Не хочу сегодня делать никаких выводов по простой причине, интрига продолжается и до сих пор остаётся непонятным, если валютный коридор обусловлен договорённостями центробанков, то где границы? Нижний предел я достаточно неплохо вычислил ещё в начале января, а вот с верхней планкой пока неувязки. На эту тему и порассуждаем. Мне бы всегда хотелось верить в собственные установки на сто процентов, но я обычно уверен только на восемьдесят с хвостиком. С одной стороны это и хорошо, самоуверенность никого до добра не доводила, но упускать реальные возможности тоже плохо.
Сегодня на валютном рынке наступил штиль. Форекс в первый раз за много времени не мотало как бельё на ветру. А произошло очень простое фундаментальное событие. Международная ассоциация по свопам и деривативам сегодня решила, что кредитное событие типа дефолт не наступило. И наплевать на все заявления фитчей эсэндпи и прочих мудисов. Признаюсь честно, я никогда в жизни не интересовался существованием подобного органа как это ассоциация или комиссия. Ещё раз повторю: век живи — век учись.
Сегодня было столько событий, что описывать их дня не хватит. Потому не стану. Попытаюсь только прояснить для себя некоторые моменты. Банки взяли с аукциона ЕЦБ 530 ярдов, полтриллиона на три года, куда уж больше. Однако после объявления результатов, форекс только слегка дёрнулся, так, как будто ничего не произошло или, допустим, был опубликован стандартный европейский индекс. Реакция рынка, если честно, меня поразила. Я вспоминаю, как на медленно вливаемой ликвидности от ФРС в рамках QE, доллар так же медленно снижался из-за перевеса балансов центробанков. Здесь же единовременно залиты такие суммы в масштабе двух практически последовательных аукционов, что мозги отказываются верить — и ничего.
Трудно назвать сегодня движения рынка осмысленными. Саммит, прошедший в выходные, ничего нового не принёс, как, собственно и все остальные сборища такого плана. Министры финансов и председатели Центробанков ведущих стран мира, не приняли решение увеличить размер капитала МВФ или же предоставить дополнительную поддержку европейским странам. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле указал, что выступает против дальнейшего увеличения фондов и механизмов стабилизации, размер которых сейчас составляет около 500 млрд евро. Ему также не нравится идея выпуска единых гособлигаций или прямой монетизации госдолга. На его взгляд, жесткая бюджетная дисциплина гораздо важнее, чем любые финансовые вливания. Золотые слова, которые можно увековечить.
Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Есть только множество догадок, правильность или ошибочность которых поможет найти дальнейшее направление для работы. А для оценки всей совокупности движущих факторов рынка форекс у меня не хватит ни сил, ни знаний, ни сведений. Честно сознаюсь, рост евро в последние пару дней поставил меня в тупик. Точно так же, как мне ясны были движения рынка весь декабрь, январь и февраль, мне абсолютно непонятны последние всплески. Хотя в прошлые выходные я для себя чётко установил цели вверху и покупал до них, возле этих целей я ожидал по крайней мере консолидации. Попробую разобраться. Буду задавать вопросы и пытаться на них ответить.
Никак не предполагал, что самые обыкновенные данные Ifo по Германии могут так двинуть цену. Не по еврозоне в целом, а всего лишь по одной стране, будь она трижды локомотивом. Получилось однобоко и некрасиво, как самолёт без крыльев. На практически исполненных решениях по Греции мы споткнулись, а на Ifo, который никогда не был центром внимания, подскочили. Думаю, что мимо меня прошли другие факторы, которых я просто не заметил.
Итак, что мы имеем на сегодня. А на сегодня мы имеем заявление Фитч. И не о том, о чём подумали сразу все — о снижении рейтинга. Красной нитью прошло очень недвусмысленное предупреждение о том, что если «стрижка», то есть PSI (программа участия частного сектора в обмене греческих гособлигаций), будет проводить принудительным образом по программе Collective Action Clauses (CAC), значение рейтинга Греции будет изменено на D, что означает обыкновенный дефолт.
Мне сегодня очень не понравилась реакция евро на сообщение о долгожданном решении по предоставлению грекам первого транша. Нет, сначала всё пошло как по маслу, по-кавалерийски, прямо сказать, но потом что-то там у них сломалось, то ли подковы поотваливались, то ли шашки затупились. Я, конечно, понимаю, что рынок это люди, а где люди, там эмоции, но лично мне не нравятся такие резкие прыжки, а тем более резкие остановки.
Надоело, если честно, перемешивать греческое грязное бельё, но разговоры о дефолте набирают громкость, да и, получается так, что больше и говорить не о чем. Просто от того, как разрешится греческая трагедия, зависит состояние рынков вообще. Я уже два года назад писал о том, что с Грецией надо расставаться не жалеючи. Дело в том, что «Греческий социализм» будет непобедим до тех пор, пока страну не поставят в условия самостоятельного разрешения всех проблем. Можно по этому поводу почитать рассказ глазами очевидца "Как в Греции...", много вопросов отпадёт.
Самый важный вопрос сейчас даже не в том, откуда берутся деньги, раздаваемые направо и налево ЕЦБ и ФРС, важнее другое — куда они деваются в таком количестве? Однако разобраться в том, чем наполняется, например, тот же EFSF, просто необходимо. По уставу фонда, финансирование, то есть вливание средств в фонд, производится всеми членами еврозоны. Возьмём, к слову, Германию, и посмотрим, сколько средств из бюджета (а по-другому откуда им взяться?) отдала страна в фонд. ВВП Германии — 3.2 трлн евро, её вклад в EFSF — 211 млрд, то есть 6.25% от ВВП государство должно было отдать в мусорную корзину. Хотя нет, опять вру, на средства фонда будут выкупаться долговые обязательства проблемных стран и весь доход от бумаг, исчисляемый дисконтом и процентами по долгу, будет распределён между странами-вкладчиками фонда спасения. Да-да, страны-вкладчики могут ещё и доход извлечь. В перспективе.