Блог им. student_vrt
С начала года национальная валюта Турции упала более чем на 50%. Экономика страны страдает от инфляции, безработицы, отрицательного сальдо текущего баланса, проблем в туристическом бизнесе и геополитики. К этому добавляется общая проблема развивающихся рынков — выход игроков из участия в сделках керри-трейд.
О проблемах в экономике Турции
В августе девальвацию турецкой лиры ускорило ухудшение отношений с США.
Санкции. 1 августа США ввели санкции против глав Минюста и МВД Турции. Причина — отказ в освобождении американского пастора Эндрю Брансона. Турецкие власти обвиняют его в пособничестве террористической организации. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил о намерении принять ответные меры.
Усиление торговой войны. 10 августа Дональд Трамп объявил о повышении тарифов на импорт турецкой стали (до 50%) и алюминия (до 20%). Это вдвое больше, чем пошлины на импорт из других стран.
I have just authorized a doubling of Tariffs on Steel and Aluminum with respect to Turkey as their currency, the Turkish Lira, slides rapidly downward against our very strong Dollar! Aluminum will now be 20% and Steel 50%. Our relations with Turkey are not good at this time!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) 10 августа 2018 г.
В ответ Турция повысила тарифы на табачные изделия, алкоголь, автомобили и другие американские товары до 20–140%. Ранее президент страны Реджеп Тайип Эрдоган пообещал ввести запрет на продажу американской электроники.
Подробнее о взаимных пошлинах Турции и США
13 августа внутридневной курс турецкой лиры достигал отметки 7,24 за доллар США.
Александр Бутманов, управляющий партнер DTI Algorithmic:
«В Турции проходит катастрофического объема девальвация. Хочу напомнить: в конце июля мы предупреждали, что лира продолжит падать. Тогда ЦБ Турции не повысил ставку, несмотря на рост инфляции. Этим он показал свою слабость, зависимость от президента. А следовательно — невозможность обуздать рост цен, который уже около 20%.
Рынку потребовалось время на реакцию. Последствия решения Банка Турции понемножку раскручивались — продавал один инвестор, другой. Лира потихоньку подползла к своему минимуму. Курс вышел на минимум (около 4,9), как по маслу продвинулся до 5,2. Там его никто не остановил, и он превысил 7.
Движение до исторического минимума было следствием слабости Банка Турции. Их достижение было техническим сигналом. Он спровоцировал распродажи, в том числе населением. Началась паника — это самосбывающийся трендовый процесс.»
14–16 августа валюта Турции частично компенсировала падение. На 15:00 16 августа курс турецкой лиры составлял около 5,8 за доллар США.
Причины приостановки падения:
Подробнее о мерах турецкого ЦБи предложении властей Катара
Михаил Дорофеев, главный портфельный аналитик и стратег финтех-компании DTI Algorithmic:
«Текущее падение — это еще не конец. Это закончится, когда ЦБ Турции резко повысит ставку, на 5–6%. Или когда рейтинговые агентства отзовут кредитные рейтинги страны.
Соответствующая новость станет фундаментальным посылом для рынка. Я ожидаю, что на следующий день после ее объявления турецкая лира, скорее всего, еще раз резко упадет, после чего развернется и начнет укрепление.
На мой взгляд, такой кульминационной точки еще не было. Поэтому финальные распродажи турецких активов и дальнейшее ослабление турецкой валюты еще впереди.»
Девальвация турецкой лиры повлияла на другие валюты развивающихся стран, в том числе и курс рубля.
С начала августа российская валюта снизилась на 7,4% против доллара США. Динамика рубля отражала поведение лиры — резкое падение до 13 августа и частичное восстановление после.
Рубль реагирует на усиление напряженности в Турции из-за торговых связей. В 2017 г. Россия была третьим по величине торговым партнером Турции. Расчеты между странами ведутся в долларах, поэтому экспорт российских товаров в Турцию может сократиться.
Объемы торговли между Россией и Турцией
На валюту влияет также распродажа российских активов. С начала августа ускорилось падение сводного индекса российских гособлигаций RGBI.
Причины распродаж ОФЗ:
#справка С начала августа Минфин проводил пять размещений ОФЗ. Только один из выпусков был размещен полностью
Михаил Дорофеев, главный портфельный аналитик и стратег финтех-компании DTI Algorithmic:
«На российском рынке государственных облигаций идет очень сильная распродажа ОФЗ в ожидании санкций. Полагаю, что на этом рынке разыгрывается идея „продавай на слухах — покупай на фактах“.
Ожидаю, что опубликованная официальная информация о санкциях спровоцирует краткосрочное обрушение цен и валюты на российском рынке. После этого, скорее всего, последует выкуп и разворот.
Плохие новости уже не первый день закладываются в цену. Думаю, что по факту получения новости, которую все так ждут, состоится фиксация прибыли.»
В августе индекс доллара США вырос примерно на 2%. До этого американская валюта также росла с середины апреля по июнь 2018 г.
Валюта США растет, поскольку инвесторы переводят средства в американские активы, рассчитывая заработать на эффекте от налоговой реформы и самом укреплении доллара. На графике ниже видно, что главный американский индекс (S&P 500) растет, а индекс фондовых рынков за исключением США (FTSE All World excluding US) падает.
Михаил Дорофеев, главный портфельный аналитик и стратег финтех-компании DTI Algorithmic:
«Трамп сократил налоговую нагрузку в США и одновременно ввел торговые пошлины для внешнего мира. Своими действиями он заставил инвесторов со всего мира развернуть финансовые потоки на территорию США. Началась активная покупка доллара США и вход в долларовые активы. Судя по графикам, основными бенефициарами этой истории являются сектор технологий (компании, входящие в индекс NASDAQ) и компании малой и средней капитализации (Russell 2000).
У меня возникают опасения, что надвигается нечто опасное для финансовых рынков. Основания:
- пикирующий рынок развивающихся валют (особенно на лиру, гонконгский доллар и китайский юань);
- сравнительно неуверенные действия турецкого ЦБ на валютном рынке при высочайшей закредитованности турецкой экономики и росте вероятности дефолта по долгам в иностранной валюте;
- активное противостояние крупнейших экономик в торговых войнах, которые которые инициировали США,— многие экономисты предупреждали Трампа об опасности повышения тарифов для мирового спроса и роста мировой экономики;
- обвал сырьевых рынков и прочие негативные тенденции.
Больше статей доступно на blog.dti.teamОбычно экономический цикл разворачивается в последовательности „Базовая валюта — Облигации — Акции — Сырье“. Думаю, что в текущий момент рынки в перешли в сектор „Базовая валюта“. При этом, пока инвесторы покупают доллар США, все остальные рынки не растут или снижаются.
Сигналом на запуск нового цикла и появлением инвестиционных возможностей на рынке будет очевидный рост интереса к рынку облигаций (разворот бондов вверх). Сейчас картина на финансовых рынках говорит мне, что лучше стоять в стороне от всех активов. Желательно, в долларах США. Отдельные идеи в акциях есть, но в целом все падает — страшновато пытаться это отработать в долгую.»