перепост из Элвиса Марламова, интересно —
http://marlamov.whotrades.com/blog/43793689526
Приватизация госдоли в НМТП это яркий пример показывающий как на самом деле важно понятие «доля» в контексте уставного капитала, и как все это далеко от совершенно непредсказуемых вещей для частного инвестора, таких как QE, выборы в Германии или фискальный обрыв, которыми почему-то увлекается инвестиционное сообщество.
Акции нужны не только для спекуляций, для кого-то это кирпичики для строительства бизнеса, реализации стратегии, укрепление империи. Частному инвестору гораздо проще разобраться в этом, чем в политике ФРС.
Ближе к осени правительство наконец-то занялось приватизацией. Из крупных активов удалось разместить допэмиссию
ВТБ (в дальнейшем так уменьшать долю в госкомпаниях не планируется), продали
5,6% Роснефти BP. Приватизировали
25,5% авиакомпании Сибирь,
25% ТГК-5 и
13,19% УАЗа. Транспортные гиганты вроде
РЖД,
Совкомфлота и
Трансконтейнера в этом году уже не продают, остались только
АЛРОСа и
НМТП.
Приватизация 2.0.
Статья в Financial One.
АЛРОСа за последний год прибавила 42%, НМТП 21%, а индекс ММВБ за год -1%. Ставка на приватизацию оказалсь отличной инвестицией.
Из АЛРОСы безусловно родится новая голубая фишка, но стоит ли покупать ее акции сейчас? Наверное при ее уникальности это не самый худший вариант для вложений.
А вот НМТП интересен тем, что у него нет контролирующего акционера. В принципе рынком ожидалось что будет борьба за госпакет, но и без этого большой free-float повышает шансы всех претендентов на контроль.
И вот в пятницу
становится известно, что Уралсиб в интересах неизвестного клиента скупил 5% акций одним лотом на LSE. На графике видны периоды закупок и на Московской бирже. Такой пакет был у шведского фонда East Capital. Шведы в последнее время все распродают. Может быть это был их пакет.
Сейчас у порта два стратега.
1. Сумма. Строит большой федеральный транспортный холдинг. В сфере интересов ДВМП, Владивостокский порт, Трансконтейнер и 25% НМТП (владеющий 100% порта Приморск в Ленобласти).
2. Транснефть. Экспорт нефти через нефтеналивные терминалы как часть трубы.
Потенциальные стратеги.
3. РЖД. Небольшой пакет в 5,3% который можно увеличить до блокирующего. Порт также продлевает логистическую цепочку. Замечены инвестиции в порт Ванино. Структуры РЖД, вроде фонда «Благосотояние», на пенсионные деньги могли докупить и немного НМТП.
4. Роснефть. Сечин хотел купить госпкакет и пакет РЖД и в альянсе с Транснефтью управлять портом.
5. Владимир Коган. Слухи все время приписывают загадочному питерскому экс-банкиру и другу президента планы купить что-нибудь большое. Например аэропорт Домодедово, Мосметрострой или Уралкалий. В 2004 он продал Промстройбанк (ВТБ Северо-Запад) ВТБ за $580 млн. Если предположить, что он их грамотно вложил в акции на бирже и успешно торговал, тогда еще можно поверить, что у него есть $4 млрд. на пакет Уралкалия. Основной актив — Афипский НПЗ в краснодарском крае на 5 млн. тонн.
Forbes оценивает его состояние в $0,95 млрд.
6. Как вариант это просто спекулятивная покупка Уралсибом, так как идея подорожание акций в ходе борьбы за контроль сама по себе интересна.
7. Кэш есть у фонда РФПИ и UCP. Но зачем им сразу 20%?
Получается для любого из действующих стратегов (Сумма и Транснефть) покупка 5% с рынка и последующая покупка 20% на аукционе это получение контрольного пакета. Этот вариант краткосрочно не выгоден миноритариям. Впрочем победа Суммы это долгосрочный рост капитализации.
Проигрыш на аукционе конкуренту также обеспечивает лучшие условия для дальнейший борьбы (45% против 30%) и все еще оставляет шансы на паритет. Этот вариант резко повышает стоимость акций оставшихся в свободном обращении.
Для потенциального стратега покупка 5% это перспектива получения блокпакета, так как сами по себе 20% ничего не дают, несмотря на такой пестрый набор акционеров. 25% это также возможность выгодного альянса с одним из действующих акционеров. Сумма и Транснефть в свою очередь не дружат. Вариант также неплохой для акций НМТП, но в целом нейтральный.
Структура акционеров такова что оферты не будет, но тем не мене высокая цена на аукционе может быть драйвером рыночных котировок.