Блог им. Krojter

Лебеди бывают разные – черные, белые, красные

    • 22 августа 2017, 06:57
    • |
    • BCS
  • Еще

Мировые финансовые рынки полны неожиданностей, и иногда инвесторы сталкиваются с так называемыми «черными лебедями». Так принято называть редкие и труднопрогнозируемые события, которые могут всколыхнуть рынки. Их «оперение» может иметь и другую окраску, например, серую или даже оранжевую. Сегодня же мы расскажем вам о другом уже «красном лебеде» – Китае.

Обратимся к приведенному ниже графику. Он опровергает точку зрения Wall Street, согласно которой мировая экономика ускоряется, а рост корпоративных прибылей оправдывает недавний разгон рынков.

Все что происходит, на самом деле, связано с краткосрочным глобальным импульсом кредитования, исходящим из Китая. В начале прошлого года Пекин запаниковал и открыл кран капитальных расходов в государственных компаниях (SOEs) из-за опасений, что экономика страны остановится в самое неподходящее время – во время съезда Коммунистической партии, который запланирован на конец осени 2017 года. Это событие, которое случается каждые пять лет, имеет большую значимость для Пекина.

Страна не могла рисковать перед этим съездом. Однако угроза уже явно мелькает на горизонте, на что указывает темно-зеленая линия на графике, обозначающая динамику инвестиций в основной капитал. Этот показатель является главной движущей силой бума в экономике Китая. Но темп его годового прироста снизился с 22% в момент прихода Си к власти в 2012 году до 10% к началу 2016 года.

Также на графике виден резкий скачок темно-красной линии. Капитальные расходы (CapEx) внезапно более чем удвоились в трети экономики Китая, которая уже была перенасыщена производственными мощностями. Государственные компании, занятые в производстве стали, алюминия, строительного оборудования, судостроении, автомобильной и химической промышленности, строительстве железных дорог и прочие, пережили этот период бума.

К середине 2016 года рост капитальных расходов у госкомпаний в годовом исчислении составил 25%, что позволило общему объему CapEx удержаться у уровня 10%.

Тем не менее, вы не можете вечно обеспечивать экономический рост, строя пирамиды и прочие инвестиции с низкой доходностью, даже если первоначальный всплеск роста длится годами, как это было в Китае.

В конечном счете, иллюзия кейнсианских расходов исчезает, а избыточные затраты на низкоэффективные инвестиции и излишки производственных мощностей приводят к большим потерям.

Если инвестиционный бум финансируется за счет безрассудной кредитной экспансии, как это произошло в Китае, где долг с 1985 года вырос с $1 трлн до $35 трлн, эти потери особенно тяжелы и разрушительны для экономики. Иначе это называется депрессией.

Лебеди бывают разные – черные, белые, красные

Китайский рывок, распространяющийся на мировые товарные и сырьевые рынки, был искусственным и краткосрочным. Он был сделан для того, чтобы подготовиться к 19 съезду Коммунистической партии Китая.

Теперь, когда была обеспечена желаемая динамика ВВП, специалисты по планированию и бюрократы уже пытаются найти способ обуздать безудержный кредитный рост и раздувающуюся экономику, пока она не обрушилась.

Неожиданные сюрпризы в Китае практически неизбежны

Срок действия последнего китайского кредитного импульса истек, о чем свидетельствует график, представленный ниже. В течение первого квартала этого года темпы роста общего социального финансирования (банковские кредиты плюс кредиты теневой банковской системы) достигли невероятных $4 трлн в год. Это почти треть ВВП Китая. Эта цифра не на шутку напугала китайских лидеров, которые теперь хотят взять долговую машину под контроль.

Лебеди бывают разные – черные, белые, красные

А в будущем нас ждет великое Сокращение Долга Китая, которое, вероятно, начнется, когда Си консолидирует свою власть на 19-м партийном съезде. Это может ослабить глобальную экономику. И не стоит недооценивать влияние изменений на прибыль корпораций.

«Красный лебедь» взбесился

Половина прироста глобального ВВП после кризиса 2008 года исходил от Китая, что, в свою очередь было обусловлено самым стремительным всплеском кредита в истории.

И если номинальный ВВП Китая увеличился более чем в два раза – с $4,6 трлн в 2008 году до $11,2 трлн в 2016 году, то отношение размера долгов выросло со 175% ВВП до 300% менее, чем за 10 лет.

Лебеди бывают разные – черные, белые, красные

Есть основания серьезно сомневаться в том, что Пекин сможет с легкостью уладить эту нависшую проблему. Однако он больше не может и не позволит долговой нагрузке нации увеличиться 4 раза в течение следующих 8 лет, а это означает, что дни Китая в роли двигателя роста глобальной экономики подошли к концу.

Угасание последнего импульса роста Китая скоро покажет, что большинство стран – если использовать знаменитую метафору Уоррена Баффета – купались голышом с финансовой точки зрения. Он оставляет мир уязвимым для новой волны финансовых кризисов, когда как ЕЦБ и другие центральные банки пытаются нормализовать свою монетарную политику.

Главы основных ЦБ мира, наконец, признали, что размер баланса регуляторов в $22 трлн слишком велик. Китай же находится в эпицентре двадцатилетнего погружения в монетарное мошенничество и кредитный взрыв. Они деформировали и дестабилизировали саму основу глобальной экономики.

Так что, пока оранжевый лебедь уже поселился в Белом Доме, рядом с ним несется лебедь красного цвета.

По материалам DailyReckoning

БКС Экспресс


теги блога BCS

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн