Блог им. option-systems

Volkswagen & Porsche: корнер



Начало тут http://smart-lab.ru/blog/16864.php
                  http://smart-lab.ru/blog/17083.php
                  http://smart-lab.ru/blog/17242.php


    В октябре 2008 года, в самый разгар мирового кризиса, Volkswagen на несколько часов стала самой дорогой компанией в мире. Конечно, это событие вызвано не фундаментальными причинами — компания как работала, так и работает, а сугубо техническими. Резкий рост стоимости акций VW произошёл из-за массированного закрытия коротких позиций хедж-фондами. Но теперь стали известны новые подробности этой операции, которая наверняка войдёт в историю биржевой торговли. Оказывается, безумные скачки капитализации VW были не случайными. Их устроил основной акционер концерна — небезызвестная компания Porsche (точнее Porsche Automobil Holding SE).
 


    Porsche в течение нескольких лет активно собирала акции Volkswagen, не показывая этого в полной мере в своей отчётности. Скрыть факт массированной скупки удалось с помощью банков, которые покупали акции как бы на себя, но на самом деле — в интересах Porsche. В итоге, знаменитому производителю дорогих машин удалось втихую получить контроль над 74% акций Volkswagen (через акции и опционы). Ещё чуть больше 20% находятся в собственности немецкой земли Нижняя Саксония. И лишь менее 6% акций свободно обращаются на бирже.
    Пока Porsche покупала акции, их цена, естественно, росла. Хедж-фонды, видя такое дело, в определённый момент решили, что цена неоправданно высока и начали «шортить» акции VW. Напомню, что операция короткой продажи или шорта заключается в том, что игрок берёт у кого-либо в долг (это важно) акции компании и продаёт их на рынке. Через какое-то время он выкупает их на рынке и отдаёт кредитору. Очень простая и понятная операция — если за это время акции подешевели, то игрок получает прибыль.
      В нашем случае, напомню, акций VW в свободном обращении почти не было. Но хедж-фонды об этом не знали и спокойно брали в долг акции у того, кто их даст. Этим «кем-то» через цепочку посредников часто оказывалась сама Porsche, а также топ-менеджеры, по которым сейчас и идет следствие на предмет торговли на инсайде. При этом рынок фактически контролировался той же Porsche, т.е. компания могла «назначать» цену акций VW по своему усмотрению. В итоге, по некоторым данным, в шорт было продано 12,8% акций VW (на свободном рынке было всего около 6%).
      Porsche, естественно, играла против хедж-фондов и постоянно повышала цену акций VW. В какой-то момент фонды поняли, что рассчитывать на падение цены не приходится, и решили закрыть эту убыточную позицию.
      Теперь особенно внимательно следим за руками. Чтобы закрыть шорт, хеджу надо купить (в первую очередь на бирже) нужное количество акций VW. Трейдер хеджа приходит на рынок, смотрит предложения и седеет. Нужного количества акций в продаже просто нет. Физически. Он начинает скупать всё, что есть, загоняя цену ещё выше. Трейдеры остальных фондов, которые держат короткие позиции по VW, понимают, что дело пахнет керосином и включаются в эту гонку. Стоимость акций, естественно, взлетает в небеса.
      По мнению аналитика на тот момент, которое приводит Forbes, справедливая цена акций Volkswagen — около 150 евро за штуку. Но на закрытии в пятницу 24 октября 2008 года акция VW стоила 210,85 евро. В понедельник началось покупательское безумие и к закрытию акция взлетела до 520 евро. Во вторник покупки продолжились, доведя курс акций Volkswagen до 1005 евро за штуку. В этот момент компания стоила 296 млрд евро ($370,8 млрд) и была самой дорогой компанией в мире, заметно опережая ставший вторым Exxon Mobil Corp., который стоил «всего» $343 млрд. Однако Volkswagen менее суток пробыл лидером. В среду его акции обрушились на 39%. И нефтяная компания Exxon Mobil вернула себе лидерство. На фоне падения котировок Volkswagen, акций Porsche подскочила на 36%, Daimler AG — на 22%. Падение было вызвано решеним германской биржи вечером 28 октября снизить долю акций Volkswagen в фондовом индексе DAX. до 10%, поскольку по итогам бурного роста в течение дня акции составляли 27%.
      На этом корнере что-то заработал сам Porsche (да и то больше на бумаге, основные позиции не зафиксированы), но основные прибыли были всё-таки у инсайдеров (т.к. прибыль от финансовых операций за этот период у Porsche составила около €2 млрд., а общий объем прибыли можно оценить минимально 295 млн акций х 15% (оценочно, но может быть и больше) х профит 150-250 евро на акцию = €6,6-11 млрд.). 



      Инсайдеры Porsche зная о скупки акций еще с начала 2005 года (на 31 декабря 2004 года одна акция Volkswagen стоила всего €33,35), скорее всего правильно воспользовались этой информацией (а Вы бы не воспользовались???), и даже при средней цены покупки за все эти 4 года около €50-150 за акцию, в сентябре-ноябре 2008 года скинули уже в среднем по €200-300  за акцию. И мои оценки прибыли в €6,6-11 млрд. могут оказаться довольно скромными (долю купленных акций и профит на акцию мы некогда не узнаем)! Молодцы! Но это незаконно, так что им, скорее всего, придется ответить...
      Собеседники Bloomberg’а,  говорили, что спусковым механизмом мог стать Lehman Brothers, вынужденный закрывать позиции в рамках своего банкротства. Именно этот инвестбанк был одним из главных владельцев акций Volkswagen, которые он давал в долг другим банкам, а те — своим клиентам, игравшим на понижение. В рамках ликвидации своих позиций после краха, Lehman потребовал возврата отданных в кредит акций, которые были давно проданы в ходе игры на понижение. Клиентам банков пришлось срочно выкупать акции с рынка, за ними были вынуждены последовать другие спекулянты, что и привело к резкому росту котировок.
      Естественно, никакого объективного основания для такого роста не было. Поэтому, когда стало понятно, что акции дошли до пика, их начали активно распродавать. Кто-то продавал свои, кто-то снова открывал шорт-позиции, беря в долг акции теперь уже не у Lehman’а, а у кого-то другого. Поэтому цена быстро вернулась к прежним показателям.
      На тот момент казалась, что победа рядом, хитрая компания поимела несколько миллиардов евро совершенно «из ничего», наказав хедж-фонды за жадность и плохую разведку. Еще чуть-чуть и Porsche получит возможность консолидировать данные VW в своей отчётности и станет одним из крупнейших в мире производителей автомобилей. Но никто не знал, что его ждет за поворотом.
Продолжение следует…
★12
8 комментариев
отоночо! а я слышал эту историю шо какие-то хитрожопики скупили колл-опционы, и потом начали скупать акции… к экспирации продали акции об опционы…
никому нельзя верить
avatar
Полагаю, что это был ПОСЛЕДНИЙ классический корнер…
:))))…
avatar
Gugenot, а когда следующий ПОСЛЕДНИЙ корнер?..
avatar
а ждало его за поворотом мест фольца)))))поглощение и безповоротное и теперь порше стали в позу )))))в курсе, но приятно что не только мне это интересно))))(знаком с человеком который работал в это в время в одном крупном банке испании и участвовал в этой авантюре)… так что интересно что же нарыли в свободном доступе)))
avatar
VedeneevAS, и как, мои записи про Порше хоть немного близки к истине? всегда известно что официальная информация и настоящая правда — большая разница…
option-systems, отлично нарыл)))))и остальные я тоже прочитал, открою ещё немного в всей этой истории остались не заметными некоторые банки участвующие в этих транзакциях(просто дохира бабла отмыли и заработали)… и до сих пор никто из них не привлечён к чему либо(и себе и людям успели угодить и умыть руки)… но это уже совсем другая история
avatar
Все правильно, но вот одного понят не могу. Где Порш взяла деньги чтобы купит 70% да еще и незаметно.
avatar
K_and_K, может не точно выразился, все знали, что идет скупка со стороны Порше, но не знали, что уже 74,1 (акции и опционы), после этого и произошел в принципе корнер, хедж-фондам и другим кто шортил поставили шах и мат.

теги блога Александр Шадрин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн