Блог им. aldemko
Многие профессионалы считают, что в нынешней редакции №44-ФЗ не должен распространяться на строительную отрасль, поскольку он разрывает на части единый инвестиционно-строительный процесс, из которого выпадают заказчик и строительная индустрия. Закон позволяет по максимуму снижать цены, не учитывая реалии проектной документации. Это становится возможным потому, что строители часто строят без проекта, по рабочим чертежам, а проектная документация появляется в конце строительного процесса.
Проведение торгов в таких условиях ведет к тому, что подрядчику трудно оценивать свои реальные затраты. Государство просит устанавливать справедливые цены на продукцию строительной отрасли. Вопрос ценообразования — один из самых острых, у всех на памяти то, как он решался в Сочи.
Исследование, проведенное Высшей школой экономики, показало, что аукционы не ведут к снижению стоимости закупок, а большое число их участников вовсе не служит основанием для появления здоровой конкуренции. И если не будет хорошей проектной документации, почва для коррупции и злоупотреблений останется.
Как изменить ситуацию?
Этой теме был посвящен недавний круглый стол, участникам которого представили концепцию проекта нового федерального закона: «Об основных подходах к формированию законопроекта, регулирующего систему закупок в сфере строительства» (который в свою очередь среди строителей принято называть законом «О контрактной системе»). По словам представившего документ директора Международного института развития контрактной системы Павла Колыхалова, он охватывает основные этапы строительства: инженерные изыскания, проектирование, сооружение объекта. При этом проект закона максимально учитывает все главные положения №44-ФЗ, но вносит корректировки в законодательное поле с точки зрения интересов строительной отрасли.
В то же время, как говорит Павел Колыхалов, в тексте есть и важные новшества. Одно из них — введение понятия «коллективный участник договорных отношений». При этом не менее 75% работ должно приходиться на подрядчика, с которым заключается генеральное соглашение. Но все его участники перечисляются в договоре — это гарантирует им участие в работах.
Важный раздел в проекте посвящен малому и среднему бизнесу. Сегодня положение этого сектора в системе госзакупок — не слишком благоприятное. К тому же существует лимит на доступ малых компаний к госзакупкам. А вот в новом варианте все ограничения на их участие снимаются.
СРО — не последнее звено
Отдельная часть в законопроекте посвящена участию СРО в процессе госзакупок. Согласно документу, СРО участвуют в нем на стадии определения подрядных организаций путем предквалификационного отбора. Как подчеркивает Павел Колыхалов, проблема в том, что прямое участие СРО в этом процессе невозможно, поскольку в этом случае возникает заинтересованность саморегулирующей организации. Поэтому ее роль сводится к участию на предварительном этапе. СРО выдает предквалификационные свидетельства строительным фирмам, несет финансовую ответственность из компенсионного фонда в случае, если компания не выполнит свои обязательства. При этом предквалификация проводится СРО по запросу одного из своих членов. Смысл предквалификации — в очищении рынка от плохих строительных организаций, постановке барьеров на пути чиновничьего произвола по отношению к строительным компаниям. Для упорядочивания процесса строители считают необходимым написать предквалификационные стандарты.
Необходимо также повышать уровень предквалификационного этапа, считает наш постоянный автор, руководитель НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. По его словам, во всем мире этот вопрос хорошо проработан, существуют международные предквалификационные стандарты. Здесь важно поставить заслон против торговли предквалификационными свидетельствами, поскольку часть СРО грешат этим делом. Поэтому целесообразно прописать в законе ответственность СРО за достоверность и качество выдаваемых ими документов. Помимо этого, нужно ввести и постквалификацию.
Цена — не главный критерий
Еще одна принципиальная часть законопроекта — процедура выбора подрядчика. Здесь важнейшим пунктом является отказ от использования для этих целей аукционов. Цена не должна быть единственным критерием при выборе компаний-подрядчиков. Кроме того, необходимо исключить риск демпинга со стороны некоторых участников, поэтому здесь должны действовать антидемпинговые меры. В их числе — противодействие снижению уровня конкуренции, запросы котировок на услуги, одно- и двухэтапные конкурсы. Причем сами конкурсы должны начинаться с максимальной договорной цены, а ее снижение должно происходить при сохранении прежних объемов и качества всех параметров сделки.
Сегодня у нас заказчик не несет ответственности за конечный результат. В результате распространена практика, когда выигравший конкурс подрядчик перепродает подряд на выполнение строительных работ другой организации, да и та, в свою очередь, тоже торгует им. Все это ведет к одному: к возрастанию конечной цены объекта при снижении его качества.
В целом все новшества в подготовленном законопроекте можно свести к нескольким основным пунктам: выбор подрядчика отдается на откуп СРО; провозглашается отказ от аукционов; появляется понятие коллективного участника; вводятся антидемпинговые процедуры; сам конкурс непосредственно привязывается к строящемуся объекту; создаются единые информационные системы.
Необходимо прописать ответственность заказчика за объект строительства, убежден Валерий Мозолевский. На критику же по поводу того, что он ошибся с выбором, заказчик неизменно отвечает: это не мы выбираем, а компьютер. Заказчик лишь формально подписывает контракт. Нужно кончать с этой порочной практикой.
Рынку требуется квалифицированный заказчик. Для этого нужно создавать институт заказчика, строить цивилизованные партнерские отношения. Заведующая детским садом не должна подписывать строительный контракт — это нонсенс. Заказчик же обязан отвечать за проведение изыскательских работ, иначе будет так, как случилось в предолимпийском Сочи на строительстве трамплина. Его сметная стоимость была определена в 1 млрд руб., но оказалось, что нужно укреплять склоны, в результате чего она выросла до 6 млрд руб.
Фактически потерян институт проектирования. Если в Москве еще сохранились его «островки», то в провинции он исчез «как класс». Надо срочно его воссоздавать, поскольку без него никогда не будет надлежащей нормативно-проектной документации. К сожалению, ни в одном законе нет нормы о том, что работу должен выполнять только грамотный подрядчик, имеющий квалифицированный персонал.
Каким идти путем
С тем, что №44-ФЗ плохо отражает реалии строительного процесса, солидарны практически все. Однако относительно того, каким путем следует идти в плане исправления ситуации, существуют разные мнения. В частности, не все согласны с тем, что следует разрабатывать и принимать еще один законодательный акт. Некоторые эксперты полагают, что можно вносить поправки в уже действующее законодательство. Как можно быстрее надо исправлять существующие недостатки. И вопрос о выборе наиболее рационального пути достижения этой цели требует отдельного изучения.
Читать полностью/Развернуть