Блог им. Investillion
ПАО «ВИ.ру» — материнская компания для ряда организаций, занимающихся продажей инструментов, строительных и отделочных материалов, электрики, мебели и товаров для дома под брендом ВсеИнструменты. Компания работает как с индивидуальными предпринимателями и организациями (сегмент В2В), так и с физическими лицами (сегмент В2С).
История компании насчитывает более 15 лет и начиналась с совсем небольшого бизнеса. В период с 2006 по 2014 год компания активно развивалась, открывая магазины в и ПВЗ в различных городах. К 2014 году клиентская база компании насчитывала 400 тысяч клиентов. К 2019 году на выходе в сегмент B2B и на значительном расширении ассортимента клиентская база компании утроилась, но активный взрывной рост начался с 2020 года с перетоком существенной части пользователей в Интернет. Это видно и из динамики финансовых показателей компании: если в 2020 году выручка составляла 36,8 млрд. рублей, то в 2023 году — уже 132 млрд. рублей:
В настоящее время клиентская база компании насчитывает 4,6 млн. активных клиентов, а доля В2В сегмента в выручке составляет 63%.
Компания работает в сегменте DIY (Do it yourself, сделай сам).DIY — сегмент торговли, к которому относятся стройматериалы и в широком смысле товары для дома: от дверей, фурнитуры и досок до посуды, постельного белья и садового декора.
Продуктовый ассортимент достаточно широкий, и представлен как сторонними, так и собственными брендами:
Сегмент DIY в России оценивается в 6,8 трлн. рублей (с НДС) с прогнозируемыми темпами роста в ближайшие четыре года на уровне 17%, при этом основной рост прогнозируется в сегменте онлайн (СГТР 28%, прогнозируемая доля онлайн-продаж к 2028 году 56% в сегменте В2С и 13% в сегменте В2В).
Стоит обратить внимание, что 97% продаж у ВсеИнструменты уже приходится на онлайн, поэтому в целом темпы роста у ВсеИнструменты могут быть достаточно хорошими, если компания справится с рыночной конкуренцией и не проиграет в том числе по доступности своей продукции для широкого потребителя из-за не самого большого количества пунктов выдачи заказов. На сегодняшний день у ВсеИнструменты 19 РЦ и ПВЗ-складов и 1 000 ПВЗ. Для сравнения в прошлом году у Яндекс.Маркета было 13 000 ПВЗ, у Озона было 25 000 ПВЗ, а у Wildberries — 30 000 ПВЗ. На этот момент стоит обратить внимание, так как 92% заказов выполняется компанией через ПВЗ.
Рынок DIY в России в настоящее время в стадии активной консолидации. Например, у нас в регионе не выдержала конкуренцию с LeroyMerlin (ныне Лемана ПРО) достаточно крупная региональная сеть DIY-гипермаркетов и тенденция по захвату рыночной доли более мелких игроков более крупными и эффективными игроками явно будет продолжаться.
Также стоит отметить и тот факт, что со стороны более мелких игроков и маркетплейсов существенно возрастает конкуренция. За 2023 год доля ТОП-10 игроков сократилась на 3,4 процентных пункта, а доля маркетплейсов увеличилась в 2,5 раза.
В своей презентации ВсеИнструменты делает акцент только на других ритейлеров в сегменте DIY и исключет маркетплейсы, плюс ранжирует тех игроков, кого ВсеИнструменты взяли в презентацию, по темпам роста выручки, а не по рыночной доле. Но мне кажется справедливым дать все же полную картину, где ВсеИнструменты на третьем месте с долей рынка в 2,4%, а не на втором, где наглядно видно насколько у него меньше доля, чем у Лемана ПРО, и насколько он проигрывает по темпам роста маркетплейсам и более мелким агрессивным игрокам:
Да, можно поспорить с включением в общее сравнение маркетплейсов, так как там есть и ограничения на доставку крупногабаритных грузов, и в целом они больше заточены на сегмент В2С, чем на В2В. Но, во-первых, крупногабаритные товары — это не весь рынок, во-вторых — сегмент В2С — это треть рынка DIY, а в третьих — переход в маркетплейсы — это всеобщий тренд в онлайн-ритейле и для DIY он только начался. Дальше конкуренцию с ними будет выдерживать все сложнее и никто точно не может сказать кто из текущих ТОП-10 станет будущим М.Видео-Эльдорадо со стагнирующими продажами и медленной утратой доли рынка.
Справедливости ради отмечу, что на операционном уровне пока ВсеИнструменты с конкуренцией явно справляются — растет и количество клиентов, и количество заказов в пересчете на одного клиента:
Но при этом средний чек растет с темпами ниже инфляции:
2021 г. — 5475 рублей
2022 г. — 5509 рублей (+0,6% г/г)
2023 г. — 5850 рублей (+6,2% г/г), при этом средний чек в сегменте В2В составляет 14 700 рублей, а средний чек в сегменте В2С — 2 940 рублей
Особенно интересно эта динамика выглядит в сравнении с динамикой выручки (+53,4% г/г 2022 к 2021 г. и +53,3% г/г в 2023 г. к 2022 г.). Получается, что рост выручки обеспечивается за счет роста числа клиентов и роста числа заказов, а сами клиенты заказывают меньше, как минимум какая-то группа. Почему?
Если провал 2022 года можно объяснить уходом многих западных поставщиков и трудностями с логистикой, то не самый высокий темп роста среднего чека в 2023 году относительно 2022 года этим уже не объяснишь, так как рынок восстановился. При этом покупательная способность населения в 2023 году была очень высокая и эта тенденция меня несколько настораживает. Вероятно, покупатели стали часть заказов делать в других местах? На тех же маркетплейсах?
Из рисков также стоит отметить риски резкого увеличения себестоимости реализуемых компанией товаров и риски очередных санкций и необходимости изменения поставщиков. Но так как концентрация в поставщиках у компании низкая, а риски характерны для всей отрасли — нельзя сказать, что это какой-то специфический риск именно этой компании. Из специфических рисков стоит отметить цикличность, так как продажи инструментов для строительства тесно связаны с темпами ввода в эксплуатацию жилья. А на фоне сворачивания программ по льготной ипотеке в этом сегменте возможно замедление. Поэтому в прогноз на ближайшие 1,5 года я бы, конечно, закладывала более скромные темпы роста выручки, чем компания демонстрировала в 2021-2023 годах.
Резюмируя вышесказанное, ВсеИнструменты — один из крупных игроков на DIY-рынке, фокусирующийся на сегменте В2В. В целом компания показывает неплохие темпы роста и число активных клиентов год к году существенно растет. Однако маркетплейсам и более мелким агрессивным игрокам на рынке компания начала проигрывать + отдельную озабоченность вызывает тенденция по росту среднего чека ниже темпов инфляции на рекордной покупательной способности населения. Поэтому за положением игроков в отрасли стоит внимательно следить, так как при существующей тенденции к консолидации рынка конкуренция только усиливается, а логистическая инфраструктура ВсеИнструменты значительно проигрывает конкурентам в лице маркетплейсов.
Финансовые показатели ВсеИнструменты, справедливая цена и дивидендыСогласно отчету компании за 4 месяца 2024 года:
— Выручка — 48,6 млрд. рублей (+42,1% г/г)
— EBITDA — 4,2 млрд. рублей (+53,0% г/г)
— Чистая прибыль — 1,2 млрд. рублей (-10,0% г/г)
— Рентабельность по EBITDA — 8,6%
— Чистая рентабельность — 2,5%
— ND/EBITDA — 2,0х
Выручка и EBITDA показывают неплохие темпы роста. Опережающая динамика EBITDA во многом вызвана опережающей динамикой амортизации относительно темпов ростав выручки и себестоимости. К сожалению, в отчетности за 4 месяца 2024 года компания не приводит пояснений относительно такой динамики амортизации, но в отчетности за 2021-2023 годы можно увидить, что компания изменила срок полезного использования объектов аренды в связи с реализацией опциона, поэтому можно предположить, что рост амортизационных отчислений связан с этими изменениями.
На динамику чистой прибыли, в свою очередь, негативное влияние оказало увеличение финансовых расходов, в которых сидят облигации преимущественно по плавающей ставке и лизинг складов. То есть чем больше компания увеличивает количество своих распределительных центров и складов — тем больше будут расти финансовые расходы компании, так как компания приобретает их в лизинг. Кроме того на динамику финансовых расходов существенное влияние оказало увеличение долговой нагрузки.
Баланс у компании также не самый впечатляющий, среди активов компании 28% — активы в форме права пользования (аренда/лизинг), 39% — запасы, 19,9% — дебиторская задолженность (с взысканием которой у компании есть некоторые трудности, можно посмотреть количество судебных процессов). На все оставшиеся активы, включая основные средства и кэш, приходится лишь 13,1% активов компании.
Капитал уменьшился с 3,1 млрд. рублей до 0,5 млрд. рублей явно за счет вывода денег через дивиденды перед IPO (3,5 млрд. рублей в 2023 году, 3,0 млрд. рублей в 2024 году). Поэтому перед IPO из компании явно выводили все, что могли.
Также стоит обратить внимание на двукратный рост кредиторской задолженности, что в совокупности с ростом дебиторки и запасов создает некоторые риски по ликвидности. С учетом явных перекосов по балансу и нельзя сказать, что с такими показателями финансовое положение компании можно назвать супер-устойчивым.
Что касается справедливой цены акций компании- то тут возникает традиционный вопрос а как его оценивать? Если брать зарубежные аналоги с применением странового дисконта — то надо брать по EV/EBITDA 10.0:
Но, позвольте, у нас на рынке есть другие представители ритейла — тот же Henderson, с сопоставимыми ожидаемыми темпами роста, но в разы большей рентабельностью и гораздо более крепкий финансово, и он торгуется по EV/EBITDA 4.7х, а форвардно — и того меньше, хотя я и считаю, что Henderson в моменте сильно недооценен. Но в любом случае на мой взгляд оценка EV/EBITDA 10.0 выглядит несколько завышенной и в итоговую оценку я взяла EV/EBITDA 7.0.
Таким образом, мультипликаторным подходом справедливая цена акций ВсеИнструменты — 150 рублей за акцию, что на 30% ниже цены их размещения.
Что касается потенциальных дивидендов — то со следующего года компания планирует направлять на выплату дивидендов 50% чистой прибыли по МСФО, что предполагает около 2,3% дивидендной доходности к цене размещения и также не выглядит интересно.
Я всегда приветствую новые размещения на бирже, так как чем больше выбор — тем лучше для инвесторов. Однако в этом конкретном случае на мой взгляд размещение проходит гораздо выше фундаментально справедливой цены акций компании. Поэтому, несмотря на сведения о переподписке уже в первый день, я, пожалуй, это IPO все же пропущу, тем более, что в секторе ритейла у меня есть более интересные фавориты.
PS Лайк — если понравилась статья :-)
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Вывести бабло, сделать допку и не объявить, и тд
Лайк за выводы по этой шараге
Смею предположить, что темпы роста не будут такими, но не справились, ну потом… И получат инвесторы -50% по бумаге на долгие годы… Это не корпорация, где они там, за Петровичем…
Их рост с низкой базы и вовремя закупились подешевле… Это, как с совкомбанком, год пройдет, а прибыль не вырастет, а на акцию ещё упадет. Хотя рекламы и покупка хоум, хотя я поймал в нём волну и вышел, и опять зайду ниже 14
Сравните с Ситилинком — та же модель на чуть другом рынке
Увы, это наIPOлово чистой воды.
Когда с крестьянина, когда уже нечего взять, берут сало, шерсть и яйца 🤣
И остаётся скелет
В принципе, всем чистым торгашам на фонде делать нечего.
Дивы никогда не покроют инфляцию
Но оно все, что растет, ничто дешево не отдают
контора как контора торгует продает… может потом продастся кому то
или наоборот купит кого -КотоФото какое-нить или ДНС
и будет у вас в инвест портфелЯх нормальный продаван, а не муть типа озона )))