Блог им. maljok87

Обзор событий прошедшей и этой недели. 29.08

Друзья, с момента нашего предыдущего обзора экономики и рынков прошел  уже почти месяц, а значит нам снова пора актуализировать основные макроэкономические индикаторы и через их призму взглянуть на рынки. Высокая инфляция остается самой главной проблемой мировой экономики и фондовых рынков, и вопреки ожиданиям аналитиков о достижении пика, — пока не демонстрирует надежных признаков замедления. В частности:


  • В Великобритании потребительская инфляция ускорилась до 10,1% в годовом исчислении по сравнению с 9,4% месяцем ранее, хотя и продемонстрировала незначительное замедление в помесячном исчислении, увеличившись на 0,6% м/м по сравнению с 0,8% в июне. 


  • В Германии — являющейся главным локомотивом экономики Евросоюза, — продолжает бить рекорды промышленная инфляция. В июле ее значение ускорилось до более чем 37% в годовом исчислении по сравнению с 32,7% месяцем ранее, что является абсолютным историческим максимумом с начала ведения расчетов в 1949 году — почти сразу после Второй Мировой Войны. Всего за месяц цены производителей выросли на 5,3% после роста на 0,6% месяцем ранее что также стало максимальным приростом за всю историю расчетов. 


  • В целом по еврозоне уровень промышленной инфляции также достиг рекордно высокого уровня в 35,8%, что говорит об огромных проблемах в европейской экономике. Как я неоднократно объясняла в своих уроках и эфирах, опасность промышленной инфляции заключается в том, что производители постепенно начинают перекладывать свои возросшие затраты в стоимость своей продукции. Т.е. — они повышают цены на свои товары: на электричество, металлы, автомобили, продукты питания и т.д. Другими словами, сегодняшняя промышленная инфляция, завтра рискует превратиться в потребительскую инфляцию, что может вызвать социальный взрыв в регионе.


  • Сегодня уровень потребительская инфляция в еврозоне составляет 8,9%. При этом в менее богатых прибалтийских странах инфляция уже превысила 20% в годовом исчислении, что даже намного больше, чем в России. В частности, в Эстонии инфляция достигла 23,2%, в Латвии — 21,3%, а Литве — 20,9%. 


  • За счет богатых Германии, Франции и других западноевропейских государств, потребительская инфляция в еврозоне в целом пока еще значительно отстает от промышленной инфляции (8,9% против 35,8%). Однако промышленность не может долго работать себе в убыток. По этой причине в последние несколько дней ряд крупных европейских производителей объявили о повышении цен сразу на свою продукцию сразу на двузначные величины, а некоторые из них — начали закрывать производства.


  • Так, о полной приостановке или частичном сокращении производства объявили крупнейшие производители удобрений Норвегии (компания Yara), Германии (компании BASF и SKW Piesteritz), Польши (Grupa Azoty и Anwil), Литвы (Achema), Франции (Borealis), Великобритании (CF Industries Holdings) и Венгрии (Nitrogenmuvek). Причина проста — это экспоненциальный рост цен на газ в Европе. Поскольку природный газ составляет 80-90% стоимости европейских азотных удобрений, в данный момент их выгоднее импортировать из других стран, чем самостоятельно производить в Европе.


  • Аналогичные тенденции формируются и в других отраслях европейской промышленности. Например, крупнейшая химическая компания Румынии Chimcomplex недавно объявила о приостановке деятельности из-за высоких цен на электроэнергию и природный газ. По той же причине было остановлено производство алюминия на крупнейшем заводе в Словакии, а также снижаются объемы производства аккумуляторов для электромобилей, промышленных металлов и стали, а также продукции газохимии (полимеры и пластики), удобрений и сахара.


  • При этом ситуация с дефицитом природного газа в Европе ухудшается с каждым днем, а его стоимость на прошлой неделе достигла астрономических $3600 за тысячу кубов. Становится все более очевидным, что зависящая от импорта энергоносителей европейская промышленность становится все более неконкурентоспособной, а экономика региона еще больше погрузиться в рецессию с наступлением осенне-зимнего периода.


На другой стороне Атлантики — в США — уровень потребительской инфляция в июле замедлился с 8,7% до 8,5% в годовом исчислении. В месячном исчислении динамика цен составила 0%, не изменившись относительно июня. Промышленная инфляция также снизилась до 9,8% по сравнению с 11,3% в июне. Данные по инфляции оказались немного лучше прогнозов аналитиков, что рынок интерпретировал как сдерживающий фактор для ФРС в вопросе повышения ставки. В итоге с середины июля S&P 500 вырос почти на 16%, что стало одним из самых быстрых темпов роста индекса в истории. 


Однако по факту этот рост был вызван закрытием коротких позиций в преддверии проведения симпозиума Джексон-Хоул в США. Ежегодная встреча глав центральных банков и экономистов стартовала в минувший четверг и продлилась включительно до субботы. Держать какие-либо позиции во время такого важного мероприятия довольно опасная идея, поэтому хедж-фонды откупали ранее открытые короткие позиции, что и вызвало резкий отскок индексов. 


Как оказалось позднее — это было правильное решение: несмотря на локальное замедление инфляции в США (один месяц снижения пока что трудно назвать достаточным показателем), чиновники ФРС были очень осторожны в своей риторике. Они не стали менять свои прежние прогнозы ни в вопросе повышения процентной ставки, ни в вопросе объемов и скорости продажи облигаций с баланса ФРС. В частности:


  • Президент Федерального Резервного Банка (ФРБ) Чикаго заявил об ожиданиях повышения ставки до 4% в 2023 году, в том числе до 3,25-3,5% — к концу текущего года. 


  • Глава ФБР Миннеаполиса, традиционно являющийся приверженцем мягкой монетарной политики — заявил, что отчет по инфляции не меняет его прогноза повышения ставки ФРС до 3,9% к концу 2022 года и до 4,4% (!!!) — в 2023 году. Кроме этого он сообщил, что считает идею понижения ставки ФРС в начале 2023 года «нереалистичной».


  • Джером Пауэлл выступил в пятницу. Речь была короткой и насыщенной. Если резюмировать он сказал, что замедление экономики и «некоторая боль домохозяйствам и предприятиям» не станут препятствием для ФРС в вопросе снижения инфляции. Также Пауэлл в Джексон-Хоул недвусмысленно заявил, что процентные ставки будут продолжать расти и вряд ли скоро снизятся, а размер повышения ставки в сентябре зависит от предстоящих экономических данных. 


  • Следующее заседание ФРС пройдет 21–22 сентября. Участники рынка ожидают, что регулятор повысит ставку на 50 б. п. до 2,00–2,25%. Однако если данные по инфляции не покажут позитивной динамики, вполне вероятно повышение ставки снова на 75 б. п. 


Ястребиная речь Пауэлле привела к моментальному падению S&P 500 почти на 3,4%, а технологического индекса Nasdaq — более чем на 4%. При этом рынок облигаций пока что не прайсит дальнейший рост ставок и трехмесячные казначейские векселя торгуются с доходностью всего на 0,1% выше текущей ставки ФРС. Однако, когда инвесторы в облигации начнут закладывать в котировки дальнейший рост ставки, — это неизбежно приведет к падению как рынка облигаций, так и рынка акций.


Для русского человека 4% может показаться немного, особенно на фоне недавней ставке Банка России в 20%. Однако 4% для США — это почти то же самое, что 20% для России. В том смысле, что это вызовет одинаковый эффект — резкое замедление кредиткой активности, снижение потребительских расходов и экономики. 


Ответ заключается в уровне долга в финансовой системе страны, в которой повышаются ставки. Чем больше объем государственного, корпоративного и частного долга по отношению к доходам страны (ВВП), тем сложнее заемщикам осуществлять выплаты и рефинансировать свои займы. Поэтому для замедления расходов потребителей, государства и бизнеса в одной стране достаточно повысить ключевую ставку до 4%, а другой — не хватит 10%.


Сегодня уровень госдолга США превышает 137% ВВП при дефиците бюджета более 17% от показателя. Долг нефинансовых корпораций и домохозяйств к ВВП составляет еще примерно по 80%. В то же время в ряде развивающихся стран, включая Россию, эти показатели в несколько раз меньше. По этой причине повышение ставки ФРС до указанных значений со 100% вероятностью повергнет американскую и мировую экономику в рецессию. 


К слову, согласно опросу Bank of America, 58% профессиональных инвесторов ожидают глобальной экономической рецессии в ближайшие 12 месяцев, а Morgan Stanley прогнозирует падение фондовых индексов, поскольку затраты производителей растут вдвое быстрее цен для конечных потребителей. По причине роста издержек аналитики Банка ожидают снижение маржинальности и прибыли компаний во второй половине этого и в 2023 году, что станет причиной снижения оценок и стоимости акций.


Считаю, что если ФРС не получится предотвратить наступление рецессии в экономике, S&P 500 упадет как минимум в диапазон от 3200 до 3400 пунктов. При этом пока что нет никаких предпосылок для того, что можно было усомниться в наступлении рецессии:

  • инфляция продолжает оставаться на высоком уровне почти во всем мире,

  • природный газ и электроэнергия достигли рекордных значений и продолжают дорожать,

  • нефть в моменте откатилась до $100 за баррель, однако Саудовская Аравия и президент ОПЕК тут-же заявили о возможности сокращения добычи нефти альянсом.


Другими словами, как бы Европа и США не старались, у них пока что не получается снизить цены на газ, нефть, бензин, дизельное топливо и электроэнергию. А именно от динамики их стоимости в большей степени зависит инфляция, а следовательно — и вероятность наступления рецессии. При этом рост цен на газ в Европе является драйвером роста стоимости газа и в США, поскольку производители активно увеличивают поставки СПГ на более прибыльные рынки и тем самым, — создают дефицит газа у себя дома, в Америке. 


В России потребительская инфляция опустилась ниже 15% в годовом исчислении, а промышленная — замедлила рост до 6,1% г/г. По оценке Минэкономразвития, в 2022 году инфляция в России составит 13,4%, а в 2023 году — снизится до 5,5%. Другими словами, благодаря более чем 100% самообеспеченностью всеми ключевыми сырьевыми товарами, — в противовес США и Европе в России сейчас формируются дефляционные тренды.


Российский фондовый рынок по индексу Московской биржи за минувшую неделю вырос на 3,3%, а с локального дна от 5 августа — уже на 10,5%. Росту индекса способствовало раскрытие отчетности ряда российских компаний, а также принятие решений и заявления менеджмента некоторых компаний о предстоящих дивидендах. 


Снижение доходности по банковским вкладам до менее чем 7%, предстоящее в сентябре закрытие открытых в марте 6-месячных депозитов на несколько триллионов рублей и частичная ротация этих средств в акции — будет основным драйвером дальнейшего роста российского фондового рынка. 


Дополнительным фактором роста станет возможное ослабление рубля. Как сообщают СМИ, тестовая покупка юаня в рамках нового «бюджетного правила» может начаться уже в сентябре. Поскольку юань связан кросс-курсами с долларом США и евро, рост его курса к рублю также приводит к повышению стоимости доллара и евро. 


На этой неделе  будет менее насыщенная с точки зрения экономических и рыночных событий. Наиболее значимыми событиями этой  недели станет полная остановка газопровода «Северный поток» на трехдневное техническое обслуживание. Ключевым является вопрос — будет ли этот газопровод запущен обратно после проведения технических работ, или нет? 


Кроме этого будут опубликованы:

  • индексы деловой активности в США, ЕС и Китае;

  • индексов потребительской уверенности и доверия в США;

  • данных о числе открытых вакансий на рынке труда, заявках о безработице в США;

  • а также выступят чиновники из ФРС и ЕЦБ. 


С высокой вероятностью американские индексы продолжат плавное снижение к недавним локальным минимумам, в то время как от российского рынка акций я ожидаю восстановительный рост.

 

теги блога Шпицер Александра

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн