Сегодня я хочу обратить внимание на американскую компанию IROBOT. На мой взгляд, она уникальный пример конверсии высоких технологий в простой и всем нужный потребительский продукт – пылесос. iRobot основана в 1990 году Роди Бруксом, Колином Анжелом и Хелен Грейнер из Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института. Это классический START UP 90хх годов. Эти трое, одни из не многих, кто провели продукт от прототипов до пылесосов, испытали их на полях военных действий и довели до частных домов по всему миру. Успешно разместились на бирже в начале 21 века, распространяя роботов на земле, воде, и, возможно, в скором будущем в воздухе, довели капитализацию компании более 1 миллиарда долларов. Компания делает выгодные поглощения, выкупает свои акции, и уже несколько лет демонстрирует рост прибыли. Колин Анжел, занимает до сих пор пост СЕО, ему еще только 46 лет. Человек, который реализовал свою мечту и создал такую компанию за два десятилетия, уверен, не только у меня вызывает доверие, способен и дальше развивать ее с таким же успехом десятки лет. Он является одним из крупнейших акционеров компании наряду с Black Rock, The Vaungaurd, Wellington, Oppenheimer, T.Rowe price. Многие ключевые менеджеры имеют акции. Структура акционеров типичная для американской зрелой компании, 100% в свободном обращении, никто не контролирует более 10%. Мне это нравится, потому что выгодой для каждого из партеров в такой структуре будет рост продаж и доходов, а значит и котировок акций и будущих дивидендов. Просто и четко сформулированная идея проекта меня привлекает как инвестора. Мне нравится миссия компании, опубликованная на сайте: BUILD COOL STUFF, DELIVER GREAT PRODUCTS, MAKE MONEY, HAVE FUN, CHANGE THE WORLD. Я полностью разделяю их ценности. Более того они это доказали. Благодаря военным роботам спасены огромное количество жизней в военных и террористических конфликтах, в быту робот-пылесосы радуют своей ловкостью и проворностью, компания устраивает обучающие развивающие фестивали роботов каждый год, в которых участвуют все топ менеджеры. Компания имеет три основных направления: бытовые роботы: Roomba, Сooba, Braava, Mirra; военные роботы – SUGV, FirstLook, PackBot , видео-помощники – Ava 500, RP-VITA. Первые две линейки приносят прибыль компании, третья новая находится на пороге своего успеха и станет еще одной точкой роста бизнеса. Продукт хорошо защищен, у компании более 400т патентов, более 200т в Америке, и почти столько же за рубежом. IROBOT активно поглощает недостающие технологии и мощности – в 2008 году была поглощена Nektor corporation, в 2012- Evolution robotics. Поиск передовых технологий продолжается. Компания постоянно совершенствует свой продукт, на рынок вышла Roomba 880, технические характеристики которой кратно превосходят многие модели конкурентов. Яркий продукт, высокие технологии, говорит мне о том, что у компании есть отличные шансы оставаться лидером в своей отрасли и продолжить зарабатывать деньги, веселиться, и менять мир к лучшему. Котировки компании сегодня достигли своего исторического максимума – в 44,33$. С момента выхода отчетности на прошлой неделе акции выросли на 25%, а годовой рост составил более 100% На это есть ряд веских причин, на мой взгляд. Годовой возврат на инвестиции около 30 % последние несколько лет. Доля рынка растет ежегодно сопоставимыми темпами. В абсолютных числах, рынок вакуумных пылесосов, около 7 миллиардов долларов. Огромный потенциал для хорошо зарекомендовавшего на всех континентах лидера отрасли бытовых роботов: Северная Америка -10%(13% — всего роботы), Латинская и Южная Америка -1%(-), EMEA – 13% (18%), APAC – 13%(16%). Лидерство компании выглядит еще более впечатляющим, если посмотреть на рынок и прямых конкурентов, производителей роботов для вакуумной уборки: Америка- 83%, Европа – 62%, Азия 63%, Южная Америка – 98% доля рынка IROBOT. Трансформация потребительских предпочтений, сила бренда, фокус на одном продукте, с широкой дифференциацией моделей говорит мне о том, что еще 5-10 лет компания может демонстрировать устойчивый рост выручки и прибылей. Компания стала прибыльной в новом десятилетии 21 века и демонстрирует ее рост от года к году. Были ошибки в прогнозах в 2012 году, корректировки которых привели к существенному снижению котировок. Топ менеджеры учли свои ошибки и на протяжение 2013 года очень аккуратно дают прогноз и выполняют их у максимальных значений. 2013 год – выручка 487 миллионов долларов, прибыль (EBITDA) 62,5 миллиона долларов. Если посмотреть отчетность за последние 5 лет, то первое что бросается в глаза рост маржинальной, позитивный денежный поток, низкая волатильность результатов. Коэффициент EV/EBITDA 11, что очень привлекательно для технологичной компании. Другие финансовые мультипликаторы можно легко найти в интернете, не это главное для меня. В своем зимней презентации компания берет на себя обязательства сохранить темпы выручки, рост спроса на бытовых роботов в увеличивающимся рынке домашней электроники отличные драйверы для этого. Есть возможность повысить маржинальность за счет повышения качества роботов и развития сервисной сети. Компания уверена в том что способна, продемонстрировать устойчивый прибыльный рост. Чего еще желать инвестору от компании, которая производит превосходный продукт признанный рынком? Пару слов о продукте, первый раз я услышал о ROOMBA на семейном ужине в Монреале в прошлом году. Подруга моей жены нахваливала своего «ромку». Я стал опрашивать всех знакомых домохозяек и был удивлен, что многие уже купили или планируют приобрести. Вернувшись в Москву, я продолжил опрос, и к моему удивлению результаты повторились. В моей небольшой квартире в центре я всегда ленился приглашать лишний раз уборщицу, а пыли скапливалось не мало. ROOMBA пришел на помощь, я заказал его за 500 баксов у официально дилера, который доставил мне его в течение 3х часов. Устройство отличное, 50 метров он убрал за час, пока я обедал в ресторане по соседству с друзьями. Последним аргументом, в востребованности этого продукта для меня стала просьба московской поэтессы купить в подарок на день рождение робот пылесос. Но не это меня удивило, а то что когда я приехал к официальному дилеру в магазин на Ленинском проспекте за 15 минут до закрытия, при мне было куплено три робота со всеми аксессуарами, не включая мою вторую покупку за месяц. Это пусть и не большой, но все же вклад в успех IROBOT. Более крупную инвестицию я сделал в январе, приобретя акции IROBOT, и пока своим решением доволен. Я рассказал партнером по инвестициям о компании, мы в процессе обсуждения финансовых коэффициентов, сравнения с аналогами, делаем технический анализ. Готов поделиться, когда будет все готово. Я верю, что в какой-то момент они сочтут эти показатели привлекательными, чтобы мы приобрели еще акций IROBOT — уникальной компании, продукт которой делает жизнь лучше, а рост стоимости бизнеса акционеров богаче.
Компания растёт быстро, но как пожалуй, всё, что торгуется в США-пузырь. Будущая цена/прибыль- 31. Хотя бы ситуация никак у Фейсбука и твиттера с мультипликаторами.