Блог им. Cifrafin
Вопрос бухгалтерского учёта выпуска цифровых финансовых активов (ЦФА), эмитентом безусловно, является актуальным и важным. Для правильного понимания ситуации рассмотрим рекомендации специалистов и позиции различных источников, включая позицию Министерства финансов Российской Федерации и аудиторские выводы.
Министерство финансов Российской Федерации неоднократно обращалось к вопросам регулирования цифровой экономики и учётных процедур, связанных с цифровыми активами. Согласно официальной позиции Минфина, выпущенные ЦФА учитываются следующим образом:
Согласно рекомендациям Минфина России:
Выбор счетов зависит от:
Для эмитента ЦФА необходимо:
На сегодня наиболее активно ЦФА используется как долговой инструмент и являются дополнительным способом привлечение краткосрочных и долгосрочных ресурсов для юридических лиц. В данном случае юридическое лицо выступает эмитентом цифровых финансовых активов.
Мнение о том, что ЦФА на денежное требование отражаются на балансе эмитента как долг на счетах 66 (67) РСБУ и как финансовое обязательство по МСФО, в целом соответствует распространенной практике, но требует важных уточнений и понимания нормативной неопределенности. Это мнение не является единственно возможным, но является часто применяемой практикой. При этом, важно учитывать некоторые нюансы, о которых мы поговорим ниже.
Нормативная база: Прямых указаний по учету ЦФА в ПБУ нет. Применяется принцип приоритета экономического содержания над юридической формой (ПБУ) и учет по аналогии с наиболее близкими финансовыми инструментами.
Способ учёта: Если ЦФА представляют собой инструмент долгового характера, то отражение производится аналогично традиционному долгу. Например, учет обязательств перед инвесторами осуществляется на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», либо 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Поскольку ЦФА на денежное требование представляют собой безусловное обязательство эмитента выплатить денежные средства в будущем, их экономическая сущность соответствует финансовому обязательству (долгу). А счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» традиционно используются для учета привлеченных заемных средств.
В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 год (приложение к письму Минфина России от 23.12.2022 N 07-04-09/126779) указано: «Активы у обладателя цифрового финансового актива и обязательства у лица, выпустившего цифровой финансовый актив, учитываются применительно к порядку учета активов и обязательств, обусловленных аналогичными правами, которые удостоверяются без внесения (изменения) записей в информационные системы».
Многие экспертные комментарии и разборы кейсов поддерживают отражение ЦФА, предусматривающих выплату денег, как финансовых обязательств по счетам 66/67.
Аудиторы подтверждают правильность вышеуказанного подхода, отмечая, что он действует при классификации ЦФА как долга, что позволяет обеспечить прозрачность отчетности и соблюдение нормативных требований.
Аудиторские фирмы (Big4) часто подтверждают такой подход как допустимый в условиях отсутствия прямых норм, если он последовательно закреплен в Учетной политике компании и соответствует экономической сущности инструмента. Их мнение базируется на принципе приоритета содержания.
Специалисты подчеркивают следующие моменты:
· Нормативная неопределенность: Отсутствие прямого ПБУ создает риск разночтений при проверках.
· Требования к Учетной политике: Крайне важно детально прописать в Учетной политике порядок учета ЦФА, обосновав выбор счетов 66/67 экономической сущностью ЦФА на денежное требование.
· Сложные ЦФА и ГЦП: Если ЦФА имеет гибридные черты (например, базовый актив в виде товара, конвертация в долю, переменная выплата, сильно привязанная к прибыли, неопределенный срок выплаты), учет только на 66/67 может быть недостаточным или даже некорректным.
5. Получить письменное подтверждение от аудиторов (как внешних, так и внутренних) о приемлемости выбранного подхода для *конкретных* выпущенных ЦФА.
6. Мониторить разъяснения регуляторов: Следить за появлением официальных разъяснений Банка России и Минфина по бухгалтерскому учету ЦФА, особенно Плана счетов и ПБУ.
7. Консультироваться со специалистами: Для сложных или нестандартных выпусков ЦФА привлекать экспертов по бухгалтерскому учету и МСФО.
Исходя из рассмотренных позиций и рекомендаций, мы можем сделать вывод, что предложенный подход является верным и целесообразным:
· По российским стандартам (РСБУ) цифровая финансовая активность отражается на соответствующих счетах задолженности (краткосрочные обязательства - счет 66, долгосрочные обязательства - счет 67).
· По международным стандартам (МСФО) используется аналогичный подход, поскольку ЦФА рассматриваются как производные инструменты или долговые обязательства.
· Официальные органы (Минфин России) поддерживают такую методику учёта, обеспечивая законность действий организаций-эмитентов.
Таким образом, подход отражения ЦФА на денежное требование как долга на счетах 66 (67) РСБУ и как финансового обязательства по МСФО является обоснованным и практически применимым в текущих условиях нормативной неопределенности, при условии его корректного закрепления в Учетной политике и соответствия экономической сущности конкретного выпуска ЦФА.
Для формирования итогового заключения важно учитывать индивидуальные особенности конкретной организации, специфику её бизнеса и договорённости с инвесторами.
Если вы нашли неточности или у вас есть корректировки: