Блог им. Division_by_zero
Когда-то, три года назад, я написал, почему надо покупать Теслу
Теперь, я хочу написать, почему ее не надо покупать
Дело даже не в сегодняшней диковатой оценке Теслы, и не в том, что акции со времени того моего поста уже выросли раз в 20.
Дело в том, что в современном мире, где информационные технологии, либерализация знаний, доступа к логистике и производству — уничтожили огромное число бизнес-моделей — осталось не так уж много стратегий, которые позволяют компаниям извлекать вышесреднююю экономическую ренту.
Такие бизнес-модели можно, наверное, перечислить на пальцах одной руки.
Я на эту тему сделаю со временем более развернутый пост, но давайте пока что попробуем составить черновик
1. Платформенный капитализм (свести покупателей с продавцами, и стричь процент от транзакций)
2. Мультитенантные IT-системы (желательно, с эффектом удержания, либо за счет монополии на платформу, либо за счет высокой цены перехода к конкурентам)
3. Razor-razorblade — продать какой нибудь девайс почти задаром, и подсадить клиента на расходники. Опять таки, помогает если переход к конкурентам или дешевым расходникам затруднен наличием патентов например
4. Продажа рекламы или контента за счет большой аудитории сервиса — это наверное частный случай (1)
Еще раз, список неполный наверное пока. Если что-то упустил — пишите в комментах плиз.
Так вот, проблема Теслы в том, что она никак не может найти модель, которая бы работала в современном мире на долгосрок.
Ну вот не вытанцовывается у них платформа, хоть плачь.
Подписка на Full Self Driving — может быть, потенциально, самое близкое к платформе, но они FSD обещают уже лет 5 (и все время в следующем году), Да и непонятно, зачем мне подписываться на FSD, если у конкурентов это может быть бесплатно.
У Теслы есть правда брэнд. Репутация, понты, все дела. Но это-наверное одна из самых слабых стратегий а автобизнесе. Потому что конкурентов, символизирующих понты, на рынке завались.
Ефим Подольский, кстати да!
НО монополия — это скорее результат правильной модели, а не модель как таковая
И в наше время, монополия — это не очень хорошо. Пристанут антимонопольные ведомства и раздербанят на части. Они имеют обыкновение спать лет по 20, но зато как проснутся (в основном от смены политического курса) и начнут делать свое дело — мало не покажется
Лучше всего — дуополия или даже правильная олигополия тоже подойдет
Роман Дунаевский, c чего им приставать? Ничего из того, что Вы описали — не подпадает под определение монополии.
На сайте FTC монополия (в том определении, которое интересует их антимонопольное агенство) — определена как «Поведение компании, которое ограничивает конкуренцию» («conduct by a single firm that unreasonably restrains competition by creating or maintaining monopoly power»)
Тесла никак не ограничивает конкуренцию. Она даже открыла свои патенты и пускает на свои зарядки другие авто. Львиная доля рынка != монополия, по крайней мере для антимонопольных агенств
Если хотите пример монополии — это App store от Apple, да и то это скорее дуополия (что тоже плохо)
PayPal — это детище Питера Тиля (его наработки, он его довел до ума и продал Ebay). А у Маска был X.com (фуфло как оказалось). И Маска выгнали инвесторы за рукожопое управление. Почему Маску все приписывают Paypal? Непонятно. Так же как и ZIP2 — стыренный Маском у работодателя, называют что это «придумал» Маск (там еще был судебный иск по поводу стыренной идеи).
Никаких автогигантов он не обходил. Автогиганты начали шевелиться в 90-х с электромобилями. Однако нефтяное лобби вовремя спохватилось. Погуглите историю General Motors EV-1 — когда электромобили принудительно изымались и под пресс, хотя пользователи предлагали их выкупить. Потом политика поменялась, и электромобили уже не прессовали. И Маск вовремя проинвестировал в стартап Тарпенинга.
Да, Маск конкретные связи в высших эшелонах построил (или дали построить, как в истории с Говардом Хьюзом… очень забавная и похожая история с миллиардером, экстравагантным «гением», какой был ширмой для дел ЦРУ).
Связи, походу, рулят.
В данном случае Маск очень удачно проинвестировал. Т.к. лобби по подавлению электромобилей началось еще с 1900-1910-х гг. и успешно давило до… начала 2000-х. И вот как-то в начале 2000-х нефтяное лобби резко переобулось и перестало клинить электромобилизацию. Посмотрите на портфель Shell, BP и др. — они очень хорошо затариваются стартапы по аккумуляторам, или сетями электрозаправок, или постройкой ветряных и солнечных электростанций. Возможно, наконец осознали конечность нефтяной эры. Поэтому да, Илон везучий балабол. Проинвестируй он на 5-10 лет раньше — вылетел бы в трубу.
Я же говорю — Говард Хьюз №2. Витрина для прикрытия государственных делишек. Многоразовые ракеты Илон Маск придумал? Ну как бы не так. В начале 90-х гг. Многоразовые ракеты уже в металле были и летали — проект NASA: DC-X например www.youtube.com/watch?v=JzXcTFfV3Ls&ab_channel=jaglavaksoldier
Закрыли программу из-за критики дороговизны. А потом через несколько лет появился Маск какой «изобрел» многоразовые ракеты. А когда судебный иск от TRW к никому неизвестной Space-X замяли, пошли разговоры о том, что за Space-X уже явно точат уши NASA. Очень удобно кстати прикрываться Маском, и давать ему преференций той же Tesla (еще раз — схема Говарда Хьюза уже отработана).
Да, иконку неплохую слепили, мотивирующую, что якобы «каждый американец» так может. Все, что Маск реально смог — это нарастить шевелюру на лысину.
скорее — нежелание платить налоги на capital gains
Старая же статья
Неудобная правда: как Tesla стала триллионной компанией
Skifan, эта статья — передергивание фактов на самом деле. Те «зеленые баллы», что получала тесла и потом перепродавала другим конторам, и скидки покупателям из бюджета за покупку EV, — не были персональной подачкой Тесле от правительства. Такие же плюшки могли бы получить и Chrysler, и Ford и GM. И тойота, если бы она производила электромобили в США. Так что, все тут в равных условиях.
Неудобная правда, которую многим не хочется признавать — это что Тесла стала триллионной компанией, просто обскакав в инновациях своих неповоротливых конкурентов
По факту, Тесла спонсируется из бюджета США и т.к. это их многолетняя политика по отказу от нефти, будет спонсироваться дальше )
Skifan, чтобы понимать написанное мной и мои намёки — надо разбираться в теме чуть глубже новостных заголовков.
Раз мозгов маловато, хотя хамить уже и научились, подскажу. Хоть обфинансируйся, хоть обспонсируйся, хоть в частном, хоть в государственном порядке кого-то. Если результат труда данной компании сомнительно востребован, не востребован, не лучше, а то и хуже тех, в которых банально начинку обновить — и будут и то лучше, то окупаемость этих самых вложений под вопросом. Тем же VW, GM и Ford уже десятилетиями и так умели выпускать автомобили, так ещё и зарабатывать на этом, да ещё и двигаться в ногу со временем, поэтому они располагают ресурсами завалит ь половину планеты более или менее качественным предложением по интересным ценам, другую половину планеты аналогично завалят качественным предложением по доступным ценам некие китайские и японские компании. Тесле есть место на этом рынке? Грузовики? Ну так на рынке предостаточно компаний, в том числе и с около-вековой историей, которые и этот рынок (электро-фур в смысле) могут просто в течении считанных 2-3 лет полностью забрать.
И ваще, зачем далеко ходить — у нас даже Камаз уже много лет назад поставил на дороги нашей Москвы, например, некоторое количество электробусов, а через года 3-4 и электромобиль легковой обещают вроде как...
Ну и к слову о ценах. Сколько стоит самая дешёвая тесла нынче? В смысле новая? 4 ляма? 5 лямов? А не о*уела эта тесла за свой кусок говна столько хотеть при некоторых его недостатках. Что на рынке в целом можно купить за эти бабки? Даже сейчас — да до*уя чего, в том числе премиального. Из электричек самый дешёвый фольсваген сколько нынче стоит — ляма 3 вроде или сколько-то так. Из гибридов — по улицам Германии ездят замечательные хетчбеки (не седаны и не лифтбеки) поло, которые вроде ляма 2 стоят или около того, так? То есть на рынке есть и более доступные простым людям электромобили, а если копнуть сегмент премиальных и люксовых автомобилей, то гораздо более качественно выполненные, чем любая тесла, при том, что многие из них свои концепты электромобилей премиум и лакшери сегмента показывали ещё тогда, когда тесла еще не появилась или не одуплилась (?)...
ВЫВОДЫ. Тесла — переоценённое говно в целом, которое подлежит исключительно шорту, помощи загона её в убытки с последующим выкупом её иными компаниями, которые десятилетиями берут и делают то, о чём тесла только фантазирует. Да ещё более или менее качественно делают и за вменяемые деньги.
Мы не техническую сторону обсуждаем и кто что может.
Выше ссылка на статью, из этой статьи можно сделать выводы, что определенные политические кланы очень хорошо заработали на Тесле, спонсирую компанию напрямую из бюджета США. В таких крупных компаниях, как VW, GM и Ford, думаю все места были уже заняты и своих людей легко не посадишь.
Skifan, да все, кому не лень и кто успел, уже заработали на изменении стоимости акций тесла. НО надо понимать, что бюджет США — это деньги налогоплательщиков, а не мифические деньги с сырья, которые до сих пор мерещатся гражданам РФ в бюджете РФ, которые не одупляют, что уже не менее половины бюджета РФ — это их налоги и сборы… Плюс не забудьте про ключевую ставку и удар по всем акциям стоимости вследствие её повышения.
Такие компании как VW, GM и Ford — всё же имеют собственные ресурсы, понятный бизнес и УМЕЮТ делать то, что тесла только учится делать. Им запихнуть по сути в уже даже разработанные автомобили, в которых нет некоторых косяков теслы — гораздо дешевле, как и просто переориентировать-перестроить часть своих заводов под новую старую технику, и не требует колоссальных вливаний денег. Инвестиции в такие старые бизнесы окупятся гораздо быстрее и лучше, чем в теслу.
Что до того, что Вы назвали «технической стороной» — да всё зае*ись, можно витать в облаках и мечтать об автомобилях, ездящих хоть на пердячем газе, хоть на воде, хоть на электричестве — а на всём этом ездили уже лет 150 назад, вот только в сухом остатке выигрывает только тот, кто создаёт и массово производит то, что массово потребляет население — и это как раз не тесла. Я при инвестировании, как правило, изучаю конкурентов хотя бы бегло, по возможности обращая внимание на то, что они по факту производят и примеряя это на реальные запросы населения. Поэтому и понимаю, что нахрена эта тесла сдалась, если существует ну хотя бы группа компаний VW уж хотя бы, которая делает и машины на каждый день для всех желающих, и машины представительского и люкс класса, и коммерческие, и спортивные — если не понимаете, о чём я — изучите, какие бренды принадлежат VW.
Владимир Г., о! велкам ту зе клаб! читайте мой пост за 2019 год — там Ваших единомышленников много есть в комментах, до сих пор наверное ждут, когда GМ купит Теслу
У GM пока что market cap 75 миллиардов, у Теслы — 832. Но у них еще все впереди, правда? GM же еще всех порвет, вон они целых 68 Chevy Volt электрических в 2021-м году продали в Штатах и еще 9 в канаде
Гуру Хренов, Вы по прошлым цифрам фиксируете своё восприятие рынков?
Tesla адекватно должна стоить прямо сейчас не более 100$ за акцию, ну ладно, хрен с Вами — 150$ (да и то перебор). Если держите акции — готовьтесь в любой момент к -90%.
И я названия автопроизводителей написал первые, которые пришли в голову. Не обязательно они выкупят — просто им проще всего это сделать будет в будущем. Смысл в том, что высокие технологии и всякая новомодная хрень — это круто, конечно, как и пионеры без особой прибыли многолетней с дивами с неё, но потом приходят те, кто на рынке были десятилетиями и без особых усилий забирают эти самые новые технологии либо совсем бесплатно вместе с рынком, либо за свою годовую прибыль максимум.
Странно опять же, что Вы зацепились за GM, но ничего не вякнули про VW, например.
Если Вы убеждены, что цены на активы что то кому то должны, то вы можете очень долго ждать, пока Тесла упадет до 150
Гуру Хренов, цены на активы — да, должны обязательно. Разуть и раздеть таких, как Вы, коих на рынках 90%, до трусов и отдать всё это таким, как я/мы, коих на рынках 10%, восстановив в итоге баланс.
Та нахрена мне ждать чего то или вообще обращать внимание на всякое дерьмо типа теслы? Я прям ща могу сходу назвать десятка 2 компаний США, названия которых Вам ваще ничё не скажут и ваще Вам не знакомы, но на которых я уже заработал за последний месяц столько же, сколько большинство и за год не смогло.
Вообще некорректное сравнение. За одну тюльпановую луковицу в XVII веке в центре Амстердама отдавали 2-3х этажный дом. Можно ли говорить что тюльпановая луковица стала венцом технологического и экономического развития?
Что стало через год? Куда провалилась цена?
Может Тесла станет 2 или 3 трлн. стоить, может потопчется в боковике лет 5, может обвалиться через пару лет в -90..95% как Yahoo или Qualcomm какой-то.
Круто. Осталось понять почему при таких рукожопых конкурентах Тесла:
1. за год (!) в США (!) потеряла где-то с 79 до 69% долю рынка (в США, где по вашим словам, рукожопый GM)
2. В Европе доля Теслы за год упала c 31% до 13%.
У них одна стратегическая задача сейчас — они переводят клиентов с on premise в cloud и как я понимаю, с переменным успехом
Вот именно — потенциально идея крутая. Реально: Маск каждый год презентует «полный автопилот».
Для полноценного автопилота нужен уровень автономности 4, а лучше 5. Когда Маск презентовал «полный автопилот», тот был 1-го уровня. И только года 2 назад (!) как еле еле переползли на 2-й уровень.
Кстати, автопилот GM (каких вы считаете рукожопами в плане электромобилей) — их автопилот считается лучше, чем автопилот Tesla. Правда об этом никто не визжит на каждом углу, кроме Маска, который снова презентует «полный автопилот» 2-го уровня.
Да, Mercedes-Benz в Германии уже получил первый в мире сертификацию 3-го уровня. А где же Маск?
Вот один из:
www.consumerreports.org/car-safety/cadillac-super-cruise-outperforms-other-active-driving-assistance-systems-a1113486809/
Да и все эти системы никто сам не делает, я думаю. Если покопаться, то у половины всех этих марок стоит что-то сделанноe третьими фирмами на платформе nvidia я думаю
Это не рейтинг тутфта. Это полоток возможностей современных автопилотов 2-го уровня. До полноценного автопилота еще лет 5-10, а может и 20, предсказать сложно.
Кто как. Кто сам пилит, а кто пилит сугубо автопилот под продажу автоконцернам или для своих будущих сервисов.
Эта инфа помогает мне без торговли получать результаты лучше чем рынок
Если вам надо вот про прямо сегодня и сейчас без пространных рассуждений — смотрите Василия
Он вам на основе своего опыта крупье в казино все объяснит, и будете счастливы