Блог им. eternal2

Некоторые вопросы управления риском

Все серьезные ошибки в трейдинге могут быть совершены только в сфере управления риском. Вы можете торговать против тренда, продавать новые максимумы и покупать в области перекупленности любых технических индикаторов. Ведь некоторые люди зарабатывают деньги, делая именно так. Даже если Ваш тайминг будет аналогичен случайному, результат такой стратегии будет колебаться вокруг нуля, особенно если Вы торгуете долгосрочно и несете маленькие торговые издержки. При условии разумного управления риском Вам понадобится немало выдержки, чтобы избавиться от своего рискового капитала. При условии положительного статистического ожидания Вашей стратегии тайминга и правильного управления риском, Вы обречены на то, чтобы делать прибыль в долгосрочной перспективе – это математика!
 
Если Вы – начинающий трейдер, то, возможно, думаете, что секрет правильного управления риском запрятан где-то в трехтомнике Ральфа Винса или в сложных формулах Райана Джонса. В этом случае Вы можете вздохнуть свободно, п.ч. произведения этих авторов хороши в качестве гимнастики для ума. Практика управления риском большинства стабильных трейдеров гораздо проще.
 
Формула успешного трейдинга заключается в дисциплинированном использовании статистического преимущества с разумным риском. Именно о последнем, а также об основных ошибках управления риском, я пишу ниже.
 
1. Сексуальные игры на рынке.
 

Уходим, уходим, уходим!
Наступят времена почище…
ВИА «Мумий Тролль»
 
1.1. Полное отсутствие стратегии управления риском характерно для игроков в состоянии тильта, начинающих трейдеров и просто биржевых раздолбаев всех мастей. В действительности этот пункт вмещает все описанные ниже ошибки. Учитывая, что любая из них может уничтожить рисковый капитал, полное пренебрежение к контролю рисков гарантированно выводит трейдера из игры.
 
Порочное управление риском означает принятие трейдером высокого риска, т.е. риска в том количестве, которое в кратко- или долгосрочной перспективе может хотя бы теоретически привести к полной потере капитала. Другими словами, порочное управление риском означает допущение возможности такой потери на уровне вероятности.
 
Все описанные ниже тактики порочного управления риском имеют одну общую замечательную особенность: они позволяют максимизировать прибыль в относительно краткосрочной перспективе за счет высокого скрытого риска. Т.е. даже используя случайную стратегию тайминга, можно получать некоторое – иногда довольно длительное – время прибыль.
 
Если человек не полный идиот, а лишь наполовину, он использует те же тактики максимизации прибыли за счет сверхриска, но основываясь на результатах исторического тестирования. Модель его рассуждений всегда одинакова: если событие x ни разу не происходило на исторических тестах, то оно не произойдет и в будущем. Если бы это умозаключение было верным, жизнь трейдера была бы слишком легкой! Сценарий Судного Дня – насущная реальность для любой стратегии, вне зависимости от степени ее гениальности. И только разумное управление риском позволяет пережить его, сохранив большую часть капитала.
 
1.2. Чрезмерный риск может быть как осознанным, так и нет. В первом случае, трейдер использует большое плечо и/или очень широкий стоп-лосс. Срабатывание такого стопа приводит к потере значительной части рискового капитала. Во втором случае трейдер вообще не использует стопа, пересиживает потери и, в конце концов, сталкивается с ситуацией, когда чтобы устранить возможность полной потери капитала, он должен зафиксировать большой убыток.
 
Если трейдер использует широкие стопы, которые срабатывают очень редко, и часто фиксирует маленькие прибыли, кривая его доходности имеет приятный вид уверенного бычьего тренда с очень редкими, но глубокими коррекциями (без них, если везение зашкаливает).
 
Излишне говорить, что относительно короткая серия больших убытков лишит трейдера всего или почти всего капитала.
 
В продвинутом варианте с полу-идиотом, мы можем наблюдать аргументы наподобие: стратегия никогда не давала x убытков подряд на тестах за последние 5/10/30 лет (рынок никогда не шел против позиции больше чем на x%). Эти аргументы настолько же верны насколько верно умозаключение: за последние 10000 дней (ого, какая выборка!) я ни разу не умирал, следовательно, я – бессмертный!
 
1.3. Усреднение потерь. Тактика заключается в том, чтобы, уже имея бумажный убыток, заключить сделку в том же направлении, что и первая. Многократное повторение этого приема приводит к большому бумажному убытку и огромному размеру позиции. От выше описанной ситуации пересиживания данная ситуация отличается тем, что даже небольшие изменения цены приводят к значительным колебаниям капитала вследствие большой суммарной позиции. Усреднение потерь сочетает в себе черты как чрезмерного риска, так и мартингейла, так как подразумевает увеличение риска при уменьшении размера капитала.
 
1.4. Мартингейл – является одной из популярных тактик увеличения риска при уменьшении рискового капитала. Этот прием пришел в трейдинг из азартных игр. Он предполагает удвоение ставки (риска) после проигрыша (убыточной сделки). Трейдер исходит из предположения, что серия убытков должна скоро прерваться. График доходности стратегии, использующей мартингейл, имеет характерный вид: уверенный рост капитала с редкими и быстрыми проливами и последующими быстрыми восстановлениями капитала. В качестве финального аккорда обычно появляется пролив до нулевой отметки с последующей надписью: game over.
 
***
Как я уже говорил, порочное управление риском позволяет получать прибыль при совершенно бестолковой стратегии тайминга подчас на протяжении долгого времени. Эту прибыль вряд ли можно поставить в заслугу трейдеру, п.ч. он не контролирует ситуацию. Судьба торгового счета находится во власти Случая .
 
Но как ни странно, предприимчивые трейдеры нашли способ обращать порочное управление риском в стратегию извлечения денег с положительным математическим ожиданием. Это не рыночная стратегия, имеющая к трейдингу лишь посредственное отношение. Я имею ввиду управление деньгами других людей, когда капитал сторонних инвесторов значительно превышает капитал трейдера.
 
Предположим, трейдер использует мартингейл, и на сто доллар собственных средств на торговом счету приходится тысяча долларов инвестиций. Если трейдер взимает с инвесторов комиссию за управление в размере 50% прибыли и делает 20% за месяц, то по истечении одного месяца его доход составляет 110 доларов: он уже вернул свои деньги и теперь может получать безрисковую прибыль до тех пор, пока Госпожа Удача не отвернется от него. Просто как все гениальное! Если горе-управляющий является идиотом не более чем на ¾, он никогда не будет реинвестировать доходы, полученные от управления чужими деньгами, в свой мартингейл-трейдинг.
 
Трейдеры, использующие порочное управление риском, исходят из того, что «событиене произойдет в будущем, но правда заключается в том, что если «событие x» существует на уровне вероятности, то его наступление – это вопрос времени. Рынок – не место для сексуальных игр! Все трейдеры, практикующие здесь однополый секс, уходят прямым курсом на йух!
 
2. Правильный трейдинг.
 

Следи за собой, будь осторожен.
Следи за собой.
группа КИНО
 
 
2.1.Правильный трейдинг – это по большей части отсутствие уже описанных выше ошибок. Разумное управление риском имеет лишь два непреложных правила: низкий относительный риск и сокращение риска при уменьшении рискового капитала.
 

Какой относительный риск считать низким – это не однозначный вопрос. Ответ на него зависит от субъективной терпимости к риску, специфики стратегии и целей трейдера. К примеру, высокочастотные трейдеры часто используют риски на сделку не превышающие 0,5%. Это связано как с ограниченной ликвидностью, так и с небольшим кредитным рычагом (его отсутствием) на некоторых рынках (наприм., акции на ММВБ). Управление чужими денежными средствами также обычно связано с минимизацией рисков за счет уменьшения доходности – таковы типичные предпочтения инвесторов. С другой стороны, многие долгосрочные инвесторы рынка акций вообще избегают пресекать убытки, как правило, контролируя риск посредством диверсификации вложений.
 
В трейдинговой литературе можно встретить различные советы по поводу размера риска на сделку: обычно не более 5% для активных трейдеров, значительно больше – для долгосрочных инвесторов. Однако каждый случай требует индивидуального решения. Общий принцип правильного трейдинга состоит в том, что высокая прибыль должна извлекаться не за счет высокого риска, а за счет высокого статистического преимущества («матожидания») и/или его активной эксплуатации.


Простейший вариант (и, пожалуй, оптимальный) сокращения риска при уменьшении рискового капитала, это ограничение потерь в размере определенной фиксированной части капитала (наприм., 2%). Неизменный относительный риск влечет уменьшение абсолютного (в денежном выражении) риска в полосе убытков.
 
Если Вы считаете это недостаточным, то можете сокращать и относительный риск по мере роста просадки. Это является самой сильной из известных мне тактик по страхованию от потери капитала. Например, Деннис и Экхардт учили «черепах» уменьшать риск в сделке на 0,2% на каждые 10% просадки.
 
2.2. Диверсификация – является альтернативным способом контроля над риском наряду с пресечением потерь и представляет собой рассредоточение денежных вложений. Однако я предпочитаю рассматривать ее не в этом качестве, а как средство улучшения показателя прибыль/просадка, средство повышения стабильности прибыли.
 
Диверсификация может быть применена как к торговым инструментам, так и торговым стратегиям, сигналам в рамках одной стратегии. Основное требование к элементам портфеля – низкая корреляция. В идеале – ее отсутствие.
 
Диверсификация неоднозначно оценивается в трейдинговой литературе. С одной стороны это общепринятая практика в мире долгосрочных инвестиций, с другой – один из долгосрочных инвесторов, У.Баффет, говорит: «Диверсификация – это плата за лень». Хорошая диверсификация его собственного портфеля – побочный эффект его длительной инвестиционной деятельности, в течение которой он купил большое количество компаний, вероятно, каждая из которых была, по его мнению, достойна того, чтобы вложить в нее весь рисковый капитал.
 
Диверсификация подразумевает усреднение результатов. В любом портфеле мы всегда будем иметь группу отличных результатов и посредственных. Естественно, если мы не будем распылять капитал на посредственность, то получим большую прибыль.
 
Логично предположить, что в группе отличных результатов также будут иметь место результаты лучшие (отличные) и худшие (посредственные) и так до бесконечности. Многократное повторение отбора лучших всегда оставляет единственный вариант и упраздняет диверсификацию. Решение этой дилеммы состоит в том, чтобы: во-первых, включать в портфель не менее 2 низкокоррелированных элементов, которые мы оцениваем как лучшие по характеристикам доходности и риска; во-вторых, избегать сверхдиверсификации, поскольку увеличение количества элементов портфеля не влечет линейное снижение волатильности доходности. Например, индекс DJ Industrial, состоящий из 30 акций, очень сильно коррелирует со сверхдиверсифицированным SP 500.
 
***
Оптимальный вариант правильного трейдинга – это сочетание как можно меньшего размера риска на сделку и большого количества сделок с высоким статистическим преимуществом. В этом случае отдельные сделки оказывают минимальное влияние на итоговую доходность, а активная эксплуатация статистического преимущества приводит к стабильному росту капитала. Этот вариант может быть реализован с помощью активного (краткосрочного) трейдинга или диверсификации. (Что автоматически не означает, что любая краткосрочная или диверсифицированная стратегия гарантирует стабильную доходность).
 
В «Магах рынка» Дж.Швагер приводит несколько ярких примеров достижения высокой доходности при низких просадках капитала.
 
При среднегодовой доходности 86%, максимальная просадка хедж-фонда Майкла Мастерса составила всего 3%:
 
«Фонд Мастерса, чьи активы составляют более $0,5 млрд., стоит в числе крупнейших хедж-фондов, но настоящим лидером Masters Capital Management стал в области торговой активности. Чрезвычайно высокий оборот позиций, превышающий средний, характерный для отрасли, ставит Мастерса едва ли не на первое место среди самых мощных хеджевых и вза­имных фондов США».
«Мы работаем в фонде, как работали бы в продовольст­венном магазине. Прибыль движется вверх за счет двух факторов: можно открывать позиции большего объема, можно увеличивать оборот. У нас настоящий магазин, мы зарабатываем за счет оборота»[1] (подчерк – мой).
 
При этом около 40% капитала обычно находится в деньгах, ни о каком кредитном рычаге нет и речи – риск на сделку ничтожен.
 
Глава книги Швагера о Монро Трауте имеет подзаголовок: «Лучшая прибыль при минимальном риске». Это выдержка из его интервью:
 
«—Сколько разных моделей или фигур вы используете в каждое данное время для торговли на рынках?
—Десятки.
—Ради диверсификации?
—Да. Мы стараемся диверсифицировать все, что только возможно. Мы стремимся диверсифицировать и торговые стратегии, и время.
—Под диверсификацией времени вы понимаете использование одной и той же фигуры для часовых данных, дневных данных и недельных данных?
—Правильно. Это также означает простое отслеживание рынков на протяжении всей торговой сессии и готовность торговать, если в любое время дня что-то происходит»[2]. (Подчерк – мой).
 
 
 



[1] Дж.Швагер «Маги фондового рынка»

[2] Дж.Швагер «Новые маги рынка».

(перепечатка из блога) 

★16
1 комментарий
Ральф Винс. Математика управления капиталом. Методы анализа риска для трейдеров и портфельных менеджеров.
avatar

теги блога Сергей

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн