Легче избавиться от напасти, чем бороться с ее последствиями. Это касаемо всех сторон человеческой жизни, но особенно применимо к противодействию лжи.
Качество первое — проницаемость.
Как только мошенник замечает в глазах своей потенциальной жертвы хотя бы тень недоверия, он тут же меняет свои хитроумные приемы на новые, более изощренные. Поэтому, заподозрив обман, старайся, чтобы эти подозрения не стали известны твоему противнику. Кругом обман, посему будь начеку, но не показывай своего недоверия, дабы не вызвать недоверия к себе, оно опасно, ибо, порождая вражду, побудит к мести и возбудит такое зло, какое тебе и не снилось… не подавай виду, что не веришь, — это невежливо, даже оскорбительно: ты тогда даешь понять собеседнику, что либо он обманывает, либо сам обманут. А главное даже не в этом, а в том, что недоверие — признак лживости. И не забывай, что обманывают не только словами, а и делами, и этот обман еще вредней.
Второе качество, необходимое в нашей жизни — скрытность. Без него человек становится беззащитным, ибо алчные и бесчестные люди всегда смогут извлечь пользу из открытого человека:
«Страсти — окна духа. Мудрость житейская требует скрытности: кто играет в открытую, рискует проиграться. Сдержанность таящегося вступает в поединок с зоркостью проницательного: Пусть не знают, чего ты хочешь, не то помешают: одни — противодействием, другие — угодливостью».
Третье качество — умение разбираться в людях. Остерегайся людей больше, чем надейся на них, берегись их больше, чем доверяй им.
Лучше обмануться в цене, чем в товаре, а уж тут-то особенно важно видеть насквозь. Понимать жизнь и разбираться в людях — далеко не одно и тоже. Постигать характеры и улавливать настроения. Людей столь же необходимо изучать, как книги.
Четвертое качество-соответствующее ролевое поведение:
Не слыви человеком с хитрецой — хоть ныне без нее не проживешь. Слыви лучше осторожным, нежели хитрым. Искренность всем приятна, хотя каждому угодна вчуже. Будь с виду простодушен, но не простоват, проницателен, но не хитер. Лучше, чтоб тебя почитали как человека благоразумного, нежели опасались как двуличного. Искренних любят, но обманывают. Величайшая хитрость — скрывать хитрость, ибо ее приравнивают к лживости. В золотом веке царило прямодушие, в нашем, железном, — криводушие. Слава рассудительного почтенна и внушает доверие, слава хитреца сомнительна и порождает опасения.
Хорошая статья.А еще говорят :«Простота хуже воровства».А русский народ простоват, дураковат (Иван дурак национальный герой), молчалив, угрюм и терпеливый.
Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает. © Бальтасар Грасиан
Спасибо. Открыл для себя Бальтасара Грасиана — почитаю на досуге.
тот свам аси. )
никакого «лукавого» там в оригинале не было. это все подгонка, искажения и манипуляции с кривым переводом кривого перевода.
есть еще телега про «отче наш» на арамейском. из которой следует вполне очевидное, что вовсе «не наш» ))
Применительно к современности (и к трейдингу в том числе) очень люблю переосмысливать и перечитывать вот этот текст, dhamma.ru/canon/kn/snp/sut_nip.htm#_Toc484786504
Но любое поклонение — занятие бессмысленное. Также как и любая из книжек, как объект поклонения. Если мануал к текущей версии реальности просрочен — ему место в архиве, среди прочих. Чтобы развитию не мешал. )