Рецензии на книги

Рецензии на книги | Гибель империи: Как это было!

Добрый вечер! Наконец-то я дочитал книгу Гибель Империи, написанную Егором Гайдаром, и хочу поделиться своими мыслями, написать уже окончательную рецензию. Скажу сразу — это не просто историческая книга, а, по сути, разбор системных ошибок, которые привели к распаду СССР. К огромному сожалению, многие ситуации повторяются и сегодня, но не в таких ярко выраженных оттенках, есть, так сказать, пока тенденции, а не факты!

Первое, что бросается в глаза лично мне это глубина проблем, которые накапливались задолго до финальной точки. Например, про Украину говориться уже аж на 18 странице. И это ломает слегка привычную картину, где многие считают, что ключевые события начались в 2014 году. Нет, все началось уже очень давно. Это заставляет иначе смотреть на текущие процессы, начинаешь по-другому видеть мир!

Гибель империи: Как это было!

Второй важный момент — разрушение мифа о том, что СССР «сломали извне». В книге довольно чётко прослеживается мысль: система во многом подорвала сама себя. Управленческие решения, экономическая модель, неспособность к адаптации — всё это создавало нарастающее давление изнутри. Внешние факторы, безусловно, присутствовали, но они скорее ускорили процесс, чем стали его причиной. И вот здесь появляется важный вывод: если система изначально неустойчива, то любой внешний шок может стать критическим.
Гибель империи: Как это было!

Отсюда вытекает следующий урок — необходимость диверсификации экономики. СССР во многом зависел от сырьевых доходов, и когда цены на нефть пошли вниз, это стало серьёзным ударом. Но проблема была не в самом падении цен, а в том, что экономика не имела достаточного количества альтернативных источников роста. Это классическая ошибка, которую совершали и другие ресурсные экономики. В моменте всё выглядит устойчиво, доходы растут, но фундамент остаётся слабым.

Третий момент — денежная политика и инфляция. В книге очень наглядно показано, как попытки закрывать бюджетные проблемы за счёт эмиссии приводят к размыванию стоимости денег. Это цепочка вполне конкретных событий: рост денежной массы → рост цен без роста производства → ускорение инфляции. И в какой-то момент система выходит из-под контроля. Особенно ценно, что это объясняется простыми и понятными примерами, которые легко переложить на современность.
Гибель империи: Как это было!

Четвёртый аспект — роль нефти как триггера. Очень точное наблюдение: падение цен не было причиной краха, оно лишь стало тем самым «спусковым крючком». Если система устойчива — она выдерживает такие шоки. Если нет — они её ломают. Это универсальный экономический принцип, который работает и сегодня.

Гибель империи: Как это было!

Отдельно хочется сказать про управленческий аспект. В книге чувствуется, что проблема была не только в модели экономики, но и в качестве решений. Ошибки накапливались, а реакция на них запаздывала или была неэффективной. Это тоже важный урок: даже при наличии ресурсов и потенциала неправильное управление может свести всё к нулю.

Параллели напрашиваются сами собой, хотя, конечно, ситуации не идентичны. Сегодня экономика более гибкая, есть рыночные механизмы, выше уровень интеграции в мировую систему (пусть и с ограничениями). Но при этом остаются вопросы: зависимость от отдельных отраслей, давление на бюджет, использование резервов, обсуждение дефицита. Всё это делает подобные книги особенно актуальными — они позволяют не просто смотреть на цифры, а понимать, какие процессы за ними стоят.

Главный вывод для меня — это ценность исторического опыта. Мы обязаны не повторить те же ошибки, если их понимаем. Но проблема в том, что понимание не всегда переходит в действия. История даёт подсказки, но не дает гарантий что даст нам их использовать в будущем. Экономика — это не только цифры, но и доверие. Когда люди и бизнес теряют уверенность в стабильности системы, запускаются процессы, которые очень сложно остановить. В книге это тоже хорошо прослеживается.

Как итог хочется сказать, что книга действительно стоит того, чтобы её прочитать ради понимания механизмов, которые могут проявляться в будущем. Это не просто история СССР — это, по сути, инструкция о том, как системы приходят к кризису. Что вы думаете, читали ли вы эту книгу, изучали ли вы этот
13.7К | ★6
205 комментариев
СССР взорвало ЦРУ изнутри
avatar
Master Risk, Все есть на скринах и на страницах книги))
avatar
Boris Lobachev, ты веришь всему что написано?
avatar
Максим, только тому что мне кажется логичным, эту книгу я читал уже имея  некоторый исследовательский опыт, так что в данном случае доверие есть))
avatar
Master Risk, ЦРУ совместно с КГБ СССР Крючковым — как Горбачёв убрал Чебрикова и поставил Крючкова так и начались этнические конфликты по всему СССР. А руководили ими как потом выясняется агенты КГБ — половина руководства народных форонов прибалтики — информаторы КГБ/комсомольцы, от Радуева, и Снегура в Молдавии, до Алиева в азербайджане.
avatar
Гайдар — не тот, кого стоит слушать об ошибках и проблемах в СССР.
Ольга НеБузова, Это почему?)
avatar
Boris Lobachev, если Вам нужно объяснять «почему», то… боюсь даже обсуждать эту тему с Вами не стоит
Ольга НеБузова, Хорошо))))
avatar
Boris Lobachev, потому что на любой сложный вопрос даже у небузовых есть простой неправильный ответ. 
Во всем виноват Сталин, Ленин, Хрущев, Гайдар, Чубайс, Ельцин, коммунисты, либералы, англичанка гадит. 
Нужное подчеркнуть. 
avatar
SergeyJu, «топ менеджер» всегда и везде отвечает за всё. От Семьи и корпорации, до Государства.
avatar
Boris Lobachev, если вам действительно интересно, то почитайте сайт афтершок. Там много аналитических статей (а не транслируемых мифов) про империю, ошибки, экономические модели Сталина и т.д.. 
 А Гайдар — ну как бы помягче сказать — над ним еще при его жизни смеялись и не зря. А его дела — одна приватизация, разворачиваемая ВВП сейчас назад, чего стоит.
avatar
Вульф, щас бы пропагандистско-коспирологическую помойку читать 
avatar

Boris Lobachev, потому, что эта гнида, как и многие из этой же когорты и развалили страну, и обокрали население. А потом решил издать книгу о «причинах краха»… дальновидно соломку начал стелить…

Несомненно, были и внутренние причины краха (загнившая деградировавшая номенклатура). Собственно, как и предсказывал Сталин на одном из пленумов Партии, сравнив их со слепыми котятами, которые за грош продадут империалистам завоевания народа....

avatar
Boris Lobachev, 
дочитали книгу и молодец… зря потеряли время...


СССР во многом зависел от сырьевых доходов, и когда цены на нефть пошли вниз, это стало серьёзным ударом. Но проблема была не в самом падении цен, а в том, что экономика не имела достаточного количества альтернативных источников роста. Это классическая ошибка,

Егор как писатель-экономист наверное не успел узнать, что доля экспорта энергоресурсов в СССР составляла всего 3 % от экономики !!!, а именно 32 ярда руб.(весь экспорт 68 ярд-1986 г.)....
и этого критически не хватало на покрытие импорта… это факт

но именно это стало по его мнению основной причиной всех бед...
ну а далее общие рассуждения… про плохое руководство и т.д....
потом попробовал поруководить сам.. с падением ввп на 30%
avatar
Boris Lobachev, потому что он один из  виновников и соучастников. Он оправдывается и перекладывает винсу с себя. Все проблемы  СССР решались 1 (Одним) — нормальным руководителем транснациональной корпорации. Рядом с СССР был Китай где всё население ходило в одинаковых синих костюмах и они почему то выгребли, а гайдарчик нет.

Эстония почему то вырулила (потому что, для начала реформировала ЖКХ и не по планам британской юридической компании как в РФ при Путине — и полсе этой реформы, там без всяких гос. програм, за пару лет утеплили все дома, поставили термо регуляторы, и сократили расходы на отопления в 3-4 раза — что мешало Гайдару и Чубайсу сделать тоже самое в 1992-3 году? Имперские Амбиции? так их у них не было. в Чечне в Центре Грозного торговали русскими Рабами, а Пугачёва и прочая шобла устраивала пляски в Кремле.) Кто заставлял Гайдарчика продавать месторождения Нефти за 50 тыс. $? Путин пришёл — всё это прекратил за пол. года. И бандитизм и рэкет сразу прекратился. И Капитализм в России стал не латиноамериканский, а хотя бы восточно европейский.

Ну и стрёмная дочурка Гайдарчика как бы намекает на моральный облик этой семейки.
avatar
Гайдар да, «авторитетный» мыслитель, а что он должен был написать? Про спровоцированные очереди за хлебом в РСФСР, про закрывание глаз на нациков и сепаров в союзных республиках, про водку и кукловодов на баррикадах в 91??? Про бездействия и сдачу гостайн?
По плодам их узнаете их… Его единственная дочь должна бы по нехилой статье присесть, ее действия можно трактовать только как измену, надеюсь хоть внуков у него нет и не будет.
avatar
00597681, каких кукловодов?))
avatar
Boris Lobachev, которые пальцами тыкали куда баррикады ставить, куда людей с плакатами, таких в 14 в Крыму на видео снимали, а в 91 некому было, да видео фиксация была редкостью.
avatar
00597681, Расскажите подробнее)) кто конкретно))
avatar
Boris Lobachev, а Вам зачем их фамилии? Это солдаты революций их если что в братских могилах оставляют, они продают за бабло совесть и родину, ходят на майданы и забастовки. Если вам нужны были пофамильно нужно было Порубия спрашивать он один из них просто шустрее оказался, но собаке все равно собачья смерть...

avatar
00597681, Парубий? В 1991? Закусывать надо, батенька!
avatar
Мой господин, Вам надо Вы и закусывайте, я нигде не писал что Порубий в 91, он из 14 но точно такой же, хотя возможно его инструктора в 91 работали, но уже ничего не расскажет.
avatar
«надо долго рекрутировать в руководство некомпетентных людей»… Хм… А мне тут говорят что многолетняя руководительница ЦБ РФ просто образец компетентности. (Что не совпадает с моим мнением)
Сергей Нагель, ну на самом деле она реально умная) судя по ее действиям))) не вижу ее вины в том что у нас ввп упал) и годовой дефицит осуществился за 3 месяца)))
avatar
Boris Lobachev, вы противоречия не замечаете? Видя ту же самую тенденцию, которые цитируете, в части отбора некомпетентных вы считаете многолетнего руководителя цб умной. Следовательно те кто ее назначал и выдвигал, тоже не глупые. А это президент т депутаты. Налицо противоречие. Да, я тоже считаю ее умной и компетентной… Вот только работающей а интересах враждебных государств.
Сергей Нагель, Каких))) Англосаксов? 
avatar
Boris Lobachev, скорее то что понимается под «коллективным западом». Сильная Россия пугает до коликов, но там даже мысли нет что надо жить сотрудничая в созидании. Это просто иное мировоззрение со времён Рима.
Сергей Нагель, а я думаю, не в пользу коллективного запада, а всемирной  невидимой финансовой империи (мировой наднациональной элиты)
avatar
Йоганн, она вся западного происхождения. В целом да для них весь остальн мир-прислуга, но не партнёры ни разу.
Сергей Нагель, пока что, возможно, преобладает западный контингент. Но я наблюдал всю жизнь за еврейскими местечковыми сообществами. И обнаружил, что они чувствуют вырождение и постепенно принимают в себя способных людей нееврейской крови. С того момента я понял, что система мировых заговоров себя исчерпала и есть просто современный надгосударственный рынок. Да, там своя иерархия, есть просто администраторы, есть совладельцы мира. Скорее всего, до сих пор заправляют семьи, но семейное влияние обречено на деградацию. Поэтому — круглый стол, с привлечением свежих голов снизу, полагаю.
«Кто был ничем, тот станет всем»©
avatar
Сергей Нагель, президент и депутаты — агенты вражеских государств?
avatar
Dan Priwalow, вы услышали звон и не понимая где он бросились «нести свет истины дремучим россиянам»
Сергей Нагель, Я прочёл Ваш комментарий и задал вопрос. Вы в состоянии ответить?
avatar
Dan Priwalow, извольте: я не исключаю что среди депутатов могут быть агенты, а на президента влияют внедренные в его окружение агенты.
Dan Priwalow, по плодам их узнаете их © Христос
avatar
Boris Lobachev, зачем так много скобочек?
avatar
Доктор, это как отображение позитивного ответа))
avatar
Сергей Нагель, Обязанности Стальной Эльвиры (и любого главы ЦБ) — чтобы рубль оставался платёжным средством. И всё.

Благодаря ей все в РФ забыли что такое цены в USD, курс доллара никого за пределами фондового рынка не интересует, и никто сбережения в USD не держит.

Если Правительству, мин. фину и прочим комерсам присосавшимся к гос. кормушке — не хватает денег на их дебильные прожекты типа Ту-354/454 — пускай меньше воруют и бюольше работают.

Эльвира (и все остальные держатели рублёвых облиг) не  обязана давать деньги кучке уродов, чтобы компенсировать за счёт рубля их воровство и неэффективность.
avatar
Максим, обязанность любого государственного деятеля, любого чиновника печься о благе государства ежеминутно, ежечасно и круглосуточно а не вредит ей. По теме всё.
Влад, а как)) расскажи подробнее))
avatar
Влад, а на самом деле их сдало руководство ЦК, СССР был сдан верхушкой компартии. Если что я по жизни беспартийный и не из администрации.
avatar
18 лет мне было, когда СССР не стало. Мои даже не было. Полмиру помогали, а сами без штанов. Деды как сегодня за власть держались и прихлебатели их расхваливали. В 1992 году пообщался с одним из выходцев с Украины. Им тоже надоел этот всеобщий дефицит. Все надеялись, что закончится уравниловка, будет свободный выбор места жительства
avatar
Попов Андрей, ну так то, посвободнее было, довольно долго
Попов Андрей, а теперь их депортируют обратно и сразу в бусики тцк.
Главное, что дальше только свобода.
avatar
Юрий, когда мобилизованых и выслуживших контракт отпустят?
avatar
Мечты вернуться в другую эпоху элюзорны. Похоже не все разделяют его точку зрения))
Соли даже не было. Все по талонам
avatar
Попов Андрей, а сода?
Попов Андрей, не загоняй
avatar
Юрий, Почему. Так было в развитом социализме. Стирального порошка, чая и сахара не было. Все по талонам. Индийский стиральный порошок за радость был. Хотите, чтобы деды повторили? Как на Кубе, по 1 кг сосисок в руки в неделю и только в прикрепленном магазине по регистрации
avatar
Попов Андрей, как — было легко увидеть по росту численности населения в ссср, почти во всех семьях по 2е детей, а сейчас в прекрасной России чего население то сокращается? Стирального порошка и сахара в избытке, и сосисок в одни руки сколько хочешь. Вот только тогда молодежь стройная и красивая и население в целом здоровее было, а сейчас что? Каждый второй ребенок уже с ожирением и проблемами с фертильностью. Видно сосисок много в одни руки отгружают, не? Тогда еще коммуналка копейки стоила, работа у всех была, квартиры бесплатно давали, туризм копейки стоил по путевкам, образование бесплатное было и качественное. Стабильно все было, включая цены. Чего про это не вспоминаем?
avatar

Попов Андрей, по талонам стало в 90-м году, именно благодаря Горбатому, Гайдару и прочим Г… овнюкам.

А до них я спокойно покупал чай индийский со слоном и грузинский 36 номер. Замешивал пополам и заваривал. С тех пор я нормальных черных чаев не пивал… Одно дерьмо крашеное в магазинах. Сахар тоже был всегда доступен и резко пропал в начале 90-х (стала любимая бандитская тема).

Порошок стиральный был тоже доступен при СССР и Лоск мама часто просила купить на остаток денег.

Сосиски школьные — да, продавались не более 1кг в руки, так как были очень вкусны и дефицитны. Но в школе они были всегда и моя бабушка, как и многие другие, ходила их покупать в школьном буфете по 250гр мне на завтрак. И не в неделю а каждый день.

avatar
Йоганн, Не нужно песен. В 1989 году талоны появились. Сам эти талоны получал, родители на работе были с утра до вечера
avatar

Попов Андрей, могу запамятовать, имею право. Лично я получать талоны впервые пошел в ЖЭК в декабре 1990-го. Именно тогда и стал появляться жуткий дефицит товаров и рост цен. Может быть, талоны на мясо и сливочное масло ввели и 1989-м, но мне они не были нужны, я их не получал.

1989 или 1990 — особой роли не играет, чтоб затеивать спор.

Видеомагнитофон Электроника ВМ-12 с 4тыс. подорожал до 12тыс за два месяца при продаже с рук.

avatar
Йоганн, Мне отличный чай подарили в Китае. И черный и зеленый. В том году был в командировке. Так что не обобщайте
avatar

Попов Андрей, мне балетные из Китая тоже привезли чудесный зеленый чай, очень много (литра два) и очень дешево. Но это было один раз в жизни.

И зеленый чай в Китае делать умеют, а черный — отвратный был всегда. Вкус индийского со слоном не удалось вновь почувствовать.
Но, это ж дело вкуса.

Но, повнимательнее читайте сообщения. Я утверждаю, что в магазинах РФ вместо черного чая продают крашеное дерьмо, а не в Китае. 

avatar
Егор Гайдар (Скачать) — а это тот кто кушал из англо-саксонских рук) ну нашли кого почитать)))
avatar
«Государство гниет изнутри, а внешние враги лишь заканчивают его существование»

Главная причина — это неэффективность управления, которая привела к проблемам в экономике. Проблемы были решаемы но человек по своей сущности был не готов к такому проекту. Опередили время. В любом случае коммунизм неотвратим.
avatar
Alex Rakhmanov, а чтож тогда в США не было смены строя из за великой депрессии? А сколько режимов рухнуло из-за нефтяного кризиса 70-х? 
Мы уже наелись коммунизма, который отрастил новую элиту а потом сдал всех и вся, а теперь рассказывают нам как жить надо, а мы уже видели «весь мир в труху», работу за трудодни и т.д.
avatar
00597681, давайте по пунктам и не смешивать все в одно

1. не достаточно великая была депрессия чтобы потребовалась замена строя — решили проблемы затыканием дыр.

2. коммунизма пока еще никто нигде не видел

3. Коммунизм это не про элиту а про демократию на всех уровнях — и политическом и экономическом.
avatar
Alex Rakhmanov, нуда, экспроприация и трудовые лагеря этож не причина… Империя в 17 и СССР в 91 рядом не стояли с тем трэшем который в штатах происходил и ничего...
Зато коммунистов навидались аж скулы сводит.
Это Вы детям ЕГЭ заливайте и не путайте правду жизни и Ваши фантазии.
Все цветные идеологии льют в уши лохам про свободу равенство и братство в итоге кровь и слезы как минимум лет 20 пока система не перемелет профреволов и не придут новые созидающие элиты. Но об этом не любят говорить, все думают что после 1917 наступил 1975 или пытаются убедить в этом окружающих.
avatar
00597681, еще раз: экономические проблемы ссср со времен косыгинских реформ пытались решить путем внедрения рыночных механизмов. Вместо усовершенствования плановой экономики ее убивали скрещиванием с тупиковой рыночной. Собственно Егор Тимурыч с его незабвенным «рыночек все разрулит» и финализировал процесс. Результат 35 лет рыночной экономики можем наблюдать воочию: страна стала энергетической миской риса.
avatar
С 21 ещё нефтегаз это 30% бюджета
avatar
Юрий, Никогда не задумывались — а какие отрасли у нас так хорошо отросли, что доля нефтегаза сильно снизилась?
avatar
Alex Rakhmanov, не рассказывайте сказки. Или видимо вы не в курсе, что такое социализм во времена Сталина — это и есть рыночные механизмы на «низовом» уровне — это артели и кооперативы, которые сука Хрущев потом сделал государственными, чем и похерил весь рост и развитие. 
   Попытка возврата к прошлому — кооперативное движение Перестройки на фоне приватизации государственных предприятий ничего не могло изменить и удержать от развала.
avatar
Вульф, Рыночные механизмы на низовом уровне не являлись основообразующими элементами. Поэтому их удаление хоть и не было разумным — не стало переломным. А вот изменение функций госплана с планирования на бухгалтерский учет, внедрение рыночных механизмов в системообразующее производство и привело к разрушению плановой экономики. Кооперативное движение 80х ничего не производило, а лишь присасывалось к текущим предприятиям.

Если хотите немного разобраться — рекомендую ознакомится с трудами Алексея Сафронова, очень познавательно
www.youtube.com/watch?v=T7WeV8o6g0M&t=34s
avatar
Alex Rakhmanov, здрасьте, не являлись Еще как являлись и являются, как сейчас малый бизнес, которым дыры спроса затыкают. Из чего Магнит, Пятерочка и Вайлберриз вышли? А Яндекс? Кооперативы телевизоры при Сталине делали и радиолампы к ним. 
 Кооперативное движение (подпольное) в Армении в 80х шило джинсы, которые были символом прогресса и Запада, а гос швейные фабрики не шили и спрос не насыщали.
Ладно, проехали.
avatar
Вульф, магнит, пятерочка, вайлдберриз это проекты основанные на больших деньгах. Если вы считаете что женщина с шестью детьми основала и развила с нуля крупнейший маркетплейс в рф — то вы святая наивность. Хотя если экономика ссср держалась на армянских джинсах…
avatar
00597681, этот клоун меня в чс занёс. Спросите у него, пожалуйста, при коммунизме, кто будет мыть туалеты и разгружать вагоны с углём?
avatar
Dan Priwalow, а Вы думаете что ответит, что это будут слуги народа выскакивать из черных лимузинов? За мечтателями и романтиками приходят прагматики и палачи, а уж потом строители и созидатели, правда бывает что это одно и тоже лицо как Наполеон, но он все же исключение.
avatar

Dan Priwalow, либо роботы, либо люди, стоящие на высокой ступени духовного развития.

Посмотрите великолепный японский фильм «Идеальные дни» (Perfect Days, 2023)

avatar

Alex Rakhmanov, коммунизм подобен Царству Небесному (обетованному Христом, которое не на небе, а будет спущено на Землю и праведники в него войдут).

То есть, только сознательные люди могут находиться в этом обществе, а несознательные должны исторгаться из него, либо достигать зрелости в обществах более низкой ступени сознания на выбор — социализм, капитализм, неофеодализм и пр. А лучше — делать из них цветы (как в Киндза-Дзе)...

Ранее я считал, что коммунизм это утопия. Но теперь понимаю, что он возможен. Надо только наладить средства воспитания, контроля и мотивации, как это сделано, скажем, у муравьев.

avatar
Alex Rakhmanov, опередили время — это точно. Насчет неотвратим — не согласен. Можем «не дотянуть до Шипитовки». 
avatar
Кстати автор книги сам же себя палит, сам и пишет откуда что растет, а потом пытается доказать что это не так, ни чести ни совести, Агафонов и Савинков и Половцов хоть воспоминания честно писали и свое отношение озвучивали, хотя по каждому петля плакала.
avatar
Книга хорошая, можно сказать, капитальный труд. Не без ошибок, конечно, но ничего сравнимого по работе с источниками, по охвату темы в принципе никто не написал. 
avatar
SergeyJu, а ошибки в чем?
Русский инвестор, Гайдар  же был либерал в старом смысле этого слова. То есть рынок, свобода торговли, снижение роли государства в экономике — это как непреложная истина. 
Причем, когда он был назначен И.О. премьера, он правой рукой сделал то, что и должен был либерал — свобода торговли, декриминализация работы с валютой, почти тотальная приватизация  и прочие рыночные реформы. Но жизнь его пнула и был введен НДС с драконовскими ставками, оборотные налоги, прогрессивный НДФЛ и высокая ставка налога на прибыль. 

avatar
SergeyJu, Гайдар экономику и развалил, заливая пожар печатанем денег в 7 странах.
А приватизация шла для миллиардеров Сорос про это писал, Ходорковский в интервью указывал на Ротшильда как хозяина ЮКОСа.
Всё это миллионы просмотров не получили на ютубе, за то либеральные ролики за пару дней 150 миллионов просматривали ( тоесть почти вся Россия кроме новорождённых и слепых).
avatar
Юрий, Вы этого не застали, но экономика начала рушиться еще при Брежневе. А уж при горби вообще пошла вразнос. Сорос на приватизации в России потерял прорву денег. Юкос сейчас — часть Роснефти. Эмиссия уже при Горби была очень высокой. Инфляция 1990 года более 40%, 1991 года более 100%.  На начало 1992 года золотовалютных активов уже не было, Внешторгбанк банкрот, а внешний долг по тем временам огромный. И все это еще при коммунистах. Вот зачем Вы пишете о том, чего не знаете? 
avatar

SergeyJu, я бы не сказал, что при Брежневе она начала рушиться. Стал возникать дефицит товаров народного потребления. Точнее, у народа накопились деньжата, которые он хотел с толком потратить.
Но предприятия строились и модернизировались, выработка росла. Я лично делал школьные доклады про 24-й и 25-й съезд партии и помню промышленные успехи тогда. Это и шагающий экскаватор, и ледокол Арктика и много чего, в том числе и в науке.

Проблемой были огромные расходы на помощь дружественным странам и на холодную войну. Но экономика не рушилась.

Я прекрасно помню, как в 1978-м году пошли слухи о подорожании и многие ломанулись скупать золото, хорошую мебель и пр.

Моя мама тоже купила тяжелые золотые серьги, печатку… Пришла, всем показала и объявила, что это будет семейным достоянием))
Дядя поступил умнее — купил польский гарнитур, который до 2006-го года производил впечатление весьма солидное.

Долго это золото лежало зарытым в вещах в шкафу… Потом куда-то делось, когда мама с отцом стали жить отдельно. Не пригодилось, в общем))

avatar
Юрий, попробуйте прочитать снова, что Ходор писал. Если не сможите осмыслить, покажите текст юристу.
avatar
SergeyJu, ну так его управление довело страну до американской гуманитарки в виде поставок окорочков. Хорошо науправлял, че… Почитайте про фальшивые авизо, чтобы понять уровень бардака в тот момент. Это же жесть была. При Гадаре все было, при нем…
avatar
Иван Мелехов, американские окорочка — эта история началась при Горби. А фальшивые авизо, это история центробанка, а не и.о. премьера. Матюхин 7 августа 1990 года назначен исполняющим обязанности председателя Правления банка Государственного банка РСФСР по рекомендации Р. И. Хасбулатова, которому до этого помогал в подготовке ряда экономических законопроектов. 25 декабря 1990 года назначен председателем Центрального банка РСФСР. А Гайдара назначили на должность в конце 1991 года. Как видим, на Гайдара Вы пытаетесь свалить чужой грех.  Поменяли Матюхина на Геращенко, справились с авизо, напоролись на другую проблемы. Так что и Геращенко пришлось снимать осенью 1994. Потомственный банкир, работал в совзагранбанках, был главой ЦБ СССР, а промахнулся как акела. Эту историю  не принято поминать, как же, после кризиса 98 года снова вернулся в ЦБ и даже борозды не испортил.
avatar
печатали ничем не обеспеченные рубли почти 50 лет, вот и крякнули в итоге, какой бы мощной и огромной ни была система, конец неизбежен
Не был СССР никакой империей или великой страной. Очень быстро кончился для такого определения. И ни один из давших присягу о защите Родины до последней капли крови (включая Путина), не вышел на защиту страны  в декабре 1991года. А разрушена она была из вне. Втягиванием в гонку вооружений. Которую позорно СССР проиграл. А 14 союзных республик убегать начали гораздо раньше декабря 1991. «СССР — тюрьма народов!»
avatar
Dmitry, в любой империи есть риск что растащат на куски, от Македонского до Британии. Проблема была ещё в том что ЕБН был выходцем из старой номенклатуры и его не воспринимали как чужака и разрушителя.
На счёт тюрьмы народов, а Вы видели как те же прибалты жили? 
К декабрю 91 уже некому было выходить всех кто мог и хотел убрали в августе ну и инфо война и угроза голода сыграли свою роль.
avatar
Ну скоро Чубайс книгу напишет в Израиле о том как он поднимал экономику вместе с Гайдаром и спас Россию))
Валерий Сурин, по поводу Чубайса было бы интересно почитать что он напишет, главное что бы искренне было, что бы он писал так, как действительно видел ситуацию!
avatar
Boris Lobachev, у меня родители работали в энергетике. После приватизации предприятия, когда сотрудники стали собственниками, они и зарабатывать стали много лучше и дивиденды получали.
avatar
 «Ничего страшного нет в том, что часть пенсионеров вымрет, зато общество станет мобильнее».©
avatar
Тоже в тему:
Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт поблагодарил советских евреев за развал СССР и за то, что они сделали Израиль более богатым и преуспевающим. Это довольно циничное выступление израильского лидера прозвучало на торжественной церемонии, посвященной 40-летию начала борьбы советских евреев за право эмиграции в Израиль.
А ведь была ещё информация о спецназе МОССАД при штурме «Белого дома» в Москве в 1993 г. И была информация о массовых расстрелах защитников «Белого дома» штурмовиками «бейтара», о вывозе тел баржами и о пропаже после штурма без вести тысяч человек, включая подростков и девушек.
Вот, например:
Кто такие бейтаровцы и какова их роль в мятеже Ельцина 1993 года. ВИДЕО
avatar
Translator, про рептилоидов забыл, они тоже помогали Ельцину.
avatar
Dan Priwalow, ты лучше про обещания клоуна своего вспомни и про бакс за 8 гривен времен Януковича. Всплакни, такого золотого времени больше не будет. 🤣
avatar
все началось с Ульянова, немецкого шпиона
Андрей Свечков, нет, с его однокашника Керенского и кучки генералов предателей, которым пообещали всего-то на должность выше а дали шашкой по голове.
avatar
Простите, но при всём уважении к автору поста читать один высер как рецензию на другой высер нет ни малейшего желания. Вся перестроечная и постперестроечная команда — это могильщики СССР, выполнявшие террористический заказ конкурирующей экономической системы. Обычные наймиты империализма, с тупой и циничной садистской ненавистью уничтожившие наследие предков. При Сталине таких бы сгноили на стройках Социализма как врагов народа и нац предателей. Но, к сожалению, чума потребительского отношения а Родине заразила умы поколений и сейчас такие чуть более чем все, готовые продать за копейку мать родную.
Ростендрикс Патарантакс, Еще в 1974 году за заседании Политбюро обсуждались экономические проблемы и что режим нуждается в глубоких реформах, как экономических так и политических. Тогда на это еще были и ресурсы и время. Но политическое руководство считвало, что эти реформы подорвут их власть и отказались. Вспомнил об этих предложениях только Горбачев, когда проблемы достигли критического уровня. Но даже перестройку производили крайне медленно + добавилась авария в Чернобыле, которая отняла огромное количество ресурсов. Если бы в 1985 году провели реформы 1991-92, режим имел шанс выстоять. Гайдар принял в управление страну-банкрота, и для России большая удача, что в стране, где рыночная экономика являлась только объектом исследования, нашлись люди которые ее не просто понимали, но и брали на себя ответственнось за ее реализацию. Просто вдумайтесь, на территории огромной России самым опытным человеком по рыночной экономике был 35-летний руководитель небольшого института!
avatar
vadim80, рыночная экономика была исследована вдоль и поперек еще во времена НЭПа. Проблемы активно решались после смерти Брежнева, но не Горбачевым. Но, похоже, цепь диверсий устроила «гонку на лафетах» деятельных конструктивных, крайне работоспособных партийных стариков.
avatar
Ахахах, гайдар великий эксперт. Деньги на ветер
Нашел кого читать, Егорку!!! 🤣 это тот еврог@мосек, который кричал — нам станки ненужны, мы все купим!!! Вражины одни кругом!!! Читай нормальную литературу, а не предателей земли Русской!
avatar
Максим Седов, теперь и Гайдар это кричал? Раньше только Греф и Наби были.
avatar
Максим Седов, он не был предателем, просто прОдатель.
Предатель — гнида меченая (Михал Сергеич).
avatar
Самый главный вывод, который я сделал, прочитав эту книгу — авторитарные и тоталитарные режимы готовы на политические реформы только тогда, когда становятся экономическими банкротами. Как говорил в начале 2000-х будущий геостратег, что самая большая зависимость — от власти, что впоследствии сам же и доказал.
Еще один очевидный вывод, что чем больше затягивать проведение реформ (как экономических, так и политических), тем быстрее их придетсся проводить в будущем, с неизбежным увеличением ошибок и последствий. Развал СССР это ярко показал
avatar
vadim80, Режим Ельцына и был авторитарный.
avatar
Юрий, в чем именно? С большинством КПРФ в госдуме, которые инициировали импичмент президента и с программой Куклы на НТВ, показывающего карикатуры на президента? Такое можно ляпнуть либо из-за молодости, либо из-за слабоумия.
avatar
vadim80, при этом современные Ю.Корея и Сингапур, начавшие как тоталитарные системы, неплохо развились и смогли трансформироваться.
avatar
Dan Priwalow, Россия благодаря реформам 90-х тоже весьма успешно трансформировалась, просто нужно было люстрацию сотрудников спецслужб провести, чтобы на пушечный выстрел их к политике по подпускать.
avatar
vadim80, ни добавить, ни убавить.
Как человек отдавший не мало времени вооруженным силам, могу утверждать, что силовикам, в высших органах исполнительной власти, не парламентской страны, делать нечего.
avatar
Dan Priwalow, они же туда пролезут при любом парламенте и будут рулить не явно, так тайно))
avatar
vadim80, Столыпинские реформы тоже затягивались, но кем???
avatar
Йоганн, столыпинские галстуки тоже затягивались. Будучи губернатором жестоко подавил крестьянские волнения. За что был назначен министром внутренних дел и проявил себя в высшей степени беспощадным вешателем. Сейчас принято его превозносить за попытку крестьянской реформы. Да еще за фразочку про великую Россию. Однако экономический подъем России по 13 год включительно к нему как раз не имел отношения. Это сделали реформы Витте, продолженные Коковцевым. С.Ю. Витте патриоты совершенно напрасно оплевывают, он фактически создал российское экономическое чудо. Но был ненавидим Николаем 2 и уволен.
avatar

SergeyJu, против заслуг Витте ничего не имею. И говорю не об экономическом подъеме. А о необходимых антикризисных мерах, которые  Столыпину провести не дали внешние враги, дабы создать ситуацию дестабилизации, которая могла бы быть погашена при удачной попытке проведения оных.

Именно это я имел в виду наводящим вопросом, проводя аналогию с необходимыми реформами перед падением СССР, которые тоже не дали провести внешние враги (воздействуя на прогнившую верхушку власти и проводя различные диверсии для создания экстремальной нагрузки). Типа Афганистана, Чернобыля и пр.. 

Насчет Чернобыльской диверсии — не мои фантазии, а уважаемого Игоря Острецова. Когда грохнуло, кстати, у меня именно такая мысль была первая.

avatar
Горбачёву розовые очки надевали, он на уступки шёл, книга как архипелаг ГУЛАГ написана, где то есть правды не много, где то вода и привеуличение.
А архипелаг ГУЛАГ опровергли, тихо в 23:00 десятиминутной программой ещё при Ельцине.
Попытка представить Россию империей, ну не очень если ес к 30 году планирует воевать с нами и уже во всю об этом говорит и готовится.
Но по сути нам её самим придётся начать из за атак БПЛА с территории ес которые якобы с Украины летят до Ленинградской области и производства оружия в том числе и БПЛА На территории ес.
Если и говорить о империи то тогда о Трампе и 🇺🇸 и Илоне маске.
А Гайдар то самое чмо которое разрушило экономику СССР и довело до дефолта РФ.
avatar
Юрий, редактор экономического отдела газеты Правда разрушил совок?
avatar
Юрий, никакие очки ему не надевали. Это госизменник и агент влияния.
avatar

Теперь напишите рецензию на книгу Горбачева, потом елицина потом чубайса можно еще))

avatar
Denis_84, Думаю над этим!
avatar
Boris Lobachev,  Думаю над этим!
И напрасно. :-) В мемуарах люди врут. Мемуары пишутся в основном чтобы обелить себя. И там выставляют себя в хорошем свете, других в плохом. Читать эти бредни и всерьез их воспринимать оно такое себе.

Вот исторический анализ, когда его кто-то из специалистов выбравших историю профессией проделал по документам, по архивам, по комплексу источников — тут дело другое. 

А так-то можно и Ришелье по романам Дюма изучать. :-) Увлекательная история где четыре алкоголика и три проститутки творят разную дичь. 

Впрочем на смартлабе это зайдет на ура. :-) Тут чем больше дичи и бреда, тем больше комментов. :-) 
Долг РФ самый низкий среди стран G20.
avatar
Интересная книга. Изрядная часть — стенограммы. Понравилось, как искали деньги для французских коммунистов. Вынь да полож. И для Польши, которая испытывала серьезные трудности. 
Прекрасная книга, читается за раз.
Основная мысль книги в том что совок был построен на принципах которые и завели его в могилу. Не коварный запад и Солженицын который придумал Гулаг ( его же не было, да совки? ), а бомба была именно в самой системе совка.

Алексей Бушуев, Кто ищет «бомбу» в гос. системе, тот её обязательно найдет даже если её нет. Я люблю СССР!
Гайдар ищет для себя оправдания… Но причина развала конечно не он, а неуверенность руководства. Сравните как проходил переворот в Украине и Беларуси. Или в Китае в 1989 (площадь Тяньаньмэнь)
avatar
Хоббит, неуверенность? Диверсии извне на всех уровнях. Я помню журналы, которые фарцовщики распространяли, помню Радио-Свобода, помню воспитание в молодежи преклонение перед западом… Помню возникновение презрительного слова Совок… И вышло оно именно из прогнившей элиты (от их отпрысков), которая хотела жить по-западному, так как уперлась в потолок своих потребительских возможностей. Это слово я впервые услышал от Стаса Намина (Анастаса Микояна Второго) на студии.. 

avatar

Aprova3, Я не считаю распад империй ошибками. Я считаю ошибкой были те действий что привели к этому. Распад это лишь следствие, итог так сказать, а учитывая похожие тенденции(дефицит бюджета, зависимость от цен на нефть и тд) то полезно знать, что бы мы снова не пошли по кругу когда и так все понятно)))

Ельцин на момент распада уже достаточно независимый человек, да он сформировался в КПСС, но назвать его годы там самыми яркими нельзя)) Самые яркие были все же в тот момент когда КПСС больше не было

Нет))) я не Коммунист, даже Маркса не читал)) 

К сожалению я так же не Колонизатор из 18 века)) слишком поздно родился для такой работы)) 

avatar
Boris Lobachev, зря не читали Маркса. Многое бы стало понятным о капиталилизме, развитом империализме и куда идем…
avatar
Вот читаю комментарии и вспоминаю Женечку.
Барышня трудится в скорой. Периодически приезжает на вызовы, а там уже труп коченеет или только начинает остывать, ну или ребёнок с температурой 40. По регламенту, она конечно начинает качать/реанимировать и т.д. когда она констатирует, что дальше бессмысленно — на неё иногда кидаются, даже физически, что это она загубила человека и во всём виновата.
Потом, на неё, пишут. В полицию, прокуратуру, бастрыкину, хинштейну в бане, президенту и даже в спортлото.
В итоге выясняется, что это была семья антипрививочников, антиантибитиковичей, веганов, православных или других лозоходов.
Так-что да, совок именно Гайдар разрушил.)))
avatar
Понравилось что автор расписал рецензию гб развале СССР изнутри из за костности системы и элиты, могло ли быть по другому наверное, можно было перестроится как Китай, возможно. А то вот всякую лабуду пишут про проигрыш в холодной войне, внешний фон лишь ускорил. В остальных тезисах про ошибки кремля я бы Гайдару не доверял это соросенок а не патриот.
avatar
Bazil, Тут согласен)) Китай свои реформы начал в начале 80, а у нас тянули и тянули) дотянули) что говориться))
avatar
Boris Lobachev, первая свободная экономическая зона появилась в Шэньчжене на деньги американцев в 1980-м, когда у нас олимпийского мишку в небо запускали. Там за миску риса выжимали сок из вчерашних крестьян, чтобы простой американец мог купить дешёвые товары.
Boris Lobachev, совок пытался в реформы в косыгинские… но структура была уже железобетонной которую проще сломать было чем перестраивать
avatar

Лучшая книга книга о распаде СССР. В своё время — прочитал за одну ночь.

Для лучшего понимания процессов, описанных в книге — полезно иметь перед глазами график стоимости нефти (в постоянных долларах 2013 г).

Наблюдая этот график — многое становится гораздо понятнее...

 

 

www.economist.com/graphic-detail/2016/01/21/oil-price-and-russian-politics-a-history



Может расскажите нам об успехах экономики России когда ей управлял Гайдар? 🤔 а если их не было, то зачем к нему прислушиваться? Вы не смотрите аналитику от трейдеров неудачников, которые все слили как Егор Гайдар. Вот китайцев да, стоит послушать, Гайдар там даже рядом не стоял.
avatar
Иван Мелехов, страна-банкрот, резервов нет, цена на нефть на уровне себестоимости добычи. Повезло, что Россия внутри не распалась и нефтегазовые регионы со скрипом, но попооняли бюджет. Гайдар, как хирург, спас жизнь безнадёжному пациенту…
Николай Ширяев, почему банкрот? Давайте сравним по ввп? Гайдар не хирург, он аферист неудачник и некомпетентный экономист. Результаты его управления ужасны. Его фраза: «давайте не будем ничего производить, запад производит лучше, будем продавать нефть и покупать у него на эти деньги товары». А теперь посмотрите на успешные страны последних лет: Япония, Корея, Сингапур, Китай, вы видите там эти модели? Они делали ровно наоборот тому, к чему призывал Гайдар и добились успеха, а Гайдар только никчемные книжки написал, 90ее были ужасны по экономическому развитию и закончились дефолтом в итоге.
avatar
Иван Мелехов, найдите источник этой якобы фразы Гайдара. Или признайте, что не в теме и поете с чужих слов. 
avatar
Николай Ширяев, по данным на 1990 год, ВВП СССР составлял 2,66 трлн долларов (по паритету покупательной способности — ППС). По этому показателю СССР занимал второе место в мире.
avatar

Иван Мелехов, «Управлял» Гайдар очень немного. И в условиях сильных ограничений как со стороны Ельцина, так и противостоящих ему коммунистов.

Да и игнорироваль предыдущин 70+ лет социализма — странно. Проблемы копились десятилетиями.

  • С 6 ноября 1991 года[45] по 2 марта 1992 года — заместитель Председателя Правительства РСФСР по вопросам экономической политики.
  • С 11 ноября 1991 года[46] по 19 февраля 1992 года[47] — министр экономики и финансов РСФСР.
  • С 19 февраля[47] по 2 апреля 1992 года[48] — министр финансов Российской Федерации.
  • Со 2 марта[49] по 15 декабря 1992 года[50] — первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
  • С 15 июня[51] по 15 декабря 1992[50] — исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации.
Это автор про СССР:
 если система изначально неустойчива, то любой внешний шок может стать критическим.
Вы слова-то подбирайте. 
avatar
Ээ, а когда нас победила Грузия?
avatar
Екатерина Кр, эээ… дарагой мандарин покупал? Вот в тот момент
avatar
егор тимурович знатый сказочник 

папа сын писателя гайдара мама дочка писателя бажова...

хотя да ссср был обречен — несменяемость власти и деградация элит, еслиб не нефть и газ то рухнул бы еще в 1960ых


avatar

ves2010, 60-х у нас знаешь какая была доля нефти и газа в ВВП?

Уверен, что мизерная.
В 70-х доля стала медленно увеличиваться и цена расти. Тогда и стали наращивать. Самотлор начали разрабатывать только 1969-м. «Уренгой — Помары — Ужгород» был построен и введен в эксплуатацию только в 1983 году.

Деградация элит, как и деградация населения неизбежны. Поэтому модель стала нестабильна после Сталина (который регулярно обновлял элиты). Необходима была, хотя бы, «чересполосица» — смена элит на четную и нечетную каждые 4 года, как в социальной природе всего сущего, как в двигателе внутреннего сгорания. Но элиты оберегали свое теплое болото и препятствовали такой модели.

avatar
Йоганн, проблема элитный как и генералов в том что у них нет вайна — делевела… т.е движение только вверх и на верху крайне тесно…
avatar
Йоганн, ну, уж если вспомнили помары-Ужгород, начали бы с нефтепровода Дружба, с газопровода Средняя Азия — центр. В сущности, вся западносибирская нефть и газ и начало строительства нефте и газопроводов — это Хрущев. Просто стройки длились очень долго, добыча долго разворачивалась. Поэтому кажется, что все это случилось позже. 
avatar

SergeyJu, ну так Дружба была введена в эксплуатацию уже в 60-х. Эти трубы шли в соцлагерь ниже рынка, зачастую, задарма, поэтому прибыли от них высокой не было. Прибыль пошла позже, да и цена на нефть выросла в 5 раз с 1970 по 1980.

Уже обсуждался здесь вопрос года четыре назад о долях нефтегазового сектора экономики СССР в 60-70-х годах.

Но разговор у нас шел о другом. Я говорю о том, что развал СССР начался не в 70-х, страна продолжала развиваться и крепнуть в это время. Наращивалась добыча и поставка нефти и газа (новые газо-нефтепроводы), строились предприятия новые, развивалась наука.

Не важно, что строительство длилось долго. В 1978-м в сельских районах Псковской области я застал много деревень, где не было электричества и были водяные мельницы. Но это же не значит, что развал СССР начался еще с внедрения плана ГОЭЛРО при Ленине?

avatar
Йоганн, по моим личным ощущениям, последней эпохой роста были времена Хрущева. Его бюрократы не зря обозвали волюнтаристом. При всех его грехах, он не боялся принимать решения, не боялся инициативы, не побоялся, например, прервать пятилетку, сверстанную «от достигнутого», чтобы задать совсем другое направление развития. Это нефтехимия, это массовое жилищное строительство, индустриальное животноводство, газо-трубопроводы, нефтянка западной Сибири. Да много что.. А победившая в лице Брежнева бюрократия, только поправила кое-какие очевидные  ошибки и дальше покатила по инерции. Не зря первая после Хрущева пятилетка была еще более — менее успешной. Со второй уже пошел застой, который и прятали сверхдоходами от нефти и газа. 
avatar
в совке всем было поуй на все измы и маразмы. главное дефсит найти. и каждый задушится за свою личную копейку. вся эта комуняцкая чепушня неизбежно идёт в пропасть. в севкорее и то появились типа капиталисты у которых бабла много. марксизм держится только на штыках пастухов. как ослабляют и разрешают говорить так и хана комунизьму.
avatar
Иван Мелехов, ага был ввп, только жёпу вытирали газетой правда и когда избранных баранов выпускали за кардон, то они попадали в реальный комунизьм с реальным ввп и были в шоке. брожение и распад начался ещё когда колхозники перешли границу увидели как живут европейцы.
avatar

Aprova3, империи распались по причине отсутствия интернета.

Не смейтесь. При росте организма необходимы эффективные коммуникации, как информационно-управленческие (нервная система и рецепторы), так и транспортно-энергетические (кровеносная, лимфатическая системы).

Вторые — были, какие-никакие, но первые стали сильно буксовать. Не вовремя доходила информация и запаздывали меры.

Благодаря интернету нынешняя надгосударственная империя всемирного рабства будет жить долго, но она и уничтожит цивилизацию, если не реконструирует сама себя. А она не реконструирует...

avatar
avatar
Для русских всё закончилось в 1917 году. Дальше и по сей день - конвульсии.
avatar
Много раз читал Гайдара и про СССР с ним соглашаюсь на 90%, а вот про Россию от силы на 10%. Почему? Да потому что единственной ошибкой СССР была плановая экономика. Дэн в КНР наглядно показал, что если б от нее отказались и без политических реформ, то все было бы хорошо.

Другое дело, что в СССР после правления Сталина вероятность появления аналога Дэна во главе КПСС была 0,00001. И за что винить послесталинцев?
avatar
А. Г., Благодаря плановой экономике СССР и жил и развивался, а вот РЕФОРМЫ ( начиная с Хрущева) Госплана отрицательно действовали на экономику страны.
Виктор Черноус, как он «жил и развивался», если зарплаты рабочих только при Хрущеве превзошли царские 1913-го по покупательной способности? Да, рабочих стало в разы больше, но доходы то в их семьях упали. Про врачей с учителями и говорить нечего.

Сравните с ростом доходов в КНР со времен Дэна. Ведь Мао то Сталина копировал. Неслучайно Дэн много раз говорил, что если б в СССР у власти был Бухарин, то у нас и шансов бы не было. Правда,  с Бухариным он ошибся — это Рыков был идеологом НЭПа, а Бухарин только  пропагандистом, да и как «борцы за власть» ни тот, ни другой, Дэну и в подметки не годились. Как, впрочем, и Сталину.
avatar
А. Г., При Хрущеве проводилась уровниловка зарплат. Разрыв между токарем и уборщицей начал сокращаться, появилась тарифная сетка зарплаты. При Сталине в основном была договорная система оплаты + премии за рационализаторство и очень неплохие зарплаты выходили. У некоторых рабочих з/п была выше чем у директора предприятия. Насколько я помню до 1913 г. у заводских и фабричных не было таких возможностей.
Виктор Черноус, 
У некоторых рабочих з/п была выше чем у директора предприятия. 

Во-первых, «у некоторых», а не в среднем. Во-вторых, больше директора и даже инженера — это советская глупость.
avatar
А. Г., Так, согласно секретной справке ЦСУ СССР от 5 августа 1955 года, из общего числа рабочих и служащих в 43.6 млн.человек более 18 млн. получали ежемесячный доход от 500 до 1000 руб., а 8,4 млн. -от 1000 до 3000 руб..(стр.69 «Ложь и правда о Советской экономике»). Это цитата из книги Спицина Е.Ю.
Виктор Черноус, в 1961 году произведен обмен старых денег на новые 10 к 1. Включая цены в госторговле и зарплаты. Моя мать работала врачом и её зарплата до реформы была 840 рублей. Зарплата уборщицы 300. Уже при Брежневе зарплата врача выросла до 110 рублей(в сущности, индексация по инфляции), а уборщицы — 70. То, что Вы пишете про уравниловку в большей степени Брежнева «достижение», а не Хрущева.  
avatar
SergeyJu, Процесс начал Хрущев, а Брежнев продолжил уровниловку. Причем в 1947 году была тоже денежная реформа обменяли старые рубли на новые, за 10 дней обменяли всю страну. В 1950 году было установлено золотое содержание рубля и отвязка курса рубля от доллара и это тоже влияло на зарплаты наших родителей, бабушек и дедушек.
Виктор Черноус, то, что были такие зарплаты верно, но правильно Вам написал SergeyJu, что «в 1961 году произведен обмен старых денег на новые 10 к 1.».

Мой отец, окончив техникум в 1954-м, вышел на работу с зарплатой 900 руб. В новых, которые уже были, когда я и стипендию, и зарплату начал получать в конце 70-х-80-х,  это было 90 руб.
avatar
А. Г., В 1947 году тоже была была денежная реформа (обмен старых на новые) «Вклады до 3 тыс.руб. сохранялись в полном объеме, т.к обмен осущ в соотношении 1:1, вклады от 3 до 10тыс.руб обменивались в соотношении 3:2, а вклады свыше 10 тыс. руб. подлежали обмену 3:1. Все наличные 10:1.»" (стр.198) Ваш отец и получал новые рубли имевшие золотое содержание в 0,222168 г. чистого золота, А в 1961 году Хрущев девальвировал рубль.
Виктор Черноус, Хрущев рубли сделал 1:10 и потерялись в ценах только копейки. Никакого другого повышения цен эта реформа не несла. А золота в рублях не было с 1929-го.
avatar
А. Г., Я ссылаюсь на книгу Спицына Е.Ю. «Ложь и правда о советской экономике»стр.208 о установлении золотого содержания рубля, о комиссии которая проводила финансово-эконом расчеты для обоснования необходимости перевода рубля на золотую основу. А Вы на что ссылаетесь? Какая литература?
Виктор Черноус, 

Золотое содержание бумажной(!)  валюты — это обязательство обмена этой  валюты по  требованию владельца на золото. А бумажный рубль 1950-го года  не предусматривал возможность обмена  на золото ни для иностранцев, ни для физических и юридических лиц внутри страны. 

Покажите иное от Спицина.

Серебренные и золотые рубли у нас были введены  только в 1925 году тогдашним наркомом финансов Г. Сокольниковым. Но после его присоединения к Троцкому с Каменевым и Зиновьевым эту печать металлических денег закрыли в 1926-м году, а в 1928-м стали принимать только на смену на бумажные, введя уголовное наказание за их вывоз из страны.

Читайте

www.fondsk.ru/news/2022/04/29/byl-li-v-sovetskom-souze-zolotoj-rubl.html
avatar
А. Г., Иное иного — иное. Итак с 1 марта 1950 г. установить покупную цену Госбанка СССР на золото в 4 руб. 45 коп. за 1 грамм чистого золота, курс рубля в отношении иностранных валют исходя из золотого содержания рубля: 4 руб. за 1 амер.доллар вместо — 5 руб. 30 коп. и т.д. А Вы не знали, что в 1947 году была денежная реформа?
Виктор Черноус, повторю: бумажный рубль 1950-го года  не предусматривал возможность обмена  на золото ни для иностранцев, ни для физических и юридических лиц внутри страны. 

А доллар по Бреттон-Вудсу это, кстати, предусматривал для центральных банков всего мира. А Бреттон-Вудс — это 1944-й год и СССР подписал соглашение, но не ратифицировал его.
avatar
Виктор Черноус, я даже играл в детстве бумажными деньгами, выпущенными до 47 года и до 61 года. И про эту реформу, что я, что А.Г. знаем не только от фальсификаторов истории и из архивных документов. После того, как в 47 году провели грабительскую денежную реформу, отменили карточки и многие товары появились в свободной продаже. Кое на что даже символически цены снизили. 
avatar
SergeyJu, да, отец мне рассказывал, что в 50-х годах черную икру можно было легко купить в магазинах безо всяких очередей. Только она была дорогой для зарплаты в 900 руб.

