Блог им. Albus
1. Майнинг переезжает в Россию. С тех пор как добывать криптовалюту запретили в Китае, Россия поднялась на III место в мире по добыче биткоина.
2. Россия импортозамещает персики. Получается пока неважно, но 13% рынка местные производители уже держат.
3. Для россиян постепенно открываются международные курорты: Египет, Багамы, Таиланд, Тунис. Внутренний туризм вступает в жёсткую конкуренцию с популярными направленями.
1. Майнинг переезжает в Россию. С тех пор как добывать криптовалюту запретили в Китае, Россия поднялась на III место в мире по добыче биткоина.
В сфере майнинга криптовалют огромные изменения. Россия неожиданно вышла на третье место в мире по добыче биткоина. Доля страны по итогам августа составила 11%. Лидерство у США — 35%, а второе место у Казахстана —18%. Летом произошли тектонические сдвиги из-за того, что Китай полностью запретил майнинг криптовалют на своей территории. В результате его участие в мировой добыче теперь нулевое, хотя ещё годом ранее было 67%.
В России традиционно низкие тарифы на электроэнергию. Вот уже сто лет как это часть социальной политики государства. Спасибо дедушке Ленину, который провозгласил тезис: «коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». С коммунизмом не задалось, а вот массовое строительство электростанций и ЛЭП осуществилось. Всё это опирается на недра, богатые топливом, великие реки, которые крутят турбины, ну и мирный атом, само собой. В 2020 году доля АЭС в выработке электроэнергии в России составила 20%. Примерно столько же — 18-19% — дают ГЭС. А эти два способа генерации относятся к числу самых дешёвых.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Оборудование для майнинга потребляет повышенные объёмы электроэнергии. Вот почему этот промысел у нас так популярен. И сейчас наблюдается его лавинообразный рост. К примеру, самые низкие тарифы на электроэнергию в Иркутской области. По словам губернатора в этом году потребление возрастёт на 159% по сравнение с уровнем прошлого года. Китайские майнеры либо распродают оборудование, и его охотно покупают россияне, либо же сами переезжают на новое место, где правила остаются благосклонными.
Сети Иркутской области к таким нагрузкам не готовы. Впереди зима и новые пики энергопотребления. Поэтому глава региона выступает с инициативой использовать крымский опыт для решения проблемы. У нас тарифы дифференцированные. Если домохозяйство использует мало электроэнергии, то и платит оно за киловатт по низкой ставке. Но если включено много приборов и работают они долго, цена увеличивается по мере превышения определённых порогов.
Майнеров, кстати, довольно легко выявлять: счётчик у них крутится как сумасшедший. В Иркутской области 1,4% домохозяйств потребляют 25% вырабатываемой электроэнергии. Несложно сделать вывод, что там происходит за закрытыми дверями. Надеюсь, подход, который используется в Крыму, поможет другим субъектам Федерации рациональнее взимать плату с ферм по добыче криптовалют.
Майнеры, кстати, привели не только к глобальной нехватке полупроводников. На днях Владимир Путин, выступая на Российской энергетической неделе, подчеркнул, что рост цен на газ в Европе вызван дефицитом электроэнергии, а не наоборот. Про майнеров Президент ничего не говорил, но логическая цепочка напрашивается сама собой: именно криптодобыча в наши дни выступает главным локомотивом роста потребления амперов. Газа, угля и мазута для тепловых электростанций нужно больше, вот цены на них и растут как на дрожжах.
Украинские власти сейчас имеют бледный вид. Они активно продают в Европу газ из своих хранилищ. Получают сверхприбыли и делят навар. То, что зимой должно обогревать украинцев, генерирует ток для жителей ЕС и обогащает вороватую верхушку. Области назалэжной одна за другой рапортуют о критической ситуации. Пора бы начинать отопительный сезон, а газа либо нет, либо он настолько дорогой, что платить за него нечем. Непомерные долги потребителей тянутся с прошлого года.
Глобальное потепление даёт глобальный сбой. Зима по прогнозам синоптиков мягкой не будет, а политики вряд ли смогут решить энергетическую проблему. Поэтому дорогому братскому народу рекомендую законопатить щели в окнах, купить автономный котёл и побольше тёплой одежды, которая, видимо, понадобится даже внутри помещений.
2. Россия импортозамещает персики. Получается пока неважно, но 13% рынка местные производители уже держат.
Персики не только вкусны, но и полезны. Они богаты бета-каротином – веществом-предшественником витамина А. Витамин А защищает слизистые верхних дыхательных путей от проникновения вирусов, бактерий. Вот почему так важно на них налегать. Персики крымского произрастания на полуострове уже давно собраны и съедены, но сезон этой сладкой косточковой культуры не окончен. Сочные плоды выращивают в других, более тёплых странах, и поставки на российский рынок продолжаются.
Нектарин – это разновидность персика. Он дольше хранится, лучше транспортируется. Его потребительские свойства настолько уникальны, что в международной торговле персики и нектарины идут отдельно, как разные товары. С ботанической точки зрения это неправильно, но продавцам и покупателям так удобно, и это стало устойчивой нормой.
Мировой лидер по производству персиков – Китай: 15 миллионов тонн. Это в 10 раз больше, чем Испания, которая держит вторую строчку.
При этом к числу крупных экспортёров Китай не относится. Почти все объёмы потребляются внутри него. Иран в этом рейтинге держит 7-е место. Я отдельно говорю про эту страну, потому что на её территории в античные времена существовала Персидская империя, и именно она дала название этой культуре. Персикум малум – персидское яблоко: так называли её в древнем Риме.
Россия – мировой лидер по закупкам этого фрукта: 245 тысяч тонн в этом году. Наш импорт гораздо больше, чем у других стран – Великобритании, Саудовской Аравии и Канады.
Главный поставщик персиков и нектаринов в Россию – Турция. Из тех объёмов, которые мы закупаем за рубежом, половина оттуда. Далее с большим отставанием идут Узбекистан, Азербайджан, Молодова, Сербия. Россияне так любят эти аппетитные фрукты, что импортёры везут их даже из Чили и Южной Африки.
Иностранные персики и нектарины на нашем рынке доминируют, но всё же есть и собственное производство. Оно закрывает пусть и небольшую, но всё же заметную долю спроса. В этом году персиковый баланс России такой. Потребление 281 тысяча тонн, импорт 245. Сами вырастили 36. То есть отечественные производители занимают 13% рынка. Это крайне мало, но что-то изменить здесь сложно. Персики в России вызревают далеко не везде. Да и живут эти деревья они в наших краях недолго, меньше, чем в жарких странах. Вот и имеем скромные объёмы и не входим даже в тридцатку ведущих мировых производителей. Наше место где-то в районе 35-го.
Но всё же, аграрии, которые занимаются персиками, стараются изо всех сил, закладывая интенсивные сады. В стадию плодоношения входят всё новые и новые деревья из числа тех, которые посадили после 2014 года, когда началась активная фаза импортозамещения. Так что отвоёвывание рынка у иностранных производителей продолжится. Потребление персиков в России год за годом растёт. Спрос на них высокий, было бы что продавать, так что проблем со сбытом у фермеров быть не должно.
Поле для деятельности огромное, в этом плане нам ещё импортозамещать и импортозамещать, вот почему персиковый сад – прекрасная идея для стартапа. Отдельно отмечу, что по всей стране, включая Крым, местные власти дают щедрые субсидии фермерам на покупку саженцев, закладку новых садов, раскорчёвку старых. В прошлом году в Крыму поддержка тех, кто занимается многолетними насаждениями, составила пол-миллиарда рублей. Средства выделяются ежегодно, это сильно повышает рентабельность агробизнеса.
На полуострове персиковые сады растут повсеместно, вплоть до Армянска, так что географических преград здесь нет. Но климат в разных частях Крыма неодинаковый, поэтому сорта нужно подбирать под каждый конкретный регион. Всем агробизнесменам желаю удачи в этом трудном, рискованном, но крайне востребованном направлении растениеводства.
3. Для россиян постепенно открываются международные курорты: Египет, Багамы, Таиланд, Тунис. Внутренний туризм вступает в жёсткую конкуренцию с популярными направленями.
Россия возобновляет авиационное сообщение с другими странами. На 9 ноября намечен очередной этап открытия воздушных границ. Теперь наши соотечественники смогут улететь на Багамы, в Иран, Нидерланды, Норвегию, Оман, Словению, Тунис, Швецию, Таиланд. Кроме того, с этой же даты снимут ограничения на полёты в Австрию, Швейцарию, Финляндию и Арабские Эмираты. Египетские курортные города Хургада и Шарм-эш-Шейх также станут полностью доступны. На них ожидается повышенный спрос. Шесть лет туда не было прямых рейсов из-за трагических событий связанных с терактом на борту российского самолёта.
Добавлю к этому информацию от главы Минпромторга Дениса Мантурова. По его словам, сейчас прорабатывается вопрос возобновления железнодорожных рейсов с Финляндией. Там интересные горнолыжные курорты и магазины, которые всегда привлекали жителей приграничных регионов.
Международные связи постепенно восстанавливаются. Это напрямую влияет на наш внутренний туризм. Весь год он существовал в крайне комфортных условиях, в том числе благодаря кэшбеку, но ростепенно начинает испытывать всё более сильную конкуренцию. Российские места размещения отмечают прекрасное бронирование на новогодние праздники. Граждане не хотят рисковать. Вдруг опять закроют границы и путёвки придётся сдавать. Но всё же интерес к иностранным курортам возобновляется в силу естественных преимущество того же отдыха в Египте на Красном море. Там круглый год, включая зиму, жара, тёплая вода +25-+29 и прекрасный сервис.
Поэтому туриндустрия России стремится к развитию. Она на подъёме, вошла во вкус, получила море критики и … денег, в том числе больших. Так, в 3-м квартале текущего года зафиксирована продажа путёвки в Крым за 1,2 миллиона рублей. Это данные, полученные с кассовых аппаратов. Это не рекорд. За тот же период самой дорогой оказалась путёвка в Турцию за 2,9 миллиона рублей, а на 2-м месте отдых в Арабских Эмиратах за 1 миллион 900 тысяч. Но всё равно приятно, что наши курорты могут предложить сервис, привлекательный для вип-клиентов.
Сейчас Крыму самое время прокачать ещё одну специализацию – восстановления здоровья людей, перенёсших ковидную пневмонию. Главное условие – чистый воздух, богатый фитонцидами. Этого у нас предостаточно благодаря лесам, где растут как лиственные, так и хвойные деревья. Кстати, знаменитый горнолыжный курорт Давос, место проведения международного экономического форума, раскрутился в 19-м веке именно как центр реабилитации лёгочных больных. Роберт Льюис Стивенсон там не только лечился, но и написал роман «Остров сокровищ». Сама собой напрашивается аналогия с Чеховым, который страдал от туберкулёза и значительную часть творческой жизни провёл в Ялте.
Сейчас более 40 крымских санаториев и пансионатов модернизируются, чтобы оказывать услуги по восстановлению лёгких и других органов, поражаемых коронавирусной инфекцией. В рамках этого же тренда всё больше людей не хотят никакого моря, а предпочитают отдыхать вдали от цивилизации на лоне гор и лесной природы. Здесь как нельзя кстати приходятся глэмпинги. Слово образовано от двух: гламурный и кемпинг. Это быстровозводимое строение в лесу, в горах, на берегу реки или озера со всеми удобствами, включая электричество, душ и бассейн. Аналог отдыха в палатке, но только с высочайшим уровнем комфорта. Глэмпинги сейчас массово появляются по всей стране, Крым не исключение, и это тоже замечательная идея для стартапа именно в контексте послековидного восстановления.
Не понять этого наши правители не могут,
значит напрашивается вывод — это кому-то выгодно.
Автора с довольствия сняли или дела совсем швах?