Блог им. cortex

Будущее независимого ритейла в России. Часть 1. "Двойка лидеров".

Независимая продуктовая розница во всех своих проявлениях в России доживает свои дни на обочине ритейла. Особенно это заметно в регионах Центральной России. Было несколько событий и факторов, создавших условия для подобной ситуации:
  1. В 2007 году появление системы ЕГАИС стало первым шагом, который увеличил прямые расходы всех ритейлеров. Затем кризис 2008. В 2011 году перевод пива в разряд алкогольной продукции привел к массовому закрытию небольших торговых точек.
  2. В 2013 году федеральные сети начали «ценовую войну», через внедрение акций и скидок, что значительно снизило выручку и прибыль независимой розницы, а это ускорило процесс закрытия магазинов при одновременном ограничении сбыта для локальных производителей и дистрибуторов.
  3. В 2014 году грянул кризис в России, вызвавший падение доходов населения России.
  4. Нежелание независимой розницы переходить на современные подходы в управлении бизнесом, работа через региональных дистрибуторов, упущенное время для укрупнения, скупка независимых сетей со стороны X5 и Магнит.
Всё это сложилось и на май 2020 года мы имеем выродившуюся независимую сетевую и обычную розницу, разрушенную систему региональной дистрибуции FMCG, засилье федеральных сетей, закрытие большого числа локальных производителей из-за сжатия сбыта. Подобное сочетание сводит на ноль конкуренцию на рынке FMCG, а значит наднациональные корпорации в погоне за прибылью снижают качество продукции за счет замены компонентов, попутно понижая объем, вес продукции в единице товара с сохранением цены, а федеральные сети своими условиями выбивают такие цены, что имеют 80-150% наценки и могут устраивать аттракционы скидок по 50-70%.

На первый взгляд от этого выигрывает конечный потребитель, который получает товар по более низкой цене. Но это ОГРОМНАЯ ЛОЖЬ!!! Ниже я приведу пример ценообразования на 1 единице товара известного бренда. Первыми указаны отпускные цены с завода-производителя. Откуда я это знаю? По виду своей деятельности. Цена на полке в 2 раза выше закупочной цены федеральных сетей.Цена на полке в 2 раза выше закупочной цены федеральных сетей. Почему далее указывается 450 мл? Производитель сократил упаковку на 50 мл. Важно понимать, что цена в 20,5-21 рубль включала доставку до РЦ федеральной сети.

Подход «выжать как лимон», а его хорошо иллюстрирует история с Мортадель, по отношению к поставщикам со стороны федеральных сетей сформировался не сразу, во многом этому способствовала политика самих же крупных наднациональных корпораций вроде Проктер, Юнилевер, Нестле, Кола, Пепси, Крафт, Балтика, Филипп Моррис и т.д., которые своими руками вырастили «монстров», а «монстры» в дальнейшем «поставили раком» своих «родителей». Этим дело не кончилось и наднациональные корпорации из-за своей «любви» к сетям потеряли дистрибуторский бизнес и теперь их выручки снижаются несмотря на рост цен. Как это проверить? Сформируем отчет в штуках и удивимся падению продаж за последние 5 лет.Вся история развития федеральных сетей построена на экстенсивном расширение торговых площадей, как древние люди выкорчевывали и сжигали леса, освобождая место для полей и пастбищ. Ниже представлена сравнительная таблица торговых площадей «Двойки лидеров». Магнит vs X5 по размеру торговых площадей 2005-2019.Магнит vs X5 по размеру торговых площадей 2005-2019.


Подобный экстенсивный рост напрямую коррелирует с ростом выручки. В двух таблицах ниже приводится сравнение выручки по годам. В первой в долларах, так как до 2011 года X5 вел учет в долларах, во второй в рублях. Будущее независимого ритейла в России. Часть 1. "Двойка лидеров".   Будущее независимого ритейла в России. Часть 1. "Двойка лидеров". Как мы видим до 2012 года X5 лидировал по размерам выручки, что было обусловлено стартовыми условиями X5, начавшим свою экспансию с Москвы. В 2013 году Магнит смог опередить конкурента благодаря росту торговых площадей и вводу агрессивной ценовой политики. Подобная тактика приносила свои плоды, но переломной точкой стал 2016 год, когда X5 вышел в лидеры по размерам выручки, хотя имел меньшую торговую площадь. В основе лидерства X5 лежало 3 фактора:
  • во-первых, X5 принял новую стратегию мультиформатного развития в 2011-2012 году и ее плоды дали свой результат;
  • во-вторых, X5 в 2012-2013 годах меняет формат «Пятерочки», благодаря которому у покупателей формируется ощущение «премиальности» в дизайне магазина с доступностью эконом-магазина за счет акционных цен;
  • в-третьих, ряд поставщиков исчез, например, в овощах и фруктах, т.е. убрали посредников, начали расширять СТМ.
Эти факторы дали дополнительный положительный эффект в глазах потребителей в сравнении с Магнит при равных ценах. В попытке увеличить свою выручку Магнит в 2016 году вводит крупнооптовое направление, что выразилось в начале второго этапа «ценовой войны» против друг друга, дистрибуторских компаний и независимой розницы. На первом этапе снижение цен через акции действовало против независимой розницы и укладывалось в рамки конкурентной борьбы, этот этап длился с 2013 года и он был «ползучим», поэтому моментального результата не имел. Второй этап окончательно сломал сбыт дистрибуторов и независимой розницы. Как это происходило? Например, в каком-то регионе ЦФО был дистрибутор пива, тогда федеральная сеть сливала на этот рынок это же пиво по цене на 20-30% ниже закупочной цены дистрибутора, при этом продажа шла в предоплату. Конечно, это имело последствия для федеральных сетей, выразившиеся в значительном росте общей выручки и падении %-та валовой маржи, а также в замедлении темпов роста чистой прибыли при увеличении общей выручки, но для дистрибуторов это была катастрофа. В таблице ниже представлено сравнение валовой маржи Магнит vs X5 валовая маржа 2005-2019Магнит vs X5 валовая маржа 2005-2019На данный момент крупнейшим источником «слива» товаров является сеть X5, которая имеет более лучшие ценовые условия, чем Магнит. В 2018 году федеральные сети, осознавая свою долю на рынке запустили процесс снижения доли акционных товаров в своей рознице, что трансформировалось в рост валовой маржи. Но «вкус» оптовых оборотов у федеральных сетей остался, поэтому сливы товаров продолжаются и сейчас, но коронавирус за 2 месяца значительно повредил это порочную практику, что уменьшит общую выручку федеральных сетей в 2020 году, но даст прирост в валовой марже.В 2020 году в федеральных сетях окончательно произойдет смена акцента с выручки на валовую маржу, что снизит на 40-50% объём акций и глубину скидок, тем самым подстегнет виток инфляции по стране.  
★5
26 комментариев
Влад, у них серьезные проблемы, органический рост выручки закончился, об этом свидетельствуют попытки торговать продуктами питания, но пока неудачно всё идет. Здесь я про КрасноБелое говорю.
avatar
kora_mozga, зайди в красное белое. Очередь. Цены чуть дешевле.
дадашов фархад, очередь не показатель
avatar
kora_mozga, 
  1. В 2013 году федеральные сети начали «ценовую войну», через внедрение акций и скидок, что значительно снизило выручку и прибыль независимой розницы, а это ускорило процесс закрытия магазинов при одновременном ограничении сбыта для локальных производителей и дистрибуторов.
По-моему, это и является преимуществом капитализма. То есть создание конкуренции, когда бизнес жрет друг-друга и покупатель выигрывает
Евгений Черных, так в чем конкуренция? я покупаю на 1 000 млн и имею цену 10 рублей, вы покупаете на 100 тыс и получаете цену 50 рублей. Оба продаем по 75 рублей, в чем конкуренция?
avatar
Про что часть два будет? Жду
avatar
Sergey Kulik, буду развивать тему ритейла, покажу как менялся подход X5 и Магнит, какие цели ставились и что получилось
avatar
В связи с требованием намордников и цаков я теперь в сети не ходок — хожу в несетевой ритейл. Надеюсь — не я один. Таки поддержим МСБ.
Вестников (Витковский), занимаю такую же позицию, идут они лесом. Вот минюст хочет в оборот слово простолюдин ввести, теперь заживем. 
avatar
скорей вы в меньшинстве 
avatar
kora_mozga, не скажи. Я вот хожу мониторю цены у ритейла и ноунейма. Цены отличаются, ритейл дороже, поскольку издержек больше.
avatar
Olike Liked, там много причин почему дороже, дело далеко не в издержках.
avatar
Введение маркировки товаров окончательно убьет мелкую розницу.
Это давит не сколько на магазины, сколько на мелких производителей и оптовиков.Те же сливы сетей уже не прокатывают, если соблюдать закон по маркировке. Хотя, если смотреть по торговцам сигаретами, то закон никто не соблюдает, никто не сканирует товар и даже чеки пробивают через один, в лучшем случае.Не говорю уже о процветании контрафакта и контрабанды белорусских сигарет.
avatar
petr71, умный вывод
avatar
В связи с требованием намордников, нормальные пацаны покупают всё оптом теперь)
avatar
Хорошая статья, ждем продолжения. Не пишите только «более лучшие ценовые условия» пожалуйста.
Поджигатель Жирафов, согласен 2 степени подряд
avatar
Отличная статья!!! Окончательно все будет накрыто тазом когда интернет торговля продуктами разовьётся.
avatar
Alpinist573, вряд ли такое скоро случится, как вы овощи или фрукты будете выбирать или иные продукты, где свежесть важна?
avatar
Вот Х5 слил по акции N-ое количество пива в ЦФО. Получил огромный убыток, т.к. продавал дешевле закупки дисрибьютора. А дистрибьютор и так имеет лучшую цену (по крайней мере должен, на то они региональный дист-ор). Дистрибьютор закрылся, т.к. не смог продать нужного количества. Остался один Х5 на рынке пива в ЦФО. А дальше что? Будет поднимать цену до обычной? А если опять кто то появиться — снижать? В чём выгода для Х5, если продавать большую часть в убыток? 
avatar
Zerich121, почему получил убыток, если закуп у сети дешевле дистрибутора?
наращивая объем выбивают большую скидку от производителя, производитель теряет дистрибутора, становится больше зависим от сети
avatar
kora_mozga, Чем тогда думает производитель, давая сетям более низкую цену чем у дистрибьютора? Своими руками отрубает себе руки. Мне этого не понятно.
avatar
Zerich121, у производителя есть сотрудники, которые получают бонусы и действуют в своих интересах.
вы плохо представляете уровень кретинизма в корпорациях. опишу все просто. 
вы производите некий товар, который реализуете по разным каналам, у вас средняя маржа 25%, потом сети начинают брать больше, но дешевле, со временем ваши дистрибуторы закрываются, но вы не видите этого, так как маржа снижается плавно, а выручка не падает, потом происходит перелом и вы видите что дистров больше нет. теперь вы в полной… и зависите от сетей 
avatar
То что расказываете ситуацию это очень хорошо. 
Не совсем понял что вы предлагаете или за что агитируете? Что ритейл плохой? Что нужно открыть свою сеть и сделать там цены по 30 руб а не по 50 :) 

Я тоже например знаю что молоко на вимбильдан сдают по около 18 руб. А дальше сколько расходов вы знаете?
Почему тогда во всех ноунеймах цены выше чем у сетевиков? 
Вадим (АА), есть идея пока больше общей инфы
avatar

теги блога kora_mozga

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн