Блог им. LuisCarrol
В пятницу на российском рынке состоялось 19-е IPO российской компании после февраля 2022 года. Размещался Промомед (#PRMD). На фоне последних размещений акции продемонстрировали более сильную динамику в день начала торгов (закрылись в положительной зоне, +1,75%). В связи с этим решил подвести статистику всех прошедших публичных размещений, которые проводились с середины прошлого лета.
1. Период 2023-2024 годов стал самым успешным для российского рынка первичных размещений с 2011 года. Напомню, что в 2011 году первичное размещение на российском рынке провели 35 новых компаний.
2. Примечательно, что на текущем витке развития рынка IPO, на биржу выходят в основном компании из инновационных секторов. Представительство компаний из традиционных отраслей экономики крайне скудное, хотя по последней статистике в российской экономике более 50 тысяч акционерных обществ и подавляющее большинство из них являются производственными.
3. Предлагаю взглянуть на таблицу динамики активов после проведения публичного размещения. Глядя на нее можно сделать ряд любопытных выводов. Во-первых, период первой недели у большинства компаний проходит достаточно уверенно. Исключения составляют такие компании как Кармани (#CARM), Хэндерсон (#HNFG) и КЛВЗ (#KLVZ). Их динамика даже в первую неделю оставляла желать лучшего. По итогам месяца и более торгов расслоение между активами становится все больше. Это объясняется тем, что заканчивается действие стабилизационного пакета и слабые активы теряют искусственную поддержку.
4. Как видно из таблицы, последние размещения показывают намного более скверную динамику. На мой взгляд, этому способствует совокупность факторов. Во-первых, оценка компаний при размещении сильно завышена по сравнению с теми, кто выходил в 2023 году. Во-вторых, сами компании вызывают у участников рынка все больше вопросов, а именно подтверждение заявленной траектории роста финансовых результатов. Также нельзя сбрасывать со счетов фазу рынка, в которой проводятся размещения. В данный момент она негативная.
5. К сожалению, можно констатировать, что эмитенты, которые проводят размещения мыслят сиюминутными выгодами, не заботясь о собственной репутации в перспективе. На мой взгляд, для сохранения доверительных отношений с инвестиционным сообществом, оценку можно было бы сделать несколько ниже, тем самым дать возможность для органического роста котировок.
6. Медийные личности, обладающие большой аудиторией всячески способствуют пиар-компании эмитентов, предоставляя им площадку для выступлений и делая акцент исключительно на позитивных сторонах эмитента, мало или вообще не говоря о рисках этих компаний, хотя, обладая настолько масштабным влиянием и ответственностью за начинающих инвесторов, которые в основном их смотрят, это должно быть обязательным пунктом диалога с эмитентом.
P.S.: Несмотря на свой немногочисленный блог, в текущей фазе рынка я бы рекомендовал полностью отказаться от участия в первичных размещениях. Рассматривать возможность только если на биржу будет выходить эксклюзивная компаниям по адекватной оценке и с намерением доверительных долгосрочных отношений с инвесторами!
Также подписывайтесь на Телеграмм-канал!