Блог им. Kirikasan
Лента является одним из самых дешевых представителей продуктового ритейлера, чем собственно иногда цепляет внимание инвесторов. Учитывая те факты, что новым портфельным инвестором Ленты недавно стал Мордашов, а компания собирается вырасти в 2 раза к 2025 году, а также начать платить дивиденды с 2022-го, она вызывает интерес. Но почему же оценка остаётся все еще низкой? И имеет ли она потенциал к существенному росту?
Прежде всего взглянем на последние результаты компании (данные представлены за 3 кв. и 9 мес. соответственно):
Розничные продажи +13,5% г/г до 116 млрд руб.; +4,8% г/г до 330,9 млрд руб.
Сопоставимые розничные продажи (LFL) +3,5%; +0,6%
Cредний чек LFL +4,7%; +2,6%
Трафик LFL -1,2%; -1,9%
Онлайн-продажи +237% г/г до 4,4 млрд руб.; +286,9% до 12,3 млрд руб.
Судя по структуре роста LFL продаж, слабым местом пока является LFL трафик, отражающий конкурентоспособность сети. Это может говорить о меньшей привлекательности магазинов Ленты в глазах потребителей: новые клиенты не приходят + уходят старые. В теории, этому могут способствовать следующие причины:
— Появление конкурентов в локации размещения магазинов Ленты с более выгодными ценами и акциями, обширным ассортиментом;
— Некачественный сервис в торговых точках Ленты: помещения грязные, кассиры медленно обслуживают, много просрочки и т.д
Иными словами, Лента пока не может похвастаться явными конкурентными преимуществами, которые были бы понятны и удобны потребителю в сравнении с более сильными представителями отрасли. Если лоб в лоб сравнивать трафик с наиболее крупными конкурентами (см. картинку), то динамика Ленты в последние 2 года пока не впечатляет, учитывая тот факт, что Лента еще и сильно меньше своих конкурентов (в ~4 раза). Обычно, более мелкие игроки имеют шансы расти быстрее своих более крупных конкурентов. Но похоже, что сильная конкуренция в отрасли сказывается на возможностях для роста.
С точки зрения финансов, явный позитив виден лишь в результатах за 3 кв 2021 года (вероятный сигнал к развороту динамики финансовых результатов). На фоне двузначных темпов роста доходов, маржинальность результатов на всех уровнях деятельности компании также выросла. То есть на единицу выручки пришлось меньше операционных и финансовых расходов. Но единичная ли это история — еще предстоит узнать.
Если вспоминать их стратегию, опубликованную весной 2021 года, то прежде всего в глаза бросается одна из главных целей — рост выручки в ~2 раза к 2025 году. Это эквивалентно ежегодному росту в ~17.8%. При этом, в условиях отсутствия явных триггеров к росту сектора и высокой конкуренции в отрасли данный рост, на мой взгляд, пока вряд ли будет обеспечивать приемлемую доходность для акционеров в ближайшее время, поскольку выше названные условия будут требовать повышенных затрат как за счет свободного денежного потока, так и внешних финансовых привлечений, коими могут оказаться кредиты или допэмиссии (о чем, кстати, сама Лента упоминает в своей стратегии).
Из последний событий так же примечательна интеграция 234 магазинов сетей «Билла» и «Семья», обладающих локациями с устоявшимся трафиком, а также бурное развитие онлайн-продаж через «Лента онлайн». Компания успешно предпринимает шаги к экстенсивному росту, заложенному в стратегии. Как будет далее развиваться компания и удастся ли ей справиться с расходами на реализацию стратегии — покажет время.
Стоимость компании, с учетом ее особенностей и положения на рынке, на мой взгляд пока не является привлекательной. Вероятно, цифра в <90 млрд рублей капитализации при прогнозируемой чистой прибыли в ~15 млрд рублей по результатам 2021 года могут стать более интересными для покупки. Или же, в условиях формирования бОльшего позитива относительно бизнеса компании текущая оценка так же может быть интересной. Так или иначе, будем следить за ситуацией вокруг Ленты.
-------------------------------------------
📗 Наш блог в телеграмм — t.me/uralcapital
💼 Наш портфель — intelinvest.ru/public-portfolio/334106/