Блог им. AlekseyAleksey

Немного об амортизации «Корабля Тесея»

Существует старый греческий миф о корабле Тесея, на котором он вернулся с Крита в Афины. Суть его заключается в том, что постепенно при починке в этом судне заменялись доски, и в конце концов возник спор среди философов, а тот ли это корабль или уже другой? Существует и следствие из этой притчи: если взять старые доски и построить из них корабль, который будет настоящим? В контексте данной статьи меня волнует первый вопрос.

Если рассмотреть некий бизнес и представить его через пару десятков лет, то останется ли он прежним или же это будет совсем другая компания? Понятно, что у разных средств ведения бизнеса разный срок службы. Здания будут амортизироваться дольше чем программное обеспечение. А земельные участки не будут амортизироваться совсем. Да и вообще, это всё-таки, так называемый, не денежный расход. Не факт, что средства необходимые на ремонт здания будут вложены именно в него, а не в модернизацию какого-нибудь станка. Ведь всё меняется. И бизнес может не выглядеть в будущем так, как выглядит сейчас. Это примерно, как «Корабль Тесея» постепенно будет превращаться в «Самолёт Тесея».

Взять, к примеру, компанию «Аэрофлот». Вот что сказано в отчётности по МСФО за 2017 год об амортизации основных средств:

Немного об амортизации «Корабля Тесея» 

А вот так выглядел парк самолётов на конец прошлого года (информация из той же отчётности):

Немного об амортизации «Корабля Тесея» 

Нужно понимать, что через 20 лет, если компания сохранится в этом виде, состав транспортных средств будет отличаться. К примеру, среднемагистральные «Боинги» могут полностью заменить на «МС-21».

Посмотрите как выглядел парк по состоянию на 31 декабря 2002 года (из отчётности по МСФО):

Немного об амортизации «Корабля Тесея» 

Это были отечественные машины в собственности, а «иномарки» только начинали приобретать в операционный лизинг. Да и количество самолётов было почти в 3 раза меньше.

Так что же, это сейчас другая компания или та же самая?

В случае с «Новороссийским морским торговым портом» («НМТП») амортизация основных средств распределена по срокам следующим образом (из годового отчёта по МСФО за 2017 год):

Немного об амортизации «Корабля Тесея» 

Нужно понимать, что через 25 лет морские суда скорее всего заменят на другие, а не уберут проржавевшие куски металла и поставят новые. Причалы, конечно останутся на своих местах — их будут ремонтировать. Но когда закончится срок амортизации самого старого объекта это будет та же самая компания или другая?

А это данные по амортизации компании «МРСК Центра» (отчётность за 2017 год):

Немного об амортизации «Корабля Тесея» 

Здесь данные цифры особенно важны, так как основные средства — это более 80% всех активов. Их амортизация и обесценение составляют существенную долю расходов. При этом капитальные затраты не могут полностью финансироваться из амортизационных отчислений. Это будет тот же самый бизнес спустя 50 лет?

Если некий гражданин или компания участвовал в приватизации 90-х годов, в результате получил в собственность предприятие, но не разрушил его, сдав станки на металлолом и забросив здания, а поддерживал в действующем состоянии до сегодняшнего дня и собирается это делать в будущем, инвестировал в производство, то будет ли это предприятие тем же самым или уже другим, когда закончится срок амортизации самого старого его объекта основных средств?

Данный обзор не может рассматриваться или использоваться как индивидуальная инвестиционная рекомендация. Ансимов А. А. не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником.

Несмотря на то, что данный материал был подготовлен с максимальной тщательностью, Ансимов А.А. не может гарантировать достоверность и полноту включенной в обзор информации. Ансимов А. А. не несёт ответственности за убытки от использования информации, содержащейся в данном обзоре.

Если хотите обсудить это, то пишите!

★1
1 комментарий

теги блога Alexey Ansimov

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн