Блог им. Zdrogov

Суперинвесторы из деревни Грэма и Додда. Часть 1.

Сегодня в моем блоге «день стоимостного инвестирования». Поделюсь с вами лучшим. Лучшим из того, что я читал по этой теме. Эссе Баффета «Суперинвесторы из деревни Грэма и Додда». Именно после прочтения этого текста для меня стал ясен правильный путь на финансовых рынках. Я придерживаюсь этого стиля инвестирования уже более 8 лет и никогда не жалел о своем выборе.

Суперинвесторы из деревни Грэма и Додда. Часть 1.



Является ли подход Грэма и Додда, основанный на «поиске финансовых инструментов, величина стоимости которых по отношению к их цене такова, что позволяет получить значительную маржу безопасности», устаревшим в рамках сегодняшнего анализа ценных бумаг? Многие профессора, из под пера которых выходят книги по анализу ценных бумаг, выступают именно с таким утверждением. По их мнению, фондовый рынок эффективен, то есть цены акций отображают все, что известно о перспективах компаний и состоянии экономики. Не существует недооцененных акций, утверждают эти теоретики, поскольку есть мудрые финансовые аналитики, которые используют всю доступную им информацию, чтобы убедиться в обоснованности цен. Инвесторам же, которым из года в год удается обеспечивать доходность своих вложений выше среднерыночной. просто везет. «Если цены отображают всю доступную информацию, навыки инвестирования такого рода просто теряют смысл», — пишет один из авторов нынешних учебников.

Да, может быть. Но я хочу рассказать вам о группе инвесторов, доходность инвестиций которых из года в год оказывается выше доходности фондового индекса S&P500. Гипотезу о том. что им это удается лишь благодаря везению, во всяком случае, стоит проверить. Решающим в такой проверке должен стать тот факт, что всех победителей я хорошо знаю и все они известны как выдающиеся инвесторы. Именно с такой репутацией они работали на фондовом рынке еще 15 лет назад. Без этого условия. т е. если бы я вдруг сегодня начал поиск среди тысячи имен с целью выбрать несколько из них. то посоветовал бы вам прервать чтение этой книги прямо сейчас. Следует также отметить, что все записи результатов их деятельности за многие годы подвергались проверке. Кроме того, я знал многих, кто инвестировал деньга под руководством этих менеджеров. и мне известны их доходы на протяжении указанного периода.

Прежде чем начать наше исследование, попрактикуемся в азах теории вероятности. Предположим, что мы попросили каждого из 225 миллионов американцев каждое утро подбрасывать монетку. Если они получат определенный результат, то выиграют доллар у тех. кто получил противоположный результат. Каждый день проигравшие выпадают из числа участников. и в определенный день можно подсчитать 
все выигрыши. После десяти попыток подбросить монетку на протяжении десяти дней в США будет примерно 220 тысяч тех. кто подбросил монетку правильно десять раз подряд. Каждый из них выиграет чуть больше 1000 долларов.

Теперь эта группа, скорее всего, начнет немного задаваться, что так свойственно человеческой натуре. Они могут пытаться быть скромными, но время от времени на вечеринках все же будут объяснять присутствующим, в чем же состоит их подход и каких чудесных результатов им удается достичь в подбрасывании монет.

Предположим, что победители и дальше получают соответствующее вознаграждение от проигравших. Через десять дней у нас будет всего 215 человек, каждый из которых успешно подбросит монету 20 раз подряд. Каждый из них при этом превратил один доллар в сумму, ненамного превышающую 1 млн. долл. В итоге 225 млн. долл, было бы проиграно, и эти же 225 млн. долл, были бы выиграны. 

После этого члены группы просто потеряют голову. Они. наверно, будут писать книги «Как я превратит один доллар в миллион за двадцать дней, уделяя работе тридцать секунд рано утром». Хуже того, скорее всего, они начнут ездить по все стране, устраивая семинары по эффективному подбрасыванию монет и набрасываясь на скептически настроенных профессоров с вопросом: «Если этого не может быть, то почему' двумстам пятнадцати из нас удалось это осуществить? 

И вот тогда какой-нибудь профессор бизнес-школы в довольно грубой форме скажет, что если привлечь к аналогичной задаче 225 миллионов орангутангов, результат будет таким же. Мы получим 215 самовлюбленных орангутангов, которым удалось 20 раз подряд удачно подбросил монету. 

Я все же хочу предупредить о том. что существу ет ряд важных различий в примерах, которые я собираюсь представить вашему вниманию. Во-первых, если:

а) вы возьмете 225 орангутангов, территориально распределенных примерно так же. как население США.

б) 215 победителей будут выигрывать и дальше и

в) вы определите, что 40 из них из одного зоопарка в Омахе, то у вас появится уверенность в том, что вы напали на какой-то след. А потому вы пойдете и спросите владельца зоопарка, чем же он их кормит, делают ли орангутанги какие-то специальные упражнения, какие книги они читают и т.д., и т.п. Таким образом, если вы определите действительно необычную концентрацию успеха, вам захочется убедиться в том. можно ли выявить и концентрацию необычных характеристик, которые могут быть причиной успеха. 

Обычно такие примеры сопровождают научные исследования. Если вы пытались проанализировать возможные причины редких типов рака (1500 случаями в США) и определили, что 400 из них имели место в небольшом шахтерском городке Монтана, то вы очень заинтересуетесь составом воды в этой местности или же профессией тех. у кого возникла эта болезнь, или другими факторами. Вполне очевидно, что цифра 400 не может быть случайной для маленькой территории, и вы не обязательно будете знать причины, но будете знать, где их нужно искать. 

Признаюсь вам, что существуют и иные, кроме географических. способы определения причин какого-либо явления. В дополнение к географическим могут существовать и такие, которые я называю интеллектуальными источниками. Думаю, вы сможете увидеть, что непропорциональное количество успешных любителей подбрасывания монет в инвестиционном мире ведут свое происхождение из очень маленькой интеллектуальной деревни, которую можно назвать Деревней Грэма и Додда. Большую группу победителей, которая сложилась не случайно, можно найти именно в этой интеллектуальной деревне. 

Однако могут существовать условия, которые сведут на нет усилия даже такой группы. Предположим. что 100 человек просто подражали какой-то очень убедительной личности в подбрасывании монеты. Когда у этой личности выпадал орел, 100 последователей автоматически заявляли, что у них монета выпала точно так же. Если лидер в итоге оказался в составе итоговой группы из 215 человек, тот факт, что 100 его последователей — такого же интеллектуального происхождения, ни о чем не будет говорить. Вы сможете рассматривать один случай как 100 случаев. Аналогично давайте предположим, что вы живете в очень патриархальном обществе и каждая семья в Соединенных Штатах Америки состоит из десяти человек. Дальше предположим, что патриархальная культура была настолько сильной, что в тот день, когда 225 миллионов вышли подбрасывать монетку впервые, каждому из сыновей звонил отец. А теперь, по истечении 20-дневного срока, когда у вас есть 215 победителей, выяснилось, что они происходят из 21,5 семей. Наивные личности могут сказать, что это свидетельствует об огромном наследственном факторе, который и объясняет столь успешное подбрасывание монет. Но, конечно же, этот фактор вообще не будет важен, поскольку будет просто свидетельствовать о том, что у вас не 215 индивидуальных победителей, а лишь 21,5 случайно распределенных семей, которые стали победителями. 

В группе успешных инвесторов, которую я хочу представить вашему вниманию, был один общепризнанный патриарх — Бен Грэм. Но дети, которые вышли из дома этого интеллектуального патриарха, подбрасывали монеты по-разному. Они разъехались в разные места, покупали и продавали разные акции и компании, но все же. в общем. их результаты нельзя объяснить случаем. Просто нельзя объяснить на практике, что все они одинаково подбрасывали монетку только потому, что лидер давал нм сигнал о том. какой у него в этом случае был результат. Патриарх просто разработал теорию для принятия решений в процессе подбрасывания монет, а каждый его последователь по-своему решал, как ему применять эту теорию. 

Действия инвесторов из Деревни Грэма и Додда объединяло следующее теоретическое правило: они искали различие в стоимости бизнеса и в цене отдельных его частичек на фондовом рынке. В сущности. они использовали эти различия для собственной выгоды, не обращая внимание на мнения приверженцев теории эффективности фондового рынка по поводу того, в какой день недели стоит покупать акции — в понедельник или в четверг, в каком месяце — в январе или в июле, и т.д. Кстати, когда бизнесмены покупают компании — а это то, что стоит за покупкой акций компаний инвесторами из селения Грэма и Додда. — думаю, многие из них улыбнулись бы. услышав о том. что сделка должна состояться в определенный день недели или месяц. Если не имеет никакого значения, когда покупать компании — в понедельник или в пятницу, я не понимаю, почему ученые тратят столько времени и усилий на то, чтобы убедиться, как влияет то или иное время на покупку небольших долей бизнеса. Не стоит и говорить о том. что инвесторы из Деревни Грэма и Додда не обсуждают коэффициенты beta ценовую модель рынка капитала или ковариацию доходности различных акций. Их просто не интересуют эти показатели. Фактически большинству из них будет даже трудно объяснить эти понятия. Инвесторы акцентируют свое внимание только на двух факторах — цене и стоимости. 

Я всегда считал необычным тот факт, что усилиями приверженцев технического анализа было проведено так много исследований поведения курсов акций и объемов торговли ими. Можете вообразить себе покупку всего бизнеса просто потому, что его цена значительно увеличилась по сравнению с прошлой или с позапрошлой неделей? Конечно же, причина проведения множества исследований, в которых рассматриваются цены и объемы, — то, что сегодня, в компьютерный век, доступны практически нескончаемые ряды данных. И дело не в том, нужны ли такие исследования, а в том, что есть данные и есть ученые, которые потратили много усилий на приобретение математических навыков, необходимых для манипулирования этими данными. Поскольку такие навыки уже приобретены, кажется неразумным не использовать их, даже если это не приносит никакой пользы вообще или, наоборот, обеспечивает отрицательную полезность. Как сказал один из моих друзей, для человека с молотком все выглядит, как гвоздь.

Думаю, стоит проанализировать группу инвесторов, которую мы выявили по признаку общего интеллектуального „дома”. Кстати, несмотря на все научные исследования влияния таких переменных, как цена, объем, сезонность, размеры капитализации и т.п., на состояние акций, никакого внимания не было уделено анализу методов столь необычной концентрации победителей, ориентированных на изучение стоимости финансовых инструментов.

Продолжение завтра.

★10
5 комментариев
Какой-то очень знакомый текст. Это случайно не из «Разумного инвестора»? 
avatar
Sviataslau Karavatski, так я вроде написал откуда текст.
В общем и целом все правильно. В частности не так благостно.
Например,
1. В США 4 раза в году сезон отчетности. Октябрь, апрель, январь, июль. В это время каждый день выходят сотни отчетов. Ясно, что это не может не влиять на рынок. В октябре было много «черных» дней. Слишком много, чтобы это было случайностью.
2. Выплата зарплат по стране привязана к календарю. Часть зарплат автоматически перечисляется на пенсионные счета и идет на фондовый рынок. Таким образом, существует ежемесячный «впрыск ликвидности», который создает определенную рыночную аномалию.
3. В России традиционно в декабре бюджет выплачивает примерно вдвое больше денег, чем среднемесячная норма. В конце декабря, вследствие этого,  происходит сильный рост краткосрочных гособлигаций.
И так далее и тому подобное. Не надо сводить всю инвестнауку к правильной оценке бизнеса. Есть много других факторов. 
avatar
Мне понравилось, спасибо!
P.S.Только не теория вероятности, а теория вероятностей.
В очередной раз убеждаюсь в правильности и восхищаюсь теорией Грэма и Баффетта (а также их результатами на практике) и восхищаюсь их профессионализму и умению держать победную стратегию на протяжении десятилетий. Но, хотел бы добавить плюс и спекулянтам, если бы не спекулянты, то гораздо сложнее было бы традиционному приверженцу стоимостного инвестирования найти супер выгодное своевременное предложение на открытом рынке в связи со сложившемся дефицитом неэффективности рыночных механизмов определения текущей стоимости финансовых активов. А так, как по одному из постулатов теории Чарльза Доу — «цена учитывает всё», то спекулянты в текущую стоимость добавляют ооочень много (идиотизма) страха, алчности, надежды и других эмоциональных (не путать с профессиональными) качеств. Именно это и позволяет разумному инвестору воспользоваться эмоциональной слабостью других участников рынка…
avatar

теги блога Александр Здрогов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн