Блог им. Investillion
Вот и завалило меня окончательно отчетами так что их в день падает больше, чем я обычно разбираю за неделю) Пока вал отчетов хочется брать на разбор что-то действительно интересное, поэтому давайте смотреть Самолет, тем более, что их отчет и отчет ПИК я прямо ждала. Все же мне хочется присмотреться к стройке и для себя определиться на кого я буду сделать ставку на восстановление спроса в жилищном строительстве под снижение ключевой ставки.
Что в отчете:
Выручка осталась практически без изменения. На первый взгляд кажется негативом, но в первом полугодии прошлого года был эффект высокой базы, так как все стремились успеть купить недвижимость до сокращения программ льготной ипотеки, поэтому на самом деле околонулевой результат в этой ситуации — не самый плохой результат. Москва и Московская область доминируют в выручке (87,6%), на Санкт-Петербург и регионы приходится 12,4% и там реализация в отличие от Москвы и Московской области растет. Но в выручке есть и разовые доходы в виде доходов от продажи земельных участков (3,1 млрд. рублей), поэтому в реальности динамика чуть-чуть, но хуже.
Динамика EBITDA оказалась значительно лучше ожиданий на фоне жесткого контроля над затратами и усиленной капитализации процентов (за период капитализировано 28,8 млрд. рублей против 14,6 млрд. рублей за 1-е полугодие 2024 года). Рентабельность, конечно, выглядит неплохо, но качество EBITDA из-за капитализации процентов вызывает откровенные вопросы. Не то, чтобы так никто не делал, так делают все девелоперы, но это стоит держать в уме при оценке EBITDA. Чистая прибыль при этом рухнула на фоне резкого увеличения финансовой нагрузки и если ее корректировать на разовый доход от выбытия дочерних компаний в размере 2,0 млрд. рублей, операционная деятельность в периоде на самом деле была убыточной.
Долги — это, пожалуй, главное в этой истории. Классический показатель Net Debt/EBITDA выглядит пугающе — 6.2x. Однако для девелопера важнее смотреть на долг с учетом денег на эскроу-счетах, которые предназначены для завершения строительства. Этот показатель выглядит лучше — около 3.4x, но это все еще много. Общий долг подрос до 703,9 млрд. рублей (+5,3% с начала года), доля краткосрочных долгов — 78% и здесь большой вопрос с рефинансированием. Рефинансируются — это может быть даже неплохо, так как расчетом у них средняя процентная ставка около 24,1% годовых, хотя компания и заявляет, что у них средневзвешенная ставка значительно ниже. И при дальнейшем снижении ключа она могут рефинансироваться и дешевле. Будут трудности с рефинансом — это очень большая проблема, потому что уже сейчас EBITDA еле-еле покрывает процентные расходы (Interest coverage 1.0х) и все коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности значительно ниже нормы, а операционный денежный поток как это обычно у девелоперов отрицательный. При чем компания несколько изменила учетную политику в части отображения данных по судебным разбирательствам, связанным с ДДУ, что улучшило в моменте показатели ликвидности и оборачиваемости резервов за прошлый год. Поэтому за долгами тут надо очень пристально следить, тем более, что сама компания указывает на риски нарушения ковенантов по кредитам, что в моменте может привести и к резко-негативной реакции рынка в облигациях компании, и к паническим распродажам в акциях Самолета.
Что касается операционки, то здесь картина более позитивная. Компания продала 553 тыс. кв. метров, выполнив собственный план на 96%, и вышла на первое место в России по объему ввода жилья. Средняя цена квадратного метра составила 216,8 тыс. рублей. Стратегия компании — активная экспансия в регионы (Казань, Уфа, Екатеринбург), что должно поддержать объемы продаж в будущем, но операционка других компаний показывает, что регионы у нас менее платежеспособны по сравнению с Москвой и Спб, поэтому пока ставки высокие не факт, что поддержка из регионов будет существенная, тем более, что доля продаж в регионах в выручке Самолета пока не самая большая.
Но в любом случае Самолет сейчас — это именно история про долги: смогут или не смогут они рефинансировать свои 300 млрд. рублей по комфортным ставкам, получится ли заткнуть дыры продажей земельного банка и продажей части нереализованных квартир в свой ЗПИФ. Ну и не кроется ли за последней историей с возбуждением уголовного дела по факту нарушения сроков ввода в эксплуатацию, которая позднее самоликвидировалась с подачи Прокуратуры, первый элемент давления на бизнес, который потом выльется в радикальные изменения профиля компании.
👉Текущий таргет по акциям ГК Самолет — 1500,0 руб. за акцию на горизонте года (аналитика доступна в моем Telegram-канале Investillion).
👉 Хотите больше разборов отчетов и инвестиционных идей? Подписывайтесь на Investillion – только экспертный анализ без воды!
Поэтому продолжим смотреть отчеты сектора девелоперов дальше, так как Самолет все же не самый безрисковый кандидат в портфель в моменте. Не ИИР.