Блог им. Volatility_smile
Недавнее IPO индийской One97 Communications Inc. (PAYTM), материнской компании популярного платежного приложения Paytm, привлекло внимание по совершенно неправильным причинам. Акции компании упали на 40% по сравнению с ценой их IPO, поскольку корпорация изо всех сил пыталась привлечь новых инвесторов к своему размещению. Некоторые винят завышение цены IPO.
Финансовые комментаторы постоянно отмечают, что эту компанию поддерживает Berkshire Hathaway ( BRK.A ) ( BRK.B ). В сентябре 2018 года конгломерат инвестировал 300 миллионов долларов в финтех-предприятие в рамках раунда финансирования, который оценил группу в 10 миллиардов долларов. Некоторые ошибочно связывают эту инвестицию с самим Oracle of Omaha Уорреном Баффетом.
Однако, исходя из имеющихся доказательств, не похоже, что за сделкой стоял Баффет. В интервью в 2018 году основатель и главный исполнительный директор Paytm Виджай Шекхар Шарма рассказал livemint.com, что встречался с инвестиционным менеджером Тоддом Комбсом, когда тот приходил в штаб-квартиру Berkshire. Фактически, решение Комбса инвестировать часть средств Berkshire в Paytm было хорошо задокументировано.
Встреча с Комбсом
В ходе встречи, которая изначально планировалась как часовая, но в итоге превратилась в дискуссию продолжительностью три с половиной часа, Комбс и Шарма обсудили различные темы, в том числе индийскую экосистему цифровых платежей.
Баффет не присутствовал на встрече, и когда его спросили, почему он считает, что Комбс, а не Баффет, руководит инвестированием, Шарма ответил, что он не знает внутреннего процесса Berkshire, но Комбс заключил другие сделки в платежном секторе.
Мы также знаем, что Комбс имел некоторый вклад в решении Беркшира приобрести позицию в бразильских платежах компании, StoneCo ( STNE ), а затем бразильского оператор цифрового банка Nu Pagamentos SA, известный Нубанк.
В целом эти сделки не составляют значительной части капитала Berkshire. По моим подсчетам, первоначальные инвестиции в эти три бизнеса составили около 1,2 миллиарда долларов. Это примерно 0,4% портфеля инвестиций Berkshire в акции и еще меньший процент от общей базы активов группы, превышающей 700 миллиардов долларов.
Учитывая эти цифры, я считаю ошибочным связывать эти платежные компании с Баффетом. Кроме того, я думаю, мы должны признать, что эти инвестиции являются частью более широкой инвестиционной стратегии, осуществляемой Комбсом.
История отрасли
До переезда в Беркшир в 2010 году Комбс управлял Castle Point Capital. Этот хедж-фонд специализировался на компаниях, оказывающих финансовые услуги, и инвестиционных фондах недвижимости. В статье в Forbes примерно во время его назначения указывалось, что одними из последних инвестиций Castle Point в то время были Leucadia National Corp и Hartford Financial Services Group ( HIG ).
В статье также спрашивалось, почему Баффет пригласил менеджера, который так много знал о финансовых услугах, но так мало о запасах потребительских товаров. На этот второй вопрос за последнее десятилетие был дан ответ. Баффет значительно увеличил ассигнования Berkshire в финансовый сектор после финансового кризиса.
Он сказал, что ему нравится экономика этого сектора и его способность получать высокую прибыль на вложенный капитал, особенно сейчас, когда некоторые из эксцессов, которые преобладали до 2008 года, преобладали, правила Комбса можно рассматривать как продолжение эта стратегия. Финансовые технологии разрушают рынки по всему миру, особенно развивающиеся рынки, где доверие к существующим банковским учреждениям относительно низкое.
Традиционные банковские учреждения также сталкиваются с трудностями при переходе к более цифровому миру, представляя привлекательную возможность для новых компаний выйти на рынок и создать цифровое присутствие с нуля. Возможно, именно поэтому Комбс сделал ставку на развивающийся рынок финансовых технологий. Он может хотеть иметь некоторое влияние на финансовый сектор на развивающихся рынках, но не хочет иметь дело с устоявшимися банковскими учреждениями и их унаследованными проблемами.
Финансовые технологии, такие как Paytm, представляют собой интересный способ обойти эти проблемы и возможность для Berkshire инвестировать капитал без некоторых из строгих правил, действующих на публичных фондовых рынках.