Блог им. DCapSmartLab
🔍 ЕвроТранс — один из крупнейших независимых топливных операторов в Московском регионе. То есть, переводя на человеческий язык, компания управляет крупнейшей в Московской агломерации сетью заправок. И все бы ничего, управляли бы себе дальше, но тут компания объявляет дивиденд в размере 14,10 руб на акцию, что на момент публикации информации равнялось 11,3% от цены акции. Вопрос подписчика о происхождении таких выплат нас действительно заставил задуматься над тем, а откуда у сети АЗС дивиденды на акцию, сопоставимые со СБЕРом (#SBER #SBERP ), еще и в столь непростое для рынка время.
➡️ Почему это так удивляет? АЗС — это сложный бизнес, который долгое время был не то, чтобы нерентабельным, но и особо прибыльным его тоже точно назвать было сложно. Появление супермаркетов при заправках в конце десятых годов действительно стало новшеством, которое помогло начать зарабатывать хоть сколько-нибудь вменяемые деньги. Именно поэтому, когда ЕвроТранс выходил на IPO в конце 2023г, многие и выставляли этот бизнес на посмешище.

💵 Чтобы ответить на поставленный вопрос о выплатах сначала стоит изучить дивидендную политику компании:
Дивидендная политика ЕвроТранса предполагает выплаты не менее 40% от чистой прибыли по МСФО ежегодно. И все. Каких-то дополнительных условий найти не удалось. При этом в первые годы после IPO компания намерена направлять на выплаты порядка 60–75%.
📄 Результаты деятельности
➖ Чистая прибыль у Евротранса за 4кв 2024г вышла 3,28 млрд руб. Дивиденд составил 69% от дохода компании. Вся сумма выплат компании за год составила 21,05 руб на акцию (61% от чистой прибыли). Все укладывается в дивполитику бизнеса.
❕ Многие компании в этом дивидендном сезоне отказываются от выплат, опасаясь затягивания нынешней денежно-кредитной политики или усугубления политической напряженности, а ЕвроТранс распределяет прибыль. Может ли компания себе это позволить?
➖ В целом, сомнительно. Слегка смущает отрицательный FCF, составивший -5,29 млрд руб, однако этот результат лучший за последние 3 года. Серьезно напрячь может рекордный CAPEX (14,4 млрд руб) и огромный чистый долг: 48,6 млрд руб (чистый долг/EBITDA = 2,87х, что довольно значительный показатель).
✨ Что можно сказать в итоге? Конечно, по дивидендной политике, выплаты были ожидаемы, однако их размер слишком велик для компании: можно было ограничиться и 50% в такое-то непростое время. Да, компания направила бы часть прибыли меньше обещанной, но это хотя бы удержало бизнес в более устойчивом положении… бизнес с отрицательным FCF и огромным долгом.
Дивиденд на акцию оказался велик во многом из-за того, что бумага подешевела на 50% с момента выхода на IPO (то же самое касается и резко упавшего p/e).
Из позитивного стоит отметить ROE ЕвроТранса: 17,9%. Не рекорд, конечно, но уровень неплохой… особенно для сети АЗС. Взгляд на компанию меняем с негативного на нейтральный: бизнес, в целом, демонстрирует неплохие показатели для своего размера и сектора, но компания обладает высоким уровнем долга и отрицательным FCF, а в этой ситуации излишнее распределение прибыли не кажется рациональным решением. Это может усугубить положение ЕвроТранса, однако при смягчении денежно-кредитной политики на более или менее продолжительный срок, разобраться со всеми сложностями будет довольно просто.
Если вам понравился пост, то можете подписаться на наш Telegram-канал: t.me/+OeSLUhwuL6hhMWNi, где посты выходят раньше и чаще
Долг 2.3