Анализ мирового рынка газа. Часть 3: торговая война
Общую оценку спроса и предложения на мировом газовом рынке мы разобрали в первых двух частях.
Часть 1:
smart-lab.ru/blog/870211.php
Часть 2:
smart-lab.ru/blog/870229.php
На основе этих данных можно проанализировать «фронт» энергетической войны.
Несмотря на экспортные мощности в 240 млрд м³ в год, Россия ранее не задумывалась о диверсификации поставок и расширении логистики. Из 200 млрд м³ трубопроводного экспорта почти 170 млрд м³ в год шло в Европу. В Белоруссию, Казахстан и Китай — 33 млрд м³. Из ежегодно поставляемых 40 млрд м³ сжиженного природного газа (СПГ) лишь 7 млрд м³ шли в дружественные страны.
Европе нужно импортировать больше, чем Россия поставляет — до 360 млрд м³ в год. Из этих объемов 34 млрд м³ шло европейцам по трубопроводу из Алжира, 19 млрд м³ из Азербайджана, еще 110 млрд м³ через СПГ со всего земного шара. Периодический дефицит купировался заполненными под завязку газохранилищами на 100 млрд м³. В вопросе СПГ Россия не являлась лидером: на европейском рынке с нами на равных конкурировали США, Катар, Алжир и Нигерия.
Спустя год экономической войны трубопроводные поставки из РФ в ЕС составят лишь 25 млрд м³. А вот с СПГ ситуация обратная: рост поставок во всю Европу на 3 млрд м³ до 21 млрд м³ в 2022 и далее.
В этой войне не будет победителей: добыча газа в России снизилась с 750 млрд м³ в 2021 до 670 млрд м³ в 2022. Экспорт упал с 240 млрд м³ до 200 млрд м³. Потребление ЕС (не путать со всей Европой) обвалилось с 410 млрд м³ в 2021 до 330 млрд м³ в 2022. Популизм европейских политиков обернется потерями для обеих сторон.
Одним из главных наших конкурентов был и будет Катарский СПГ. Монархия залива продает за рубеж до 110 млрд м³, поэтому способна частично заместить голубое топливо из РФ на европейском направлении за счет снижения своих поставок в Азию. Но у РФ есть перспективные альтернативные рынки сбыта. Турции, Индии и Китаю нужно импортировать до 160 млрд м³ СПГ в год. Для конкуренции с арабами нашей стране необходимо развить СПГ-инфраструктуру и нарастить собственный танкерный флот.
А у меня есть знакомые-бомжи, и когда от других персоналий заказов не поступает, я буду им помогать, благо спрос они предъявляют высокий по всей товарной номенклатуре. Да, у них пока туго с деньгами, поэтому я взял на своё имя кредит и покрыл им все расходы. Понимаю, что потом мне придётся его списать, но с другой стороны, я никогда не буду безработным. Сифон и Борода заказали два авианосца и набор шампуров, обещали к понедельнику устроиться на работу и отдать деньги за контракт. Если что, я перенесу производство своих автомобилей в заброшку, где они живут, и сам им дам работу, будут делать для меня машины дешёвые:
— Но ты уже так делал, в Тольятти, помнишь?!
— Да там всё в чипы упиралось, поэтому проект не взлетел.
Короче, Сифон, Борода… придётся вам как и остальным моим должникам закладочниками и трешстримерами работать, пока США с Еxxon и Chevron не придут к вам с демократией и буровыми технологиями. В принципе моя роль в мире и сводится к тому, чтобы отрегулировать физический рынок сырья в пользу дефицита, и не дать бомжам возможность развиваться.
Может кто-то не в курсе, там с Ирана часть ограничений могут снять, разговоры об этом уже идут.
Монголия — это единственная в мире страна, у которой рушить нечего, поэтому ни НАТО, ни санкции ей не страшны)))