10 февраля 2021г. было объявлено об ожидаемом в сентябре 2021г. IPO Rivian Automotive Inc. Это известный EV стар-ап, производитель электромобилей, основанный в 2009г. и поддержанный Amazon.com Inc. и Ford Motor Co. Оценка капитализации компании $50 млрд поражает воображение, также как и вызов Tesla, ставки инвесторами в этот старт-ап сделаны, безусловно, большие. Поэтому имеет смысл разобраться в том, какие значимые события предшествуют этому IPO.
1. Заказ на автофургоны
В сентябре 2019г. Amazon заказал Rivian 100000 электроавтофургонов для доставки товаров покупателям, срок выполнения заказа до 2030г. Это один из крупнейших контрактов в исторической перспективе вообще по электромобилям. 3 февраля 2021г. первый электрофургон тестовом режиме вышел на улицы Лос-Анджелеса, — сообщил Amazon. К концу 2022 их будет ездить у компании 10000 в 16 городах США. А старт их производства намечен на конец 2021г.
Водителям на этом электрофургоне не нужны внешние устройства для построения маршрута, интегрированный голосовой помощник от Амазона Alexa избавляет их от ручного ввода информации. Внешние камеры обеспечивают на дисплее 360 градусов для обзора. Водителю предусмотрен “танцпол " для его легкого перемещения внутри фургона. Большие лобовые стекла усиливают панорамность видения. Дальность одной поездки без зарядки 150 миль (241,4 км) не слишком поражает воображение, но как поясняют в компании, это сделано для экономической оптимизации с учетом обычного дневного пробега (от 15-20 до 100 миль для вэнов доставки) и последующего потери заряда батареи при стоянке.
Carsales оценивает цену сделки $5 млрд, или примерно $550-560 млн выручки в год, если брать в среднем за 9 лет.
-
Конкурентом №1 по направлению EV delivery van для Rivian является британский старт-ап Arrival ведомый Борисом Свердловым, в который вложились Hyundai и Kia, а потенциальным заказчиком является UPS, обязавшийся купить до 2024г. 10000 штук с опцией на ещё на 10000. Большие поставки от Arrival ожидаются в первом квартале 2022г., малые — в конце 2021г. У Rivian заявленная дальность поездки вэна будет больше, чем у Arrival (100 миль), но очень похоже, что цена и себестоимость Rivian будет также больше.
General Motors собирается поставлять в конце 2021г. EV600 (есть заказ на 500 для Fedex) с дальностью поездки до зарядки 250 миль и грузовым объемом 600 куб.футов.
Ещё один конкурент по EV delivery van — это американский старт-ап Workhorse, но объемы заказов у него также много меньше (500 на C-1000 от Pritchard Companies). Компании предстоит ещё выдержать конкурентную борьбу за заказы на машины для доставки почты в США — это соседний сегмент с delivery van. Решение по этому поводу от United States Postal Service на 186,000 mail truck ожидается во втором квартале 2021г. Основные претенденты — India’s Mahindra Automotive North America; Turkey’s Karsan/Michigan’s Morgan Olson; американские компании Oshkosh/Ford; и Workhorse.
2. Выход нового пикапа
Перед ожидаемым IPO основным событием для Rivian станет выпуск в июне 2021г. пикапа R1T и в августе 2021г. внедорожника SUV R1S. R1T станет первым электромобилем в классе полноприводных пикапов. Он выйдет раньше основного конкурента Tesla Cybertruck, чьё появление ожидается, возможно, в конце 2021г. Другие известные конкуренты это: GMC Hummer EV. Выпуск намечен на осень 2021. The Lordstown Motors (поставщик номер №1 для GM) ожидает свой пикап в сентябре 2021г. 11 февраля 2021г. Ford объявил, что его BEV F-150 будет доступен в первом квартале 2022г.
-
Rivian обещает, что его компания (следуя примеру Tesla) развернет “десятки зарядных станций”, каждая из которых будет иметь в среднем шесть отдельных зарядных разъемов, к концу 2021 года. При этом они будут не только на магистралях, но и в менее доступных районах. Собственная сеть Adventure Network делается для того, чтобы не зависеть от сторонних станций (Electrify America и др.). Плотное покрытие своими станциями в США планируется в 2023-2024. Компания разработала собственное высокоскоростное зарядное устройство постоянного тока.
Цена R1T стартует от $67,500 и $75,000 в трех версиях с дальностью поездки от 250-400 миль, максимальной мощности 764 л.с., и шинами от Пирелли. В полной комплектации цена доходит до $100,000. Компания расхваливает свою машину, как умеющую вращаться вокруг своей оси, как боевой танк. Это происходит за счет того, что электродвигатели (их 4) вращают левые колеса в обратном направлении к правым колесам.
Впрочем, надо помнить, что Tesla собирается, по оценкам, предлагать свой невероятный Cybertruck по цене $40,000 для одномоторной версии с рейнджем 250 миль и $70,000 для трехмоторной версии с рейнджем 500 миль, 2 моторный вариант обещает обеспечивать 300 миль без зарядки.
3. Выход нового внедорожника
Следом за пикапом летом — в августе 2021г. Rivian выпустит на той же платформе skateboard пяти и семиместный внедорожник SUV R1S. Как и Tesla, Rivian избегает традиционной модели продаж дилерами в автосалонах и переходит к онлайн-продажам своих моделей. В 2021г. компания ожидает запуска не менее 41 сервисных центров, а также «надежной» сети поставщиков мобильных услуг, которые смогут приехать в дом владельца или место работы для выполнения необходимого ремонта.
-
Ценник R1S Explore начинается от $70,000, R1S Adventure от $77,500. Конкуренция в этом ряду будет, конечно, большая, здесь отметиться считают своим долгом автомобильные мейджоры. И все компании должны бросать вызов лидеру Tesla Model Y. R1S разгоняется до 60 миль в час чуть медленнее, чем Y. Однако R1S прочнее. Он способен буксировать до 7 700 фунтов (более чем вдвое больше, чем модель Y и больше модели X), имеет встроенные места для досок для серфинга, байдарок и лыж, а также защитное днище для неровных дорог.
Однако, заметьте, Tesla Model Y стоит дешевле — $41990, $49990, $59,990 в зависимости от рейнджа и перформанса. Базовая дальность поездки в районе 300 миль совпадает практически с базовой R1S.
-
Компания Rivian заявляла перед пандемией Ковида, что в 2021 собирается произвести 20000 пикапов и внедорожников, а в 2022 — 40000. К 2024-2025-2026гг. производственная мощность фабрики Normal должна была составить — 250000 машин. Таким образом, если оценить среднюю цену продажи машины (вкл. автофургоны для Амазон) в $70,000, выручка в 2025г. составит $17,5 млрд долл, или даже — $18 млрд. Если планы не изменятся, почему на IPO должны оценить компанию так дорого — в $50 млрд? Впрочем, планы меняются. Как сообщил спикер компании, на автомобили компании выстроилась очередь покупателей.
Вывод:
Рынок пикапов и SUV огромен, политика Байдена — его экологические ориентиры — могут только ускорить его электрофикацию. Кто победит на рынке, станет ли Rivian лидером — вопрос спорный. В отличие от автофургонов, где известен заказ Amazon, предполагать, сколько машин продаст эта компания, сложнее. IPO Rivian обещает быть интересным. IPO назначают на время, когда уже будут первые представления о предпочтениях покупателей новых моделей компании Rivian и ещё не выйдет конкурирующая модель Tesla.
Душин Олег