А вот я ни разу такого и не видел в московских магазинах 70-80-х.
avatar
А. Г., бабушка изредка с пенсии покупала черную зернистую икру. Иногда на праздник покупали. В каждом магазине, как теперь говорят «у дома» была на витрине вазочка с икрой. Примерно в середине 60-х она стала исчезать. Хрущеву принято ставить в вину нехватку пшеничной муки в 63 году. Как и целину. Только как-то забывают, что за целину отвечал лично тов. Брежнев, будучи первым секретарем ЦК компартии Казахстана. И если стратегически можно предъявы кидать Хрущеву по этому поводу, то на уровне тактики и конкретных ошибок куда более виновен Брежнев.
avatar
SergeyJu, Государство немного ограбило спекулянтов наживших свой «капитал» на беде людей вовремя ВОВ. Изъяла ликвидность.Эта денежная реформа начала секретно планироваться с конца 1943 года. Я ведь кому-то отвечал, как проходил обмен и за 10 дней обменяли всю страну.
Виктор Черноус, у меня дед служил в разведке танковой бригады РГК и ему платили очень не плохие боевые. Спекуляцией не занимался. В 47 его ограбили реформой.
А у лётчиков вообще немеряно денег было.
avatar
Dan Priwalow, Люди, которые не держали денег на сберегательных вкладах больше всего пострадали. Обмен наличных 10:1 это разорительное соотношение. Хотя подготовка к этой реформе была засекречена информация о ней просочилась и некоторые «ушлые спикули» вовремя засуетились. Министр финансов Зверев (кажется ) был снят с должности.
Виктор Черноус, цена — это когда ты можешь пойти и купить. При рябом, обладание, даже не торговля!!!, валютой расценивалось как шпионаж и подрыв экономики. А закон этот принят для того был, чтоб посылки от эмигрантов выгоднее грабить было.
Не так давно, нацлидер указ издал, что отныне шампанское — это то, что в РФ сделано, а что за бугром — то вино игристое. Но себе Дом Периньон заказывает, а не цимлянское поделие.
avatar
Виктор Черноус, не надо писать глупостей про привязку к доллару или к золоту. Какая привязка, если за валюту и «спекуляции» золотом сажали? Что сталинская, что хрущевская цифра были чистой пропагандой, к реальности жизни в СССР никакого отношения не имевшая. Правда, ювелирное золото в продаже было. Только его ценообразование — совершенно отдельная история. Не рыночная и не привязанная к условному содержанию золота в рубле. 
Ладно, Вы чужую глупость повторяете. Но люди, жившие в СССР наверняка это понимаю. И если кто-то из них пишет иначе — бесстыже врет.
avatar
А. Г., сталин и сам был неплох в нэп и коллективную частную собственность без наемного труда = артели тресты кооперативы кустари и тд и тп
avatar
ves2010, НЭП обрушен созданием колхозов и полным запретом того, что Вы написали, для производства любой техники. Покажите хоть одну артель сталинских времен, где собирались трактора? И хоть один кооператив, который мог бы их эксплуатировать (колхозам трактора то отдал Хрущев, да и колхозы — не кооператив)
avatar
А. Г., Были Моторно-Тракторные Станции МТС они появились в конце 20х. где трактора, а затем и другая техника: хранилась, ремонтировалась, сдавалась в аренду колхозам. Колхозы — это артели. Артели производили от детских игрушек до радиоприемников. В блокадном Ленинграде артели производили оружие.
Виктор Черноус, МТС — государственные организации. Поинтересуйтесь функциями политотделов МТС. 
avatar
SergeyJu, Рассмешили. Не читайте по утрам ИИ ." Алиса" все в кучу свалила и НКВД и ГПУ и функции парт-организаций (которые были и в МТС)
Виктор Черноус, за глупость и хамство  — в ЧС
avatar
Виктор Черноус, Вам уже ответил SergeyJu про МТС.
avatar
Читайте лучше нормальные книги, а не идиотов- предателей, своими «реформами» изуродовавших страну. Да, проблемы были. И многие эти проблемы усугубили Гайдаровские решения.
Нифига себе! Впервые вижу 100+ комментов на обзор книги!
avatar
Влад, сам в шоке) пока написал ещ1 пост)) уже не про книгу) про новость) так поделиться
avatar
Человек, обогнавший свое время, и как многие великие умы ушедший слишком рано. Со всем что написано согласен на 100%
avatar
BeyG, Поддерживаю вас)) надо еще может найти какие нибудь его книги)) тоже их почитать))
avatar
Я вижу что ТС незнакома хуцпа и вообще умение лгать в глаза — базовое умение Гайдара. Отсюда разного рода наивность. 
Она была и в позднем СССР. Тогда многие поверили в эти бредни реформаторов.

А бредни у них простые и понятные — украсть много (организовав жесткую группу, банду подельников), поджечь, чтобы скрыть это хищение, убежать с награбленным, переложить вину на тех, кто им доверил деньги. Схема базовая. Вообще ничего нового не содержит....

Все жулье по ней работает. 

Гайдар, к слову, провалил вообще все за что брался. :-) Уникальная личность в этом плане. :-) Из его эпик фэйлов вспоминается реформа РАО ЕС (там все по итогу переделывать, ресурс им впустую разбазарен). Рос нано — там вообще он изоленту толкал по конскому прайсу. :-) Планшет прощелкал. Короче за что он ни брался, даже из мелочевки — эпический провал. 

Но врать в глаза умеет мастерски. :-) Тут он знатно надрочился. :-)
Как же красиво горят пердаки у совкодрочеров
avatar
Вульф, ну, хоть немножко историю знаете, это уже не может не радовать! Осталось стряхнуть весь тот слой интеллектуального г-на который к вам прилип, вы не безнадёжны!
avatar
Кстати, рекомендую проверить эффект от этого безграмотного клоуна (Гайдара). Пока он сидел у нас, все шло довольно плохо. Как он сбежал в Израиль, дела пошли плохо там. :-) Тогда он свалил в Эмираты. С понятным результатом для Эмиратов. :-)

Так что следует проверить (ну желающим) эффект от чтения его книг. Распространяется ли зашквар на депозит. На страны распространяется — он приносит Беду с собой. А вот с чтением его высеров вопрос не ясен. 

Тут вопрос к ТС. Что с депозитом? :-)
То что это было внутренний распад, да, это правда. Но вот начался он с холодного марта 1953 года. И про это начало увы в книге ничего не сказанно, хотя следствия большинства причин озвученны более менее правдиво, но есть смешение акцентов, что может вносить искажения…
Евгений Дольченко, распад начался с коронации Николая 2 кровавого. 
avatar
К нынешним событиям подходит Суэцкий кризис, когда Великобритания и Франция по сути потеряли статус сверхдержав.
avatar
PaxRomana, возможно)) но надо смотреть)) пока события только происходят))
avatar
Егорка напишет) Эффективный менеджер))) Это как Солженицын хаял руководство в письмах с фронта, а потом кричал, как жестока к нему Советская власть. Предатели.
avatar
Ещё 5 копеек. При Сталине и в войне победили и страну отсроили за 9 лет, пока он не умер и цены снижали и заводы работали и никто не говорил о том, что экономина ориентирована на сырьё. Сейчас смеются над передачей «Время» и «Сельский» час, где рассказывали о росте надоев и намолоченных ржи пшеницы овса с 1Га и т.д. Так страна работала а не фарцевала и не воровала. А кто воровал — осваивал стройки века. А сейчас, когда уже более 30 лет показывают вему миру, что в РФ можно только наживаться на преступных схемах и богатеть воруя, а новости только про криминал негатив и развал, ну о какой стране можно вообще говорить? И ещё раз повторюсь, Сталин к Гитлеру на доклад не ездил. А в Анкоридж значит норм? АСАШАЙ значит главный мировой террист с самым большим военным бюджетом, санкций наложил на РФ, называет РФ врагом, заявлениями кидается, что РФ не по праву владеет недрами и ресурсами, и… тадам, Анкоридж! Ну что это? Вот что ЭТО ТАКОЕ?
Ростендрикс Патарантакс, Ну вообще Сталин с Гитлером достаточно много сотрудничали, до определенного момента… Почитайте что было 17 сентября 1939 года)) таких же совпадений быть не может в глобальной истории))) верно?)))
avatar
Boris Lobachev, Да, а ещё вы поитайте как с ним сотрудничасли чуть более чем все остальные кому не лень. А Генри Форд так вообще называл его своим кумиром.

Читайте на SMART-LAB:
Фото
AUD/USD: Покупатели сохраняют стратегический контроль
«Австралиец» сейчас в самом разгаре тестирования уровня сопротивления 0.7184. При успешном формировании «бычьего флага» и пробое горизонтали...
Фото
Чего ждать от Индекса МосБиржи на майских праздниках
Индекс МосБиржи подошёл к майским праздникам в состоянии широкого боковика. Общий фон остаётся противоречивым: высокие цены на сырьё и крепкий...
Фото
Какой убыток мог быть у Магнита в 2025 году?
На этой неделе, вероятно, под занавес сезона годовых отчетов, свои результаты должен опубликовать Магнит. Что ждать и насколько все плохо?
Фото
Русснефть: полицейский разворот прибыли в нефтянке - все видно в 1-м квартале по РСБУ
Русснефть — не самый интересный актив на просторах российского нефтегаза. Мутный мажоритарий, не платит дивиденды, но многих привлекает график, где...

теги блога Boris Lobachev

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн