Блог им. maikl007
Сибиряк Анатолий Каплан (настоящая фамилия Климов) переехал в Одессу в 2012 году. Среди причин — «поиски себя» и «прельщающий романтический образ города». Рассчитывал остаться на пару недель, а вышло на шесть лет. Здесь он женился, восполнил пустующую информационную нишу – создал ForkLog, хобби-проект, переросший в крупнейший русскоязычный журнал о блокчейн и криптовалютах. Каплан не скрывал, скопил капитал благодаря инвестициям в криптоактивы и оказанию консультаций блокчейн-проектам и частным лицам. Был одним из тех, кто лоббировал битокин-интеграцию в Украине и верил, страна «станет восточноевропейской гаванью для криптовалют».
На деле оказалось обратное – спустя четыре года работы Forklog в съемную квартиру Каплана и офис издания нагрянули силовики, изъяли технику, бутылку рома и криптовалюту (по версии СБУ это были ключи доступа к 27,5 биткоинам, по версии Каплана – кроме прочего силовики пытались вывести биткоины на свой кошелек). Его косвенно назвали агентом российских спецслужб, ForkLog — обменным пунктом криптовалюты, часть техники вернули, но дело не закрыли.Он в знак протеста покинул территорию Украины и остановился в Израиле.
Несмотря на плотный график и частые рабочие перелеты, Каплан держит руку на пульсе «украинских событий» — добился возбуждения уголовного дела против СБУ и намерен вернуть все изъятое/похищенное имущество. В интервью LB.ua Анатолий Каплан рассказал, как был запущен маховик миграции криптоэнтузиастов, и как это влияет на Украину. Почему в деле, открытом «против» него он числится просто свидетелем. Как Одесса стала точкой концентрации для крипторынка, а также куда планирует переехать ForkLog.
За несколько дней до обысков СБУ, по вашим словам, проводили ревизию доступов. Правоохранители пришли на готовое — все важное в одном месте и в одно время. Что это — совпадение или слежка?
Это результаты плодотворной слежки за мной со стороны СБУ. Велось наружное наблюдение, прослушивался телефон, были задействованы провокаторы и информаторы, и так далее.
Технику вернули, а как сложилась судьба «изъятого» Ethereum и бутылки рома Kraken?
Стоит отметить, что вернули не всю технику, а только два монитора, а также наличные деньги в размере 13500 долларов. Остальная техника по-прежнему находится у СБУ. Ром Kraken вряд ли вернется вообще, что касается криптовалюты, то адвокаты ведут работу, направленную в том числе на ее возврат.
Кроме того, в офисе было чуть больше денег, по всей видимости, кто-то из оперативников просто украл их, не внеся ничего в протокол. Это говорит об уровне правосознания отдельных сотрудников СБУ.
Вы все-таки возбудили уголовное дело против следователей?
На данный момент НАБУ на основании моего заявления все-таки возбудило уголовное дело и внесло информацию в ЕРДР. Далее будет расследование (прим. автора: внести в реестр заявление от ForkLog НАБУ обязал суд, поскольку ведомство не сделало это в установленные сроки).
Какой убыток понес Анатолий Каплан и издание Forklog?
Свыше 500 000 долларов, не учитывая морального ущерба и ущерба от дискредитации, опубликованным на сайте СБУ пресс-релизом.
«Агент российских спецслужб, посылающий биткоины в Крым и на Донбасс» – обвинения на сайте СБУ, косвенно адресованные вам (отсутствуют фамилия и название компании). В самом ли деле выдвинули такое обвинение? Или нет, и тогда зачем было говорить загадками?
Никаких официальных обвинений в мой адрес выдвинуто так и не было, я по-прежнему нахожусь в процессуальном статусе свидетеля. При том что прошло чуть более трех месяцев. Приходили ко мне по одному делу, а в пресс-релизе на сайте СБУ написали совсем о другом. Это говорит как минимум о странных практиках на той стороне. Пресс-релиз выглядит как стандартная отписка с большим количеством страшных слов, где задействованы все основные пугалки нашего времени, чтобы максимально дискредитировать меня в глазах общественности. Но по факту никто уже давно не верит в слова СБУ, поскольку слишком часто отдельные представители этого ведомства стали заниматься тем, что напоминает грабеж и вымогательство.
Российский паспорт — красная тряпка или удобный аргумент против?
В моем случае, я убежден, что именно российский паспорт послужил отправной точкой и поводом для давления. Об этом же свидетельствует и пресс-релиз.
О каких еще факторах давления, кроме гражданства РФ, стоит знать тем, кто решился заняться криптобизнесом в Украине?
Думаю, что после граждан РФ вторыми под прицел попадают бывшие жители Донецка и Луганска, о чем так или иначе свидетельствует практика. А в целом, основные факторы, основные причины для давления могут быть крайне разнообразными. Боюсь, что здесь вступает в игру до боли знакомое предыдущим поколениям правило: «был бы человек — статья найдется». Конечно же, чем больше вы зарабатываете — тем больше интерес к вам со стороны правоохранителей. Надо ведь очередному начальнику или оперативнику купить себе новую машину/квартиру и записать ее на родственников.
Кстати про начальников. Не секрет, что украинские чиновники балуются криптовалютой. Обращались ли они к вам, к украинскому криптосообществу за консультацией или с предложениями?
Лично ко мне не обращались, в целом, я стараюсь не иметь рабочих дел с представителями тех и иных государственных структур. Бизнес — это бизнес, не стоит смешивать его с государством.
Золотая лихорадка в свое время показала, что больше всех разбогатели не золотоискатели, а те, кто продавал им лопаты. Издания и тренинги о блокчейн и криптовалютах лучшая альтернатива майнингу и играм на биржах?
На рынке криптовалют также отлично зарабатывают те, кто продает «лопаты» для добычи цифрового золота. Ничего не поменялось — продавцы оборудования действительно зарабатывают очень хорошо, особенно сейчас, когда спрос в разы превышает предложение, и все до одного продавцы переполнены предзаказами.
Какой профиль пользователя Forklog, что показывает статистика посещаемости?
Нас читает свыше миллиона уникальных посетителей в месяц, в основном это молодые люди 25-35 лет, многие из них ожидаемо работают в IT-индустрии и финансовом секторе. Среди наших читателей также достаточно много чиновников и других представителей государственной власти стран постсоветского пространства. Например, следователь, который приходил ко мне с обыском, тоже регулярно нас читает.
Откуда у вас такие сведения?
Сам мне сказал на обыске.
Вы говорили, что готовы «понять и простить», если закроют дело и вернут технику. Но вы покинули Украину. Что пошло не так?
Дело закрыто не было, более того, дело, по которому ко мне пришли, никак не связано со мной. Я там был третьим лицом в момент обыска, то есть даже не свидетелем, а просто по большому счету никем. Так можно прийти к кому угодно, например, к вам, ну а вдруг вы что-то знаете, мало ли, почему бы не проверить. Выглядело это именно так. А позже я стал свидетелем, которым до сих пор и являюсь. Отдельного дела по ForkLog и по мне также не было открыто. И большая часть изъятого по-прежнему находится в руках СБУ, создавая подвешенную ситуацию, выхода из которой пока нет.
Украину я покинул прежде всего из соображений сохранять моральное спокойствие и продолжать заниматься своими делами за пределами конфликтной атмосферы, а также в качестве демонстрации протеста — сегодня понимают, что если давят на СМИ, да еще и так грубо, то что-то идет не так. Сегодня все международное блокчейн-сообщество видит эту ситуацию и делает соответствующие выводы. Для западных коллег мой случай стал показательным, некоторые зарубежные эксперты уже отказывались от посещения Украины в связи с “нестабильным” отношением к криптовалютам в этой стране.
При каких условиях вернетесь в Одессу?
Я думаю, что в скором времени приеду посетить Одессу, я очень люблю этот город и не зря прожил там несколько лет. Каких-то особенных условий в этом плане нет. Да, пришлось уехать, чтобы заняться некоторыми стратегическими вопросами и посмотреть мир. Любое дальнейшее действие СБУ против меня будет расцениваться вполне однозначно.
Но начатое вами дело – журнал о блокчейн, как я понимаю, продолжает работу, офис не переезжает?
Журнал продолжит работу. Головной офис скорей всего будет находиться Израиле.
Почему Израиль?
У нас есть надежные партнеры в этой стране, ну и, конечно же, свою роль играет хорошо развитая IT-инфраструктура. Это пока один из основных вариантов для постоянного офиса.
Если вернуться к Одессе. Как вы думаете, почему так много одесских госслужащих задекларировали криптовалюты?
Думаю, что стоит поинтересоваться у них. Хотя некоторые вещи очевидны — в большинстве случаев изначальная цена покупки криптовалюты очень низкая, на уровне 2012 года и ранее. Так что думаю, комментарии излишни.
Одессу можно назвать центром криптовалюты в Украине?
Несмотря на мою огромную любовь к Одессе, я бы не назвал ее центром криптовалюты в Украине. Да и в принципе не назвал бы ни один город в мире центром развития криптовалютной индустрии. Это децентрализованные системы, это децентрализованная индустрия. Есть определенные точки концентрации для этого рынка, такой является и Одесса. Во многом благодаря исторической пассионарности города, которая, правда, немного задремала в наши дни. Но ничего — пробуждение скоро.
Если верить криптоэкспретам, то силовые структуры запустили маховик миграции – растет отток криптоэнтузиастов из страны. Можете доступно объяснить, что без них потеряет Украина?
Здесь все просто — Украина стремительно теряет свои позиции с точки зрения привлекательности для ведения бизнеса в целом. А бизнесу, связанному с криптовалютами, гораздо проще уехать и минимизировать инвестиции в Украину, чем сидеть на пороховой бочке. Огромный вклад в это внесли украинские силовые структуры. Важно понимать, что индустрия цифровых валют — это наднациональное явление. И в силу этого будет правильней поставить вопрос о том, кто кому на самом деле нужнее — конкретному государству (в данном случае Украина) представители рынка криптовалют или представителям рынка криптовалют государство с его архаичными и неэффективными сервисами и нормативно-правовой базой из каменного века?
Если считать цифрами, то это миллиарды долларов, тысячи рабочих мест и сотни квалифицированных специалистов. Видимо, кто-то очень хочет, чтобы Украина развивалась как аграрная “сверхдержава”, а не как современное цифровое государство. Но я убежден, что этот номер не пройдет. Коррупционеры и воры, заполонившие государственные органы, рано или поздно будут наказаны. История знает прецеденты и диалектика в этом плане работает безотказно.
Как часто криптопредприниматели рассказывают о притеснениях?
В приватных беседах, на условиях неразглашения — довольно часто. Публично готовы говорить не многие. Есть люди, которые регулярно “заносят”, некоторые даже не скрывают “под кем” они работают.
Вы называете департамент контрразведовательной защиты интересов государства СБУ «захватчиком украинского криптовалютного рынка». Собираете информацию/жалобы криптоэнтузиастов. Каким представляется дальнейший сценарий развития, допустим, что контроль установлен?
Да, собрано достаточно много интересных, но однотипных историй. Судя по собранным материалам, по моему мнению, в этом департаменте сложилось настоящее подобие организованной преступной группировки, которая систематически уничтожает бизнес в Украине с целью собственного обогащения. Долго контролировать ситуацию они не смогут, поскольку не обладают ни интеллектуальными, ни моральными качествами, необходимыми для эффективного развития рынка. Это люди, которые ничего за свою жизнь не создали и просто не умеют этого. Для развития и ведения бизнеса необходимо творческое начало. А что хорошего может сотворить человек, занимающийся такими вот делами? Ничего.
«Хотите заниматься криптой — занимайтесь этим за пределами Украины. Хотите посещать конференции? Посещайте их не в Украине», — советуете вы. Но мы помним ситуацию в IT-сфере – скандалы, обыски, и видим, как она изменилась — индустрия в почете. Почему вы так пессимистично настроены в случае с криптоиндустрией?
А что, разве закончились скандалы в IT? Посмотрите новости — они продолжаются. Многих айтишников приучили платить дань.Что касается пессимизма, то это не так. Какое-то присутствие криптобизнеса в Украине будет всегда, просто при сохранении имеющихся тенденций оно будет гораздо меньшим, чем могло бы быть.
Мы часто говорили об СБУ. Как бы вы охарактеризовали роль государства в этом вопросе? Есть же какие-то потуги: НБУ не запрещает, ибо не определились с природой криптовалюты, чиновники регистрируют законопроекты о стимулировании крипторынка.
Государство — громоздкая структура, которая зачастую вместо того, чтобы опираться на мнения и желания игроков рынка, пытается выработать и реализовать собственное видение таких инновационных сфер как блокчейн-индустрия. В НБУ, на мой взгляд, есть более насущные проблемы, чем криптовалюты, поэтому вряд ли эта организация будет продвигать осязаемые по своему эффекту изменения.
Какие законодательные изменения, на ваш взгляд, ждут криптосферу в новом году? В частности, в Украине?
Будут продолжаться попытки регулирования и принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В Украине высоки шансы, что законодательная база будет приниматься на основе рекомендаций и пожеланий представителей рынка, во всяком случае такая работа идет.
Думаете, реально легализовать ее в Украине?
Важно обратить внимание, что она и сейчас не является нелегальной. Нет норм, выводящих ее за пределы правового поля. Что касается создания правовых основ для работы с криптовалютами, я не уверен, что они действительно нужны, но этим вопросом уже занимаются отдельные инициативные группы. Например, важную и очень сложную работу делают Агентство электронного управления при поддержке Bitcoin Foundation Ukraine. О их проектах и инициативах много писали, в том числе и на ForkLog, рекомендую к ознакомлению. Это именно те позитивные силы, которые хотят что-то изменить в лучшую сторону. Поэтому все будет.
Некогда вы верили, что Украина станет восточноевропейской безопасной гаванью для блокчейн-проектов и криптовалют. Кому уступили место — Беларуси? Или все же никакой гавани нет?
Перспективы Беларуси в этом направлении, на мой взгляд, сильно переоценены и завышены. Если говорить о Восточной Европе, то эффективную динамику показывает Эстония, за счет минимизации бюрократии и признания криптовалют как законного средства взаиморасчетов. Если говорить глобально, то одними из удобных стран будут Израиль, Швейцария, Япония.
Что думаете о недавнем падении курса?
Типичный биткоин.
Что бы ответили на фразу: «Криптовалюта – пузырь, создающий хайп вокруг полезного блокчейна»?
Блокчейн без криптовалюты не имеет существенного смысла.
Последние сводки с мира крипто-рынка у меня на канале телеграм: https://t.me/maiklsake