Блог им. Razb0rka
Хочу сделать предупреждение, компания в этом году перестала раскрывать отчетность МСФО и публикует только результаты корп.центра по РСБУ
По этому, данная разборка больше про историю компании, особенность бизнеса и его перспективы
В конце кратко разберем результаты РСБУ для понимания потоков денежных средств внутри группы в этом году
ИНАРКТИКА наверное единственная компания в России, которая за последние 10 лет, успела поработать под 3-я разными названиями
В начале это было РУССКОЕ МОРЕ, потом РУСАКВА и сейчас ИНАРКТИКА
И это были не только смены «вывески», но и значительные изменения в бизнесе
Компания начала свою работу в 1997 году, как дистрибутор импортной рыбы
Позже построила завод в Подмосковье по изготовлению рыбной продукции под собственным брендом «РУССКОЕ МОРЕ»
Компания быстро развивалась и к 2010 году выручка выросла до солидных 17 млрд руб
13 млрд выручки давала дистрибуция, еще 4 млрд приходило от продажи собственной продукции
Стоит отметить, что при выручке в 4 млрд руб, производство собственной продукции было убыточно
И в целом, компания так же была хронически убыточна
Это беда многих дистрибуторских компаний
Низкая маржа бизнеса не оставляет запаса прочности и любые внешние и внутренние факторы «убивают» прибыль на раз
К моменту IPO в 2010 году, из-за постоянных убытков у компании почти не осталось собственного капитала
Аудиторы в годовых отчетах выражали сомнения в способности компании продолжать вести свой бизнес
Кроме того, компания с 2010 по 2014 год нарушала условия ковенантов по кредитам банков
Но каким-то чудом компании удавалось договориваться с банками не требовать досрочного погашения кредитов
Думаю, что выход на IPO в 2010 году был вынужденной мерой по спасению компании
В ходе IPO компания разместила на ММВБ/РТС 15 млн акций
Из них 3.6 млн было продано из казначейского пакета, еще 11.4 млн было продано мажоритарием компании
Цена размещения прошла по нижней границе и составила 6$ за акцию
После IPO компания сделала закрытую допэмиссию на 7.2 млн акций в пользу мажоритария
Интересная схема сочетающая cash in для компании и cash out для мажоритария
В итоге IPO и этой сделки, компания получила около 1 млрд руб на дальнейшее существование
Стоит отметить, что IPO не привлекло интереса розничных инвесторов
Кол-во акционеров в период 2010-2015 годов составляло всего ~500 человек
История структуры акционеров так же отражает сложную судьбу компании
Основатель компании и мажоритарный акционер Максим Воробьев — брат губернатора московской области
После IPO, в 2011 году он смог привлечь в капитал Геннадия Тимченко продав ему половину своего пакета или около 30% акций компании
Еще 20-25% акций до 2016 года было у менеджмента компании
В 2015 году Тимченко продал пакет своему зятю Глебу Франку, с которым у Воробьева был крупный совместный бизнес по ловле рыбы на Дальнем Востоке
Но потом их пути разошлись, и Воробьев выкупил долю Франка в компании
В том же году в составе акционеров появился Михаил Кенин, партнер Воробьева по московскому девелоперу САМОЛЕТ
Из последних событий отмечу, что в Декабре 2022 года Воробьев продал более половины своего пакета менеджменту компании
Но вернемся в 2012 год, прошло 2 года после IPO и компания продолжала генерировать убытки, в основном за счет производственного сегмента
В итоге, менеджмент решает продать это подразделение в убыток за сумму меньшую, чем деньги потраченные на его создание
Одновременно с этим, в 2012-2013 году после 5 лет инвестиций были запущены 1-ая и 2-ая ферма по выращиванию лосося и форели в Баренцевом море
Вот так упрощенно выглядит бизнес-модель аквакультурного бизнеса
В том же 2013 гендиректор Тарасов и финдиректор Соснов уходят из компании
Забегая вперед отмечу, что Илья Соснов вернулся в компанию в 2015 году уже в качестве гендиректора и руководит компанией до сих пор
С его возращением начинается новый этап в развитии компании
ГЛАВА 2 — РУССКАЯ АКВАКУЛЬТУРА
В Августе 2015 года компания заявила, что собирается продать свой основной бизнес — дистрибуционное подразделение
Чтобы вы понимали на сколько это был решительный шаг напомню график операционной прибыли сегментов
На тот момент, дистрибуция была единственным прибыльным бизнесом компании
Чем был вызвано это решение о продаже?
Думаю, что как и IPO продажа дистрибуции это было вынужденное решение
Дело в том, что 2015 год стал настоящим испытанием для компании
2 беды пришли в том году и уничтожили более 70% поголовья лосося компании!
2.Микобактериоз (Туберкулез рыб)
В реультате этих 2-ух напастей убыток от гибели рыбы составил 1 млрд руб
На начало 2015 года ВСЕ активы компании составляли ~7 млрд руб
По сути, вошь и туберкулез «уничтожили» все что компания привлекла на IPO
Кроме того, летом 2015 года сгорел цех по переработке рыбы в Мурманске
Чтобы спасти будущее аквакультурного бизнеса компания решила пожертвовать дистрибуцией
Возможно, на решение о продаже так же повлиял введенный государством в 2014 году запрет на импорт норвежской рыбы
Так же очень важно, что компания опасаясь повторной вспышки заболевания в 2016 году решила не запускать новых мальков в сетки
Можно сказать, что в драматическом 2015 году история компании обнулилась и началась с чистого листа
Вот как выглядит график выручки и прибыли компании с 2010 года
Хорошо виден провал выручки 2015 года
Ключевым фактором роста выручки и прибыли становится накопленная биомасса рыбы
Как и на графике выручки, хорошо виден провал 2015-2015 годов из-за гибели рыбы, а так же провал 2017-2018 годов из-за того что компания незарыбливала малька в 2016 году
Акционерам компании нужно четко понимать, что между зарыбливанием ферм и выловом и продажей проходит определенный срок
Производственный цикл в выращивании рыбы достаточно длинный и составляет 22-28 месяцев в зависимости от температуры воды
Глобальное потепление делает северные моря теплее что может ускорить производственный цикл
С ростом биомассы компания наращивала продажи рыбы
Учитывая очень высокую рентабельность аквакультурного бизнеса рост продаж привел к значительному росту прибыли компании в период 2019-2021 годов
К сожалению, компания не раскрывала фин.результаты в 2022 году
Однако мы можем примерно посчитать какую выручку и прибыль могла получить компания
Уход с российского рынка чилийского и фарерского лосося привел в прошлом году к дефициту и резкому росту цен
В разных источниках приводятся разные цифры, но в среднем рост цен на лосось в 2022 году заявляется на уровне 40%
Если это так, то ср.цена реализации ИНАРКТИКА в прошлом году составил около 800 руб/кг
Предположим что продажи компании составили около 30 тыс тонн (+10% к 2021 году)
В таком случае, с учетом роста цен, выручка компании за 2022 год была около 24-25 млрд руб
Средняя историческая рентабельность чистой прибыли у компании ~40%
При выручке 25 млрд руб чистая прибыль должна была составить ~10 млрд руб
Вот как это выглядит на графике
Расчетная прибыль на акцию за 2022 год составила почти 110 руб
Рост прибыли должен был существенно улучшить ситуацию с свободным денежным потоком
В прошлые года, как видно на графике, с денежками были проблемы
Я могу ошибиться с расчетами, но о том что у компании в прошлом году дела с прибылью и денежным потоком шли хорошо можно понять по выплате дивидендов
За 1кв выплата была 8 руб, а за 2-3 кв компания решила выплатить уже по 15 руб
Если за 4кв выплата будет так же 15 руб, то годовая выплата составит 53 руб
Это примерно 50% от нашей расчетной прибыли
Дивидендные акции любит рынок, количество акционеров на конец 2021 года составило 14 тыс человек
Думаю не ошибусь что в 2022 году акционеров компании стало еще больше
В своей стратегии компания зафиксировала дивиденды 190 млн $ за 2022-2026г
По текущему курсу это 13 млрд руб за 5 лет или 2.6 млрд руб в год
Стоит отметить, что за 9м'22 компания уже выплатила 3.3 млрд руб
В стратегии компания заявила увеличение вылова до 59 тыс тонн к 2027 году
На графике в стратегии указано 39 тыс тонн улова в 2022 году, возможно я поскромничал в своем прогнозе выручки и прибыли
Но в этом году были серьезные сложности с поставками кормов, по этому предлагаю придерживаться консервативного сценария
Зависимость компании от зарубежных кормов огромна, но ее можно со временем уменьшить за счет роста российского производства
А вот полная зависимость от норвежского смолта (малька) является стратегической угрозой для бизнеса
В прошлом компания пыталась минимизировать этот риск покупкой норвежских смолтовых заводов
Их сейчас у компании 3 штуки общей мощностью 6 млн мальков в год
Но что будет если в угаре санкционного безумия Норвегия запретит экспорт малька в Россию?
Можно ли найти в дружественных странах такое количество малька и по какой цене?
Возможно, что продажа большей части пакета акций Воробьевым является упреждающим шагом для избежания подобных санкций
Как у всех, у компании есть свои преимущества и риски
Судя по котировкам, рынок очень позитивно оценивает перспективы компании
Как обещал в начале разборки давайте быстро пробежимся по РСБУ за 3кв'22
Глядя на кривой график выручки и прибыли можно догадаться что это отчет корп.центра холдинга
Выручка корп.центра это дивиденды поднимаемые с операционных дочек
За 9м'22 с дочек «собрали» дивидендов на 40 руб/акция прибыли
Напомню что компания за 9м'22 выплатила акционерам 38 руб/акция дивидендов
На графике ниже можно увидеть какую долю прибыли РСБУ компания с недавних пор направляет на дивиденды
Если по итогам 4кв'22 в отчете РСБУ мы увидим выручку, то скорее всего компания будет выплачивать дивиденды за 4кв
Но это мы уже узнаем в Феврале-Марте 2023 года
Все выводы как обычно вы делаете сами!
Телеграм t.me/razb0rka
Smart-lab smart-lab.ru/my/Razb0rka/
© RAZB0RKA 2022-2022. Все материалы данного канала/сайта/блога являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного письменного согласия правообладателя. Вся информация предназначена исключительно для информационных целей. Автор RAZB0RKA не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником