Блог им. AristarhSergeev

Судьбы двух однокурсников: Игорь Сикорский и Николай Поликарпов

Остаться — сесть в тюрьму и копировать, или уехать и создать свою компаниюПоликарпов и Сикорский: два пути однокурсников

В 1914-м Игорь Сикорский получил диплом инженера Петербургского политехнического института. Среди его однокурсников — Николай Поликарпов. Ещё студентами они работали над самолётами в ангарах Комендантского и Корпусного аэродромов, где по конструкциям Сикорского построили свыше 90 машин.

Дальше траектории разошлись.
Сикорский (эмиграция в 1919) в США с нуля основал Sikorsky Aircraft (1923) и пришёл к мировой славе как пионер вертолётов — путь частной инициативы и инженерной свободы. Он прожил 83 года.

Поликарпов остался в СССР. В ноябре 1929 его арестовало ОГПУ; без суда приговор — к расстрелу, заменённый работой в «шарашке» ЦКБ-39 имени Менжинского (Бутырка → «внутренняя тюрьма» на заводе № 39). В 1931 коллегия ОГПУ дала 10 лет ИТЛ; в июле 1931 — амнистия, но работа продолжилась в подневольном режиме внутри системы.

Среди машин Николая Поликарпова исследователи нередко указывают на конструктивные параллели с американскими самолётами:
у биплана И-5 — с Boeing F4B (общая схема и решения по шасси/оперению);
у И-15 и модернизированного И-153 «Чайка» — с линейкой палубных бипланов США 1930-х (в публикациях чаще называют Boeing F4B и Grumman F3F, а также «кёртисовскую» кинематику уборки шасси);
у одноместного низкоплана И-16 — с гоночными монопланами серии Gee Bee (компактный монокок, «пухлый» фюзеляж, ставка на скорость; плюс использование импортных моторов семейства Wright Cyclone на ранних сериях).
Для учебно-связного У-2 (По-2) иногда приводят в пример близкие по роли и времени американские тренажёры (напр., Curtiss N2C-2), подчёркивая сходство по назначению и бипланной схеме. При этом прямых лицензий/чертежей не выявлено: речь скорее о заимствовании тенденций, узлов и аэродинамических подходов эпохи, что остаётся предметом дискуссий среди авиационных историков.

Формально реабилитирован он был лишь в 1956-м, после смерти (30 июля 1944, «на 53-м году жизни»).

Вывод-параллель.
Один и тот же старт — одни мастерские, одна школа. Дальше выбор системы:
— «Остаться»: тюрьма-КБ, задания сверху, быстрые «адаптации» чужих образцов, короткая жизнь.
— «Уехать»: собственная компания, рынок, долгий горизонт и право на риск.
Оба сделали русскую авиацию сильнее — но цена свободы и цена несвободы оказались несоизмеримы.
Разные судьбы гениальных авиаконструкторов. Россия, которую мы потеряли в 1917 году. Россия, потерявшая тысячи гениальных людей.

3.5К | ★3
63 комментария
Питирим Сорокин и Николай Кондратьев

Две судьбы — два пути

В конце XIX века в двух северных деревнях России — Турье Вологодской губернии и Галуевской Костромской — родились два мальчика из крестьянских семей. Питирим Сорокин и Николай Кондратьев. Их святые покровители, Питирим Великопермский и Николай Салос, были мучениками за правду. И символично, что и Сорокин, и Кондратьев посвятили жизнь поиску истины и справедливости — но каждый прошёл свой путь.

Друзья с юности, они познакомились в Хреновской семинарии. Оба участвовали в революционных кружках, оба вступили в партию эсеров, оба сидели в тюрьме. Позже, в Петербургском университете, учились у М. М. Ковалевского, Туган-Барановского, Петражицкого — будущих классиков российской социологии и экономической мысли.

После Февральской революции оба оказались рядом с Александром Керенским: Сорокин стал секретарём по делам науки, Кондратьев — по делам сельского хозяйства. После Октября их пути разошлись.

Сорокин, дважды арестованный, в 1922 году был выслан на «философском пароходе» вместе с Бердяевым и другими учёными. Он уехал в США, где стал профессором Гарварда и основателем школы социокультурной динамики. Его труды — Social and Cultural Dynamics, The Crisis of Our Age, The Reconstruction of Humanity — оказали огромное влияние на мировую социологию. Сорокин прожил долгую жизнь и умер в 1968 году, оставив наследие мыслителя, вернувшего России её гуманистический смысл.

Кондратьев остался. В 1920-е годы он возглавлял Конъюнктурный институт, разрабатывал «пятилетку Кондратьева» — первый перспективный план аграрного развития России. Его работы «Большие циклы конъюнктуры» и «Проблемы экономической динамики» принесли ему международную известность: его цитировали Андерсон, Кузнец, Митчелл, Фишер. В 1924 году он побывал в США, где Сорокин предлагал ему остаться и возглавить кафедру. Кондратьев отказался: верил, что нужен России. Через шесть лет его арестовали, а в 1938 году — расстреляли по личному указанию Сталина

Сорокин и Кондратьев

.

Его жена Евгения Давыдовна хранила рукописи и письма из тюрьмы, добиваясь посмертной реабилитации мужа. Дочь Елена прожила жизнь, сохранив архив отца. Полностью оправдан он был только в 1987 году, через полвека после смерти.

А Сорокин — на другом конце света — в 1930-х писал своему другу письма, пытаясь спасти его от террора, просил американских коллег ходатайствовать перед советской властью. Но письмо опоздало: Николай Кондратьев был уже в заключении.

Один был изгнан, но услышан всем миром.
Другой остался, но был уничтожен собственной страной.
Их объединяет не только дружба и происхождение, но и вера, что наука — выше власти, а истина сильнее страха.

Россия XX века выбрала из двух путей — тот, где за слово платили жизнью.
Но память о Сорокине и Кондратьеве — напоминание, что и изгнание, и мученичество могут стать формами служения Отечеству.

avatar
Ох уж эти отрабатывающие заказ.
Сикорский сделал русскую авиацию сильнее.ну ну.

Прям в 6 утра такие посты пишут).
На бирже совсем дела плохи?
Павел Клименко, у вас есть другая информация? Поделитесь пожалуйста
avatar
Павел Клименко,

Россия большая страна, в ней много часовых поясов

avatar
Павел Клименко, а конкретно по фактам есть что добавить?
avatar
Павел Клименко, Сикорский до отъезда успел внести вклад в становление русской авиации, в первую мировую самолеты в России изобретал и строил. Илья Муромец его рук дело.
avatar
Павел Клименко, новиоп, в стойло
avatar
Таких историй можно набрать по интернету очень много. Судьбы у всех разные и не зависит это от учебы на одном курсе, государственного строя и прочих стартовых данных. Насчет копирования… Ну так любого, кто самолету два крыла приделал, можно назвать копировальщиком.
avatar
slavich, буду вам благодарен если вы найдете другие 🙏
avatar
Разработки Поликарпова послужили на пользу России и ее народа, а разработки второго, после его эмиграции, ставили их существование(и многих других народов) под угрозу. А так оба талантливы, конечно. Вертолеты Сикорского славно поработали боевыми колесницами глобального империализма по всему миру. То, что вы теперь круглосуточно в экраны пялитесь, вместо созидательного восьмичасового  трудового дня есть и заслуга Сикорского
avatar
MimoProhodil, подождите вы разве не читали?
У Поликарпова не было своих разработок...
Он работал в тюремном КБ и делал только что приказывали… еги последний истребитель украл Микоян и Гуреев которые так и не смогли довести его
avatar
Aristarh Sergeev, это Ваше личное субъективное мнение. Есть и другая информация — У-2, чайка и И-16 — оригинальные разработки Поликарпова.
avatar
ignat, нет такого мнения нет как человек в тюрьме может сделать оригинальные разработки и решения ❓ один неверный шаг и к стенке...
Или вам ещё историю советской космонавтики рассказать ❓😎
avatar

Aristarh Sergeev, у Вас нарушена причинно-следственная связь ) Почти все ученые того времени работали какой-то период времени в ограниченных условиях. И что — все только заимствовали и ничего оригинального? ))

Есть такая штука — критическое мышление. Часто, у верящих в потерянную Россия в 1917 году, оно почему то очень однобоко. И я совсем не говорю о том, что в СССР всё было идеально, но в царской России, где каждый третий имел на теле следы от порки — будущего не было, поэтому — это не большевики сделали революцию, это монархия протухла и страна падала в пропасть и ждала — кто подберет власть после февральской революции.

avatar
ignat, в США и Европе тоже? 
avatar
Aristarh Sergeev, конечно. В США объявили независимость примерно по той же причине. А в Европе процесс идет до сих пор -  вороватые как раз сейчас в активном процессе смердения, поэтому партия Фараджа и стала внезапно так популярна, хотя ранее всегда считалась микроскопической партией фриков. У нас есть шанс увидеть аналог революционного процесса во всей красе. Да и Германии внезапно АдГ стала популярна и выигрывать местные выборы в землях бывшей ФРГ, что раньше было абсолютно невозможно.
avatar
Поликарпов сделал русскую авиации сильнее. Сикорский стал на сторону тех, кто почти погубил ее.
avatar
MimoProhodil, вы наверное не читали текст ❓ попробуй там немного букв… доступно для всех…
avatar
Aristarh Sergeev, я не кормлю троллей и рептилоидов
avatar
MimoProhodil, а я вам сегодня видел в магазине… не поверите
avatar
Глупая прозападная пропаганда с философией шлюх. Мол лучше продаться подороже, чем жить со своей семьёй со своей страной преодолевая трудности.

Поликарпов великий советский конструктор, он служил своей стране и своему народу невзирая ни на какие трудности. Он герой, наш герой!!!

Сикорский бросил свою страну и стал работать по сути на врага за деньги. Он бросил тех кто его воспитал и обучил и благодаря кому он стал стал тем кем стал.
avatar
Олег Каширин, а по какой причине он уехал?
avatar
Олег Каширин, он ваш герой которого вы бросили в тюрьму, отобрали имущество и реабилитировали только после смерти… у вас очень странный подход к героям согласитесь…
avatar
Aristarh Sergeev, Олег Кашинин его лично арестовал или приказ отдал? Наверное именное КБ и фамилия в названиях самолётов это ж не признание.
avatar
00597681, такие как он… но их потом отправили по этапу…
avatar
Aristarh Sergeev, я его в тюрьму не бросал, а ссылка и каторга и расстрелы были и до Сталина и до революции, ссылали целыми деревнями, а людьми распоряжались как скотом. И все это было до революции 1917 года.

Верные сыны отечества служат не власти, не царям и не президентам, а своей стране и своему народу независимо от того любит их власть или нет.

В тоже время трусы и предатели были всегда во все времена.

И вот Поликарпов как и Королев как и Рокоссовский как и тысячи других людей России несмотря на то, что власть с ними обращалась жестоко не бросили свою страну, не продались, не предали, а работали на её благо и защищали её и принесли пользу.

А Сикорский просто сбежал, да он сделал себе состояние, получил славу и почёт там у наших врагов, а чем он помог своей стране? Чем помог своему народу?
avatar
Олег Каширин, а вы уже стали сексотом ❓😎 или пока на форуме тренируйтесь ❓🤓
Вот вашего друга уже арестовали
Арестованный Польшей экс-глава штаба Навального в Саранске сливал ФСБ данные об эмигрировавших оппозиционерах

В деле российской пары Игоря и Ирины Роговых, которых судят в Польше по подозрению в шпионаже и попытке переслать бомбу через курьера, появились новые подробности, сообщает Wiadomosci со ссылкой на судебные материалы. По данным издания, подозреваемый, который ранее был координатором движения «Открытая Россия» и замглавы штаба Алексея Навального в Саранске, передавал сотруднику ФСБ данные о польских чиновниках и российских оппозиционных деятелях, которые эмигрировали на Запад. Об этом сам Рогов, арестованный еще летом 2024 года, рассказал в ходе допроса польских спецслужб.

«Я должен был заниматься тем, что мне нравится — входить в ряды российских оппозиционеров, знакомиться с новыми людьми и в конечном итоге сообщать обо всем в ФСБ. Мне казалось, что я приношу больше
avatar
Олег Каширин, его страну уничтожили большевики.
avatar
62rus, вот не надо оправдывать беглецов, его страну как и его народ никто не уничтожил, это он бросил и страну и народ.
avatar

Отец Поликарпова происходил из рода потомственных священнослужителей. Сам Николай закончил Ливенское духовное училище, потом учился в Орловской семинарии. Но ее не закончил, а, сдав экстерном экзамены в гимназии, поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института. Был глубоко верующим, и не скрывал этого. Ходил в церковь, открыто носил крестик.
В СССР было построено более 50.000 самолетов разработанных при его участии.

В 1937 г. Поликарпов избран депутатом Верховного Совета СССР.
В 1940 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. До войны этого высокого звания были удостоены всего 11 человек, а указ о награждении авиаконструктора от 28 октября 1940 года был вообще третьим по счету.

Награжден также двумя орденами Ленина и орденом Красной звезды.
Дважды лауреат Сталинской премии. 

С 1943 года Николай Николаевич, одновременно с работой в ОКБ, был профессором и заведующим кафедрой проектирования самолетов знаменитого Московского авиационного института.

Умер 30 июля 1944 года от рака желудка.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.©

avatar
MimoProhodil, вы пропустили эпизод про смертный приговор и работу в тюрьме всю жизнь а потом украденный проект и 200 в конце жизни
avatar
MimoProhodil, Поликарпов — настоящий конструктор первого МиГа?
Последние годы жизни Николая Поликарпова оказались очень тяжелыми; начался последний и самый трагический акт его карьеры. Особенно нелегко далось ему выделение из его КБ Особого конструкторского бюро во главе с бывшим военпредом Артемом Микояном, уход из него более 60 ведущих конструкторов и потеря проекта нового истребителя, который впоследствии стал МиГ-1 (МиГ-3).
Нас самом деле проект Поликарпова И 200 это  Curtiss YP-37 который потом стал МиГ 1 а потом МиГ 3

Эта комбинация на первый взгляд казалась довольно странной. Главный конструктор Поликарпов находился в Германии и ничего не знал о том, что его перспективная, но еще не доведенная до конца разработка была запущена «в дело». И только после того, как начальником ОКО на правах главного конструктора И-200 был назначен А. И. Микоян, а его заместителями — М. И. Гуревич и В. А. Ромодин, стала понятна цель интриги.


avatar
более интересна биография сталинских слуг.
напр. маршала авиации Худяков С.А., настоящее имя — Арменак Ханферянц, взял документы своего друга Худякова, стал летчиком.

дослужишься до маршала!!! избежал арестов с мутной биографией.
был начальником штаба ВВС Советского Союза. 

В 1945 году организовал десант в Китай, арестовал императора Пу И и захватил золотой запас Маньчжурии.
при перевозке золота один из 2 самолётов летя в Москву, вместе с золотом исчез.

5 лет шло следствие и пытки. расстрелян в 1950г.
после Сталина реабилитирован.
avatar
Olleg, не нашел подтвержения вашей информации, это все на уровне слухов
avatar
Советская авиация 1930-х не возникла из ничего. Она выросла из американской инженерной культуры, переведённой на язык стали, фанеры и клея.

Влияние американской школы на советское самолётостроение времён Поликарпова — не эпизод, а системная зависимость.
И-5, И-15, И-16 и И-200 не были чистыми копиями, но их замыслы восходят к Boeing, Grumman, Curtiss и гоночным мастерским США.
Тем самым Поликарпов стал главным адаптатором чужих идей: именно он научил советскую промышленность превращать журнальные изображения и прототипы в реальные машины.

avatar
Aristarh Sergeev, контора пишет. Сделайте сами F-35 по картинке в журнале

avatar
MimoProhodil, а как вы думаете почему его ещё не смогли скопировать…
avatar
Aristarh Sergeev, потому что это дорогое гуано, была бы это реальная пушка, они бы подавили российскую авиацию, а они боятся что его шлёпнут (а его точно шлёпнут) на раз два.
avatar
MimoProhodil, 
контора пишет. Сделайте сами F-35 по картинке в журнале
 Ту-4 почти так и сделали. Приказ был такой.
( на самом деле конечно разобрали B-29 до винтика а потом собрали из своих деталей. Сухой вес своего отличался от веса B-29 меньше чем на 1%. Туполев был доволен.)
avatar
Aristarh Sergeev, потому что в конце 20х при НЭПе американцы получили огромные богатства в концессии и большевики насчитывались со спонсорами, однако в России до 17 был построен первый бомбардировщик, первый гидроплан, и ряд лёгких машин, и авиация в ПМВ была не хуже чем у союзников. Да и автопром СССР был сродни штатовскому и до сих пор разболтовка идентичная, но это не значит что до них ничего не было Фрезе выпускал авто когда Форд под стол пешком ходил.
avatar
00597681, спросите себя сами за чей счёт ❓ если не найдете ответа в своей голове то погуглите торгсин.....
И мне не будет вас жалко от слова совсем...
Обдирут вас как обдирали ваших родителей…
avatar
Aristarh Sergeev, за чей счёт что? Ха-ха-ха, нееет как в 17 больше не повторитьэся, и в Вашей жалости я точно не нуждаюсь… Фантазируйте дальше, где моя попа села там моё.
avatar

Американская авиация 1930-х не возникла из ничего. Она выросла из русской инженерной культуры, переведённой на язык стали, фанеры и клея.

Влияние русской школы на американское самолётостроение бесспорно!

Boeing, Grumman, Curtiss не были чистыми копиями, но их замыслы восходят к прототипу из цехов Балтийского судостроительного завода завода и конюшенных мастерских Санкт-Петербурга.

Тем самым американские авиаконструкторы стали главными адаптаторами чужих идей: именно они научили американскую промышленность превращать концептуальные прототипы в реальные машины.

 По материалам буржуазной прессы.                                                                 P.S.: я тоже умею в набросы

avatar
MimoProhodil, не пейте больше эти таблетки…
avatar
MimoProhodil, 
Самолет поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел.

 Практически прототип Бурана. Тот тоже взлетел, пролетел какое-то расстояние и сел. И все…
С другой стороны замечательно, что ни тогда, в 1882, ни потом никого из причастных не расстреляли. Как,  например, расстреляли создателей «Катюши» Георгия Лангемака и Ивана Клейменова.
avatar
Synthetic, да, Буран всего лишь дважды облетел Землю и просто сел. Полностью в автоматическом режиме, без вмешательства с ЦУПа. Отклонения от расчетной точки приземления составили 9,4 метра вправо и недолёт в 190 метров при общей длине посадочной полосы 3700 м. И все. Делов-то.
avatar
MimoProhodil, а потом на него набросилась большевистская нечисть и мы страдаем до сих пор. Так и было
avatar
Хороший срач. Двух замечательных русских людей вспомнили)  Печально то, что манипулятивный вброс, который послужил поводом этим комментариям лайкнуло уже 38 прочитавших, а обсуждение мало кто читает. «Не все лишь могут смотреть в завтрашний день»(  И все же, c Днем народного единства сограждане! 
avatar
MimoProhodil, а вы как знали к чему этот пост 👍🤓💰
avatar
Автор, ехай и ты, наверняка станешь великим, как Сикорский или Баффет, не страдай здесь в тирании и совке, в добрый путь…
avatar
Malik, а я смотрю вы патриот… прочитайте сами что сказал про патриотов Оруэл
avatar
Aristarh Sergeev, цитатки, вырванные из контекста — удел примитивно мыслящих людей. Но по аналогии с отсылкой к патриотам, могу отослать почитать высказывания нормальных людей о еврогомиках, удачи в прочтении.
avatar
Malik, Я вижу вы правильной дорогой идете товарищ… идите не сворачивая… только потом не говорите что вас никто не предупреждал
avatar
Когда в Первую мировую солдаты проходили медкомиссию, то оказалось что чуть ли не все крестьяне поротые. Вот Россия, которую мы потеряли.
avatar
Schwonder, это вы к чему написали ❓ попробуй те немного расшифровать ваше послание
avatar
Aristarh Sergeev, ну вы в конце поста написали о России, которую мы потеряли. Я привел пример другой стороны той потерянной России.
avatar
Schwonder, вы знаете каждый потерял своё… вы например порку потеряли… вот теперь так и живите не поротый
avatar
Aristarh Sergeev,   за что вы так со мной?
avatar
Schwonder, не приставание ко мне… Я этим не занимаюсь особенно с мужчинами… идите найдете на форуме bbva… он был по этой части
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Портфель Андрея Хохрина :) Своими словами
📱 vkvideo.ru/video-210986399_456244317 📱 youtu.be/bmtfG92q9ms Спасибо коллегам из РБК за площадку и возможность! Телеграм:...
Отличная работа! Несмотря ни на что, аналитики Mozgovik Research проделали качественную работу в 2025 году👍
Конец года — время задуматься, какие акции могли принести наилучший результат. В этом году хороших акций было не так много, но мне приятно...
Фото
OsData и Тестер. Качаем слепки стаканов и запускаем тестер. Видео.
Сегодня будем учиться скачивать с биржи слепки стаканов и запускать на них тестер. Видео предназначено для программистов, которые уже умеют...

теги блога Aristarh Sergeev

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн