл проход, встав поперёк канала, появившаяся пробка из морских судов обходилась в девять миллиардов долларов в сутки. Огромная часть поставок были сильно задержаны, а скоропорт просто пришлось отправить на свалку. И тогда речь шла просто о севшем на мель корабле. В какие миллиарды обойдутся летящие по танкерам ракеты даже трудно представить. А растущий накал недовольства хуситов ряд ли удастся погасить просто подогнанным экскаватором.
«Если конфликт там (в Газе — ред.) расширится, это станет большой опасностью для Суэцкого канала. Поэтому, конечно, мы надеемся, что Северный морской путь заработает», — подчёркивает директор Института международных отношений при Китайском народном университете Цзинь Цаньжун.
Блистательные перспективы Севморпути могла изрядно смазать только сезонность этой дороги — раньше навигация здесь растягивалась всего на несколько месяцев. Но тут России на выручку пришли климатические изменения, которые явно ведут к тому, что Ледовитый океан станет не таким уж и ледовитым. Русская поговорка гласит «На Бога надейся, а сам не плошай», поэтому к потеплению на выручку присоединились и технологии.
И месяца не прошло, как вице-премьер России Александр Новак заявил, что уже с 2024 года навигация по Севморпути станет круглогодичной, благодаря использованию атомных ледоколов.
— Для развития отрасли создан центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который может серийно выпускать линии сжижения природного газа в Мурманске, — отметил Новак. — На этом фоне особое значение приобретает Северный морской путь. По поручению председателя правительства сегодня ведется скоординированная работа по развитию необходимой инфраструктуры.
СПГ нужен на Востоке, констатирует infoBRICS, так что бесперебойный поток ресурсов таким путём можно только приветствовать. А если расходы на транспортировку удастся снизить за счёт создания караванов танкеров и контейнеровозов, которые возглавит ледокол, то плюсы такой логистики только умножатся. Всё ж таки не ракетой в борт получить.
Нефть на фоне таких событий реагирует крайне неторопливо. Сегодня, к примеру, прибавила в цене менее 2%. Но можно не сомневаться: чем круче будет завариваться каша возле Йемена, тем выше скаканёт баррель, так что в новогоднем ралли вполне может появиться главное действующее лицо. Если, конечно, Австралия доплывёт на выручку.
потому, что нет не каких опасных атак.
Хамас в ближайшие месяцы будет уничтожен
И чтобы люди готовили «план б» этому всему даже не обязательно происходить… просто «ненулевая вероятность» это уже нехорошо…
Физической проходимости — да, некритично.
С точки зрения готовности «крю» и судовладельцев использовать этот маршрут — вот вообще не мелочи.
А уж с точки зрения оплаты фрахта (надбавка за риск) и страховок...
Да, сущие мелочи, что уж там…