Блог им. Dolgosrok
Бизнес-модель
Диверсифицированная бизнес-модель позволяет оказывать полный перечень необходимых услуг для транспортных перевозок
За практически 18 лет своего существования Монополии удалось пройти путь от стандартного представителя транспортно-логистических услуг в одном из крупнейших сегментов – рефрижераторных перевозках – до активно развивающейся логистической платформы, объединяющей все необходимое как для грузоперевозчиков, так и для грузовладельцев.
Эмитент комплексно подошел к решению явной проблемы отсутствия автоматизации и цифровизации бизнес-процессов в секторе транспортно-логистических услуг. Так, если большинство компаний обрабатывают заявки вручную через почту или телефонные звонки с последующей ручной обработкой со стороны логиста, то у Монополии этот процесс автоматизирован через платформу. При этом алгоритм сам подбирает необходимое транспортное средство и оптимальный маршрут для каждого перевозчика. Это позволило Компании выиграть сразу в нескольких аспектах:
Направления деятельности
Объединение потребителей услуг грузовых автоперевозок с исполнителями происходит посредством четырех сервисов:
Сервис предназначен для сторонних перевозчиков и позволяет им брать и осуществлять заказы, размещаемые на платформе. То есть любая компания или отдельный перевозчик может использовать данный сервис для ухода от процесса самостоятельного поиска клиентов.
Монополия активно пытается перестроить бизнес-модель из Asset-Heavy в Asset-Light. При этом Группа имеет более 1.8 тыс. сцепок грузовых автомобилей с полуприцепами. Для того, чтобы решить данную задачу, Компания стала предлагать индивидуальным предпринимателям в аренду транспортное средство через лизинговую компанию-партнера, продавая ей свои тягачи и прицепы и привязывая лизингополучателей к своей платформе. С одной стороны, Монополия реализует большой и не самый ликвидный парк ТС, а с другой — получает новых пользователей для своей платформы.
Компания все еще продолжает оказывать услуги перевозок с собственными транспортными средствами и водителями.
Сервис позволяет пользователям платформы приобретать топливо и получать услуги дорожных сервисов со скидкой к рыночной стоимости, что создает дополнительную синергию к трем основным направлениям.
Таким образом, и потребитель услуг, и грузоперевозчик используют уникальную и универсальную платформу, позволяющую получать бенефиции как в плане скорости реализации, так и стоимости конечных услуг.
Финансовые показатели
Общий взгляд
Монополия, являясь достаточно крупным игроком рынка автомобильных транспортно-логистических услуг, отличается высоким уровнем прозрачности в части раскрытия информации – Компания уже более 3-х лет публикует финансовую отчетность в соответствии МСФО, что существенно упрощает анализ показателей по Группе компаний.
Высокий рост выручки при достаточно низких показателях маржинальности деятельности и отрицательном денежном потоке
Прежде, чем перейти к рассмотрению показателей, следует отметить особенность бизнес-модели Компании по направлениям. В сегментах «Грузы» и «Топливо» Компания де-факто является посредником. Cоответственно, выручка в большей степени является оборотом платформы (аналог показателя GMV[1] в e-commerce), а валовая прибыль по сегментам = чистая выручка или же, концептуально, take rate[2]. Для целей анализа финансовых показателей более репрезентативно смотреть сегменты в отдельности и выделять «оборот платформы» и «выручку», но в текущем формате рассмотрение также актуально.
В 2023 г. выручка Монополии увеличилась на 71% и достигла 52.4 млрд. руб. На фоне восстановления предпринимательской активности и быстрого развития рынка автомобильных грузоперевозок в России все направления Компании показали отличную динамику. Сделка по приобретению 75% ГТМ[3] также позитивно повлияла на результаты направления «Монополия Тракинг» – если в 2021-2022 г. выручка и маржинальность направления стагнировали, то в 2023 г. ситуация кардинально поменялась.
Оборот по направлениям растет, при этом маржинальность падает вследствие фокуса на платформенной составляющей по итогам 6М2024
Консолидированная выручка по направлениям за 6М2024 выросла на 42% до 29.6 млрд. руб., при этом валовая прибыль составила 2.3 млрд. руб. (+25.4%). Показатели за 12 предшествующих месяцев составили 61.1 млрд. руб. и 5.7 млрд. руб. соответственно.
Ключевое направление, являющееся олицетворением платформы Компании. Мы видим существенный рост выручки до 10.1 млрд. руб. за 6М2024 (+79.3% г-г). При этом 6М LTM составляет 19.7 млрд. руб. (+29.4% к 2023 г.). Рост показателям остается in-line с CAGR ’20-’23 и мы, соответственно, ожидаем продолжение позитивного тренда по выручке. Маржинальность сегмента выросла значительно – с 5.8% за 6М2023 до 14.9% за 6М2024. Рост валовой прибыли c 326 млн. до 1 511 млн. руб. АППГ[1]. Стоит отметить, что направление впервые с 2020-го года показало положительный показатель EBITDA – 679 млн. руб. против отрицательного значения в 275 млн. руб. годом ранее.
Выручка направления в периоде составила 3.9 млрд. руб. (+88.6%), значение за 12 предыдущих месяцев = 7.1 млрд. руб. Несмотря на двузначный рост, мы видим замедление против исторического темпа в 137.1%. Валовая маржинальность также демонстрирует негативную динамику – снижение с 15.1% за 6М2023 до 6.5% за 6М2024 – рекордно низкое значение с начала 2021 года. Что касается показателя EBITDA – не все так однозначно. Сегмент сформировал существенную часть за счет прибыли от переоценки, которую необходимо исключать для нормализации. Тем не менее, в 1-м полугодии сегмент сгенерировал 645 млн. руб. EBITDA – 16.8% маржинальность, что является на уровне среднего исторического значения.
Как мы отметили выше, приобретение ГТМ позволило «возродить» ключевое направление, которое в 2020 году генерировало 38% выручки и 69% EBITDA. В 2023 году Компания отчиталась о том, что M&A прошел по «дешевой» оценке, что вызвало появление в отчетности заработка на сумме превышения чистой справедливой стоимости над стоимостью приобретения в размере 4.0 млрд. руб. Если бы не приобретение ГТМ, EBITDA всей Компании была бы отрицательной.
Тем не менее, несмотря на стратегически интересное приобретение, мы видим, что выручка за 6М2024 всего лишь на 9.2% выше значения АППГ[1]. Полагаем, что в текущем периоде не увидим значимого роста по направлению, так как Компания делает фокус на платформенных решениях. При этом автопарк уходит в направление «Бизнес». Более примечательным фактом является то, что впервые за обозреваемый период мы наблюдаем убыток по направлению – 24 млн. руб. против положительного значения 398 млн. руб. АППГ[1]. Валовая маржинальность фактически обвалилась – 9.2% за 6М2024 против 21.4% за 6М2023 и средней исторической маржинальности 23.9%.
Сегмент «Мультисервис» является побочным сопровождающим продуктом, который формирует омниканальность предоставляемых услуг для клиентов и поставщиков. Тем не менее, оборот по направлению вырос в 1-м полугодии 2024 года на 22.9% до 10.9 млрд. руб. при отрицательном значении EBITDA – 48 млн. руб. по сравнению с положительным значением 128 млн. руб. АППГ[1].
Резюмируя, можно задаться логичным вопросом: с чем связан уход Компании от ключевого направления «Тракинг» в пользу платформенного решения. Как минимум, сегмент стабильно генерировал валовую маржинальность на уровне 25% при EBITDA маржинальности 16-17%. Рост платформенного направления при падении сегмента собственного автопарка может быть объяснен сознательным решением менеджмента Компании, что выражается в существенном снижении маржинальности Тракинга при росте направления «Грузы». В то же время ситуация достаточно удивительная – направления, которые ранее генерировали весь рост и прибыль, внезапно стали убыточными в 2024 году.
Несмотря на положительный результат 2023 года, Компания перманентно генерирует убыток и отток денежных средств по операционной деятельности
За счет переоценки в 2023 году Компания смогла выйти из чистого убытка, который стабильно возникал в предыдущие годы. Тем не менее, по итогам 6М2024 мы видим, что траектория вернулась в нормалии – 1.2 млрд. руб. чистого убытка за 1-е полугодие, а LTM убыток составляет 1.0 млрд. руб.
Ключевыми расходными статьями, которые превращают положительную EBITDA в отрицательную, являются амортизация нематериальных и материальных активов, а также процентные расходы, которые существенно возросли. Финансовые расходы увеличились на 151% за 1-е полугодие 2024 года по сравнению с АППГ[1] и составили 1.5 млрд. руб. Фактически уже в 2024 году величина процентных расходов приблизилась к значению за весь 2023-й год.
Денежный поток от операционной деятельности является положительным до изменений оборотного капитала – 2.1 млрд. руб. за 2023 г. и 438 млн. руб. за 6М2024 г. Результаты после изменений оборотного капитала следующие: отрицательный денежный поток в размере 4.0 млрд. руб. за 2023 г. и 1.9 млрд. руб. за 6М2024 г. Соответственно, операционная деятельность требует стабильного фондирования за счет привлечения банковского долга, факторинга и займов учредителей.
Свободный денежный поток Компании (FCFF) составляет схожие значения: отрицательный FCFF в размере 3.9 млрд. руб. за 2023 г. и 2.0 млрд. руб. за 6М2024 г.
Колоссальный отток денежных средств привел к тому, что Компания за период 2020-1П2024 привлекла 14.9 млрд. руб. денежных средств, при этом выплатила всего лишь 111 млн. руб. дивидендами и 1.5 млрд. направила на выкуп акций.
Если убрать «бумажную» прибыль, которая возникла в 2023 г., то собственный капитал без учета неконтролирующей доли стал отрицательным в 2024 г. Поэтому M&A для Компании стал действительно позитивным фактором и в данном смысле value accretive[1].
Долговая нагрузка
Увеличение долгового портфеля при удорожании фондирования ведет к снижению уровня платежеспособности Компании и необходимости рефинансирования долга
Как отметили ранее, высокое значение EBITDA в 2023 г. сформировано неоперационным фактором и в действительности показатель существенно ниже. Тем не менее, соотношение Чистого Долга к EBITDA было рекордно низким с 2020 г. – 3.4x. Согласно актуальным результатам за 6М2024 показатель увеличился до 3.9x при росте Чистого Долга до 15.0 млрд. руб.
Ранее у Компании стабильно присутствовали займы аффилированных сторон – в 2020-2021 гг. доля в портфеле превышала 10%. В 2024 г. займы отсутствуют и превалирует банковское финансирование – 76.4% в долговом портфеле.
Помимо увеличения долговой нагрузки Компании мы видим существенное удорожание стоимости фондирования – средняя ставка по долгу в 2021 г. составляла 11.0%, в 2023 г. – 17.6%. В 2024 г. с учетом жестких денежно-кредитных условий стоимость долгового финансирования превысит 20%, что отразится в снижении показателя покрытия процентных расходов (ICR).
По итогам 6М2024 значение ICR является рекордно низким с 2020 г. – 0.8x. В 2021-2022 гг. Компания переживала схожие события – значения колебались на уровне 1.0-1.1x.
С точки зрения дюрации долгового портфеля большую долю в нем занимают краткосрочные кредиты и займы – 68.4% обязательств предстоит к погашению в течение 2П2024-1П2025. Из них 7.5 млрд. руб. или 64.2% — это краткосрочные банковские кредиты и овердрафты.
Инвестиционная привлекательность выпуска
Компания размещает выпуск с премией выше относительно рыночных доходностей сопоставимого кредитного рейтинга «BBB+»
В начале сентября рейтинговое агентство АКРА установило кредитный рейтинг Эмитента на уровне «BBB+». На решение о присвоении такого грейда повлияло множество факторов, среди которых:
Монополия меняет бизнес-модель, формируя экосистему на своей платформе. В связи с этим Компанию можно и следует причислять к сегменту ИТ. В силу низкого уровня проникновения цифровых услуг на рынке ТЛУ в России, Эмитент является абсолютным лидером с долей рынка 75%. Дополнительными положительными факторами для дальнейшего развития выступает высокая географическая диверсификация и отсутствие значимой волатильности сегмент FTL[2], на котором специализируется Монополия.
У Компании действительно есть большой задел для роста операционных и стабилизации финансовых показателей, что и стало основной причиной присвоения АКРА такого высокого кредитного рейтинга.
На данный момент на рынке обращается 3 выпуска облигаций (по всем установлены put-оферты) с рейтингом «BBB+» и с переменным купоном, привязанным к ключевой ставке: СИМПЛСК1Р1, ИНГР Б1P1 и МСПБанк1P2.
По первым двум выпускам спред к КС составляет 3%, а по последнему — 2.75%. СИМПЛСК1Р1 и МСПБанк1P2 торгуются около номинала, а ИНГР Б1P — значительно ниже. Причина такому явлению заключается в полугодовых купонах, текущая ставка которых равна 19%. Новая ставка купона будет только в ноябре.
Ориентир спреда по планируемому размещению Монополии установлен на уровне «не выше 3.75%», что значительно превышает среднерыночные значения (уровень BB+/BBB) и связано это с премией за дебют. Объем размещения — 3 млрд руб., срок обращения — 3 года, купоны — ежемесячные.
С учетом перечисленных параметров дебютный выпуск Монополии полностью соответствует рынку, а высокий спред может вызвать повышенный спрос и его корректировку в сторону снижения.