«Ozon — это в первую очередь IT-компания, а не ретейл» —
Сергей Беляков, управляющий директор Ozon
Ozon провел День Инвестора. Спикерами были:• Игорь Герасимов, CFO Ozon
• Сергей Беляков, управляющий директор Ozon
Оборот за 2023г вырос на 111% г/г и превысил 1 трлн 750 млрд руб. Оборот продавцов вырос на 130% г/г. 90% продаж были обеспечены предпринимателями, которые работают вместе с маркетплейсом.
Ozon помог появиться целому классу предпринимателей. Количество продавцов превысило 450 тыс. Чем больше времени предприниматель проводит с компанией — тем бОльший рост оборотов он демонстрирует каждый год.
Более 80% предпринимателей — из регионов! Для 64% селлеров — это первый бизнес!
Количество активных клиентов в 2023г превысило 46 млн человек, из них 32 млн проживает в населенных пунктах с населением менее 1 млн человек. Ozon помогает людям получать доступ к товарам на равных с жителями таких городов как Москва. Более 115 млн россиян имеют ПВЗ в пешей доступности.
Количество пунктов выдачи за 2023г выросла в 2 раза до 45 тысяч точек (ПВЗ). Практически каждый человек имеет возможность получить товар либо в пункте выдачи Ozon либо в партнерском пункте, например Почты России.
Региональная составляющая бизнеса крайне важна — это драйвер продаж для маркетплейса. Рост был бы невозможен без больших инвестиций в складскую логистику и инфраструктуру. Ozon — один из крупнейших складских операторов, под управлением находится 2,5 млн кв м складских площадей. Это позволяет хранить товары как можно ближе к клиенту! Ozon инвестировал в складскую инфраструктуру более 100 млрд руб за последние 5 лет.
И такая стратегия приносит результат! Выросла не только клиентская база, но и частота заказов! Все это привело к росту оборота, который превзошел плановые показатели!
Цифры Вы видите на слайде:
Ozon — это прежде всего связь между продавцами и покупателями. Для продавцов — обеспечиваем платежи, маркетинг, доставку товаров. Для покупателей компания обеспечивает ассортимент товаров (на озоне сотни миллионов товаров; всё, что произведено в мировой экономике — может быть заказано и доставлено на Ozon), поддержку клиентов. В среднем доставляется 3 млн заказов в день. Объем заказов за 2023г — более 1 млрд шт!
Для Ozon важны регулярные покупатели — те, кто делает 20 заказов в год (раньше цифра равнялась 3-м).
Покупатели Ozon отмечают отличный сервис, огромный ассортимент (ведь заказать можно и химию и продукты, и одежду), быструю доставку, поддержку пользователя.
Сергей Беляков, управляющий директор Ozon, отметил, что по данным Всемирного банка открытие бизнеса в мире в среднем занимает 11 дней. На Ozon — это происходит за 24 часа!
Он подчеркнул, что компания Ozon очень адаптивна, а бизнес в высшей степени устойчив.
Отвечая на вопросы аналитиков и инвесторов Сергей Беляков и Игорь Герасимов отметили:
• В течение 2024 года будут предприняты действия, которые приблизят компанию к «переезду» — редомициляции
• Цель по маржинальности на горизонте 3-4 лет — процента 3-4 от GMV — инвестиции в рост со временем прекращаются, снижается инвест компонента, а также удельные расходы на маркетинг и обработку заказов.
• Стратегия Ozon на текущий момент — максимизировать долю рынка, вопрос с прибыльностью решится естественным образом
• Компания планирует занять 40% онлайн рынка и 3-5% рынка ритейла.
• В рамках увеличения оборота не ожидаем роста среднего чека, ожидаем увеличения клиентской базы и частоты заказов
• Перевыполнение плана по GMV в этом году будет сделать трудно, план и так высокий.
• Долю иностранцев в капитале сейчас невозможно проверить.
• ROE банка озона 50%! Скоро будут раскрывать отдельно результаты фин подразделения
• Конверсия EBITDA в FCF будет высокой после окончания цикла капекса
В конце беседы Сергей Беляков, управляющий директор Ozon еще раз отметил, что Ozon — это в первую очередь IT-компания, а не ретейл!