Больше года назад был приятно удивлен тем, что Банк России записал в первую редакцию «Основных принципов развития финансового рынка». Зафиксировал – «Почти ММТ-революция появилась в разделе о стимулах для банков кредитовать экономическое развитие»:
🟢Для финансирования приоритетных проектов и программ должны использоваться в первую очередь средства государственного бюджета (в том числе за счет увеличения внутреннего государственного долга) и возможности государственных институтов развития. При всей своей стратегической важности эти проекты и программы могут иметь ограниченную коммерческую составляющую и не ограничивать потоки в объемах, достаточных для возврата заемных средств.
Не знаю, то ли мой комментарий так подействовал на Банк России, то ли все собаки всю инфляцию записали на счет бюджета. Хотя в большей степени ослабление курса и инфляционный цикл – нежелания/невозможности Банка России выполнять свою функцию по управлению потоками капитала и частным кредитом, прежде всего, корпоративным кредитом. В итоге ЦБ признал, что экспортеры не продавали валютную выручку, а брали рублевые кредиты, но кроме повышения ключевой ставки ничего не сделало. А повышение ставок еще больше в момент разогнало кредит и спрос.
Что же осталось в документе , который должен поставить перед рынком «новые задачи в современных условиях»? Новые-старые слова о рисках, которые не имеют отношения ни к развитию финансового рынка, ни к проблемам перед ним в современных условиях:
⛔️ Макроэкономические риски также могут привести к значительному структурному дефициту бюджетной системы , несоразмерному государственному долгу , низкой чувствительности экономики и бюджета к внешнеэкономической конъюнктуре. Недостаточная финансовая гибкость, отсутствие необходимого бюджетного резерва для реагирования на внешние или внутренние шоковые возможности, провоцирующие проциклическое сокращение бюджетных расходов, что может усилить вызванные шоками экономические последствия, вместо того, чтобы за счет контрциклической бюджетной политики сгладить последствия таких шоков. Кроме того, в случае значительного роста государственного долга может возникнуть эффект вытеснения современных государственных заимствований , что повлечет за собой риски сужения источников финансирования глобальных проектов, а также снижение стимулов для развития инструментов финансирования таких проектов.
⛔️Перевожу: чисто госдолг в стране около 0, структурное сокращение сокращений до 0, но мы по-старинке думаем о проблемах госдолга и недостатке бюджетных резервов, то есть накоплении иностранных активов в ФНБ. Санкции, видимо, ещё ничему не научили.
Про вытеснение исторических заимствований – просто неверное понимание того, как работает современная денежная система. И в частном порядке, и госзаймы показывают такие доходы и общий денежный пирог, но ничего не может вытеснить (разве, что в марте друг друга, но кого это должно махнуть?!). #MMT
В другом месте ЦБ сам подтвердил этот тезис: При этом прирост рынка публичных и государственных облигаций происходит примерно в равных пропорциях, что говорит об исключении вытеснения частного долга государственным .
Надежда осталась только на институты развития:
🟢 Банк России поддерживает интеграцию Таксономии с мерами государственной поддержки и привлечением государственных институтов для развития в финансировании стратегий значимых проектов… При этом все важности, некоторые приоритетные стратегии для стран, инвестиционные проекты и программы могут иметь точки зрения на рыночные решения, имеют относительно высокие риски. В этом случае для финансирования обеспечения этих проектов и программ должны задействоваться бюджетные ресурсы и возможности государственных институтов развития .
ПС. Тезисы ММТ-программы для России записал год назад — актуально и сейчас!