Блог им. enotcapital
Обсуждали уже ранее подобные темы, а также как Совкомфлоту удается поддерживать флот в исправном техническом состоянии в текущих реалиях и как решаются трудности ремонта судов.
Сегодня о судоходстве и судостроении, а также их стоимости от гендира.
Мои выжимки из интервью генерального директора Совкомфлота Игоря Васильевича Тонковидова для «ПортНьюс»:
1) Судоходная отрасль переживает глубокую реструктуризацию. После 2008 г. (мировой финансовый кризис) — сокращение мировой торговли, морских перевозок, депрессивное состояние в отрасли.
2) Объем перевозок не увеличивается, НО растет спрос на тоннаж. Небольшой спрос на строительство судов в мире вырос после 2022 году из-за изменения маршрутов перевозки. Объем заказов на новые суда достиг рекордного уровня: с начала 2024 г. в мире было заказано уже около 250 крупнотоннажных танкеров, а к концу года увеличится до 500-600.
3) Заказывая судно на надежной верфи — срок поставки не раньше 2028-2030 г., также 5 лет судовладелец будет нести процентные расходы.
4) С 2020 г. выросла стоимость новостроев — инфляция доллара + растущий спрос, все типы судов +30-50% к стоимости сейчас.
(5 лет назад стандартный танкер типоразмера «Афрамакс» в хорошей комплектации, но без дополнений вроде возможностей использования альтернативного топлива, стоил около 50 млн. $, сегодня – уже около 70 млн. $. При этом судовладелец должен внести верфи предоплату в размере около 35 млн $, и в итоге – при стоимости заемного капитала около 5% годовых на 4 года – конечная стоимость судна получится в районе 85 млн. $)
5) Скачок цен также отразился на стоимости транспортировки (+ порядка 25%)
(5 лет назад средний годовой заработок танкера типоразмера «Афрамакс» составлял 24 тыс. $ в тайм-чартерном эквиваленте, сегодня он уже превышает 30 тыс. $)
6) В результате — либо стоимость перевозки для нефтяников возрастет на многие годы вперед, либо эффективность инвестиций судовладельцев в строительство флота сильно снизится или вообще станет отрицательной
7) ССК «Звезда» в 2022-2023 г. поставил 2 танкера Совкомфлоту типоразмера «Афрамакс» на СПГ-топливе, строит серию арктических газовозов
НО:
— российское судостроение зависит от внешних поставщиков, испытывает сложности из-за недостатка судового комплектующего оборудования
— стоимость строительства судна в России заметно выше, чем за рубежом (на несколько десятков %)
— имеются сложности с металлопрокатом (мелкосерийный выпуск листов, в России также не катают листы стали длиннее 12 м, в мире — уже 24 м, меньше сварки, производство корпуса дешевле)
— затраты на логистику
(металлургические производства в глубине России — дорогая доставка к верфям) Лист длиной 24 м не провезти по жд (который на данный момент у нас не выпускают)
В этом плане «Звезда» хорошо расположена — может закупать сталь в Китае и доставлять по морю
— еще проблема российского судостроения – организация производства на верфях
(нет предприятий, способных собирать суда из мегасекций (раньше секции были меньше — по 30-40 тонн))
— погодные условия не позволяют производить непрерывный цикл производства
(часть процессов идет на открытых площадках — перерыв в несколько месяцев из-за погоды)
Только на Черном море условия подходящие
— дефицит кадров, отсутствие конструкторского бюро на заводе
(технология не отработана, строительство идет долго)
8) Китай и Южная Корея — основные производители крупнотоннажных судов
(4 из 5 крупнейших верфей в мире – по-прежнему корейские: Samsung, Hyundai, Hanwha Ocean и Hyundai Samho)
Китай будет лидировать в секторах судостроения – балкеров, танкеров, оффшорных судов и морских объектов. Южная Корея остается безусловным мировым лидером по строительству газовозов. Также они строят крупные контейнеровозы (на 17-22 тыс. TEU) и самые крупнотоннажные танкеры (VLCC). Прочий танкерный тоннаж, включая «Афрамаксы», а также балкерный тоннаж Корея строить перестала.
________________________________________
СЕГОДНЯ (24.06.2024 г.) ЕС ВВЕЛ САНКЦИИ ПРОТИВ ГЛАВЫ СОВКОМФЛОТА ТОНКОВИДОВА, СОВКОМФЛОТ ПОПАЛ В САНКЦИОННЫЙ СПИСОК ЕВРОСОЮЗА
ЕС ВВЕЛ САНКЦИИ ПРОТИВ 27 ТАНКЕРОВ, КОТОРЫЕ ПЕРЕВОЗЯТ РОССИЙСКУЮ НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ, НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА ПОТОЛОК ЦЕН G7 — СОВЕТ ЕВРОСОЮЗА
Мой телеграм канал: https://t.me/ipeinvest
Канал на дзене: dzen.ru/enotcapital
Евросоюз ввел санкции против крупнейшей российской судоходной компании Совкомфлот, которая уже находится в черном списке США, а также 27 судов, следует из публикации в официальном журнале ЕС и сообщения Еврокомиссии.
Компания специализируется на транспортировке сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов и обслуживании добычи на шельфе, обеспечивая РФ существенные доходы, говорится в аннотации к санкциям.
ЕС также включил в санкционный список главу Совкомфлота Игоря Тонковидова. В сообщении Еврокомиссии также говорится, что ЕС впервые ввел санкции против 27 конкретных судов, которым будет запрещен доступ в порты ЕС и предоставление услуг. Это танкеры «теневого флота», задействованные в перевозках российской нефти в обход ограничений ЕС, а также суда, перевозившие военную технику, зерно, СПГ или компоненты для него.