Блог им. TradPhronesis
Когда цены на активы обновляют исторические максимумы, полезно вспомнить уроки истории. А именно пузырь 1999-2000 гг. на рынке акций интернет-сектора.
В материалах того времени много информации, раскрывающей настроения инвесторов и обстановку, в которой они находились. Соратник Джорджа Сороса, управлявший его фондом Quantum, опытнейший Стэнли Дракенмиллер вспоминал: «Я купил на пике рынка в марте 2000 года в эмоциональном припадке, потому что не мог смириться с тем, что рынок так сильно растет. Я нарушил все правила, которые усвоил за 25 лет.”
Итак, что полезного можно вынести из пузыря 1999-2000 гг.?
Урок 1. Пузырь в одном секторе приводит к неоправданно завышенной оценке на других рынках.
Пузырь в 1999-2000 гг. был не только в интернет-секторе. К примеру, Coca-Cola и General Electric торговались с P/E 40x, Pfizer 90x. (см. табл. ниже)
Урок 2. Утверждение „это не пузырь, если все говорят, что это пузырь“ не соответствует действительности.
Инвесторы сравнивали интернет-сектор с тюльпаноманией еще в середине 98-го. В середине 99 г. этому были посвящены целые конференции! Большинство понимало, что происходит на рынках.
Урок 3. О том, что пузырь лопнул, все узнают только через месяцы.
В марте 2000 г. никто не заметил, что пузырь наконец лопнул. Многие из тех, кто ставил против пузыря, узнали об этом только летом 2000 г.
Урок 4. У хороших компаний часто бывают плохие цены на акции.
Большинство крупных компаний из технологического сектора имели реальный бизнес с сильными фундаментальными показателями. Бизнес был устойчивым. А вот оценка акций была неадекватной.
Урок 5. Легко назвать пузырь пузырем.
Сейчас мало кто назовет происходящее, к примеру, с Биткоином и Теслой НЕпузырем. Самое трудное удержаться от участия в происходящем. Ведь правильно рассчитать время для открытия и закрытия позиций внутри пузыря крайне сложно.
телеграм канал: t.me/TradPhronesis
Пользователь запретил комментарии к топику.