Блог им. Ilia_Zavialov
Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
За последние 4 года эйрдропы превратились из приятного сюрприза для ранних пользователей во “взаимовыгодные” отношения между фермерами и протоколами. Хорошо продуманные стимулы могут вознести или похоронить проект, и выживут те, кто будет подходить к этому вопросу наиболее продуманно.
Протоколы должны эффективно доносить свои ценности и структуру вознаграждения с самого начала.
Scroll — отличный пример того, как коммуникация влияет на успешность программы стимулирования. Сравним динамику общего и продуктивного TVL сети.
Продуктивный TVL (pTVL) определяется как активы, заблокированные в протоколах сети. Чем выше pTVL, тем лучше UX (например, за счет меньшего проскальзывания или более низких ставок).
Проекты должны стимулировать те действия пользователей, которые делают их продукт лучше. Одна из ошибок, которую часто совершают команды, — это стимулирование конечной метрики, а не поведения, которое поможет продукту расти органически.
Вместо того чтобы напрямую поощрять бронирования (конечная цель Airbnb), проект сосредоточился на повышении качества объявлений. Они предлагали хозяевам жилья бесплатную профессиональную фотосъемку и отдавали приоритет в поиске высококачественным объявлениям. Эта стратегия позволила улучшить общее качество объявлений, повысить удовлетворенность пользователей и, как следствие, увеличить количество бронирований и гостей. Это, в свою очередь, привлекло на платформу еще больше хозяев и объявлений, что создало цикл роста. При этом даже после прекращения стимулирования качество объявлений не снизилось, и цикл, предположительно, продолжится благодаря естественной конкуренции на рынке.
Если рассматривать долю рынка NFT в качестве косвенного показателя успеха, то доминирование Blur на протяжении всего времени очевидно. Также очевидно, что LooksRare удалось увеличить свою долю лишь умеренно и на ограниченное время.
Кейс Blast является наглядным примером как возможностей, так и ограничений стимулов в криптовалюте. Первый сезон программы поощрений по многим показателям имел оглушительный успех и продемонстрировал высокую эффективность, когда сеть значительно превзошла многих известных игроков по росту TVL и pTVL. Однако после завершения сезона стала очевидной массовая миграция пользователей и капитала в другие сети.
Такое резкое снижение всех ключевых показателей подчеркивает два важнейших момента:
Когда стимулы иссякают, протоколы сталкиваются с риском того, что маховик их роста заработает в обратном направлении:
Ситуация двоякая. С одной стороны, перечисленные рекомендации (чёткость коммуникации, стимулирование желаемого поведения а не конечных метрик, поиск PMF) облегчают жизнь рядовому дропхантеру и избавляют его мучительных догадок и размышлений, за какие именно действия могут насыпать. С другой, эти же рекомендации выравнивают условия игры для огромного количества участников и кратно снижают потенциальную награду на аккаунт, что мы и наблюдаем почти весь 2024 год. В итоге всё сводится к попытке угадать, какой проект будет выше оценен рынком и при этом обделён вниманием мультиаккеров, что в свою очередь наталкивается на проблему Low float, high FDV проектов, дропы которых все стремятся слить на первых свечах. И даже если предположить идеальный сценарий, где проекту удаётся добиться органического роста и найти PMF, это далеко не всегда отражается на росте цены токена. В итоге имеем ситуацию, когда зарабатывать на дропах становится всё проще, а вот получить лайфчендж — всё сложнее.
И тут уже каждый решает для себя: либо относиться к дропам как к бизнесу и поддерживать проекты с чётким направлением, помогая им в достижении их целей, либо играть роль «венчурного инвестора», рискуя и вкладываясь в истории без чёткого плана, но с минимальным шансом на огромный куш.