Начать хочется с извинений за задетые чувства верующих. То, что у нас в стране греча — не еда и не растение, а религия, сомнений не было. Комментарии к предыдущему посту показали, что религия эта к тому же главенствующая...
Но сегодня речь пойдёт совсем о другом.
Есть у меня тётушка. Уважаемый в своё время работник советского общепита. 45 лет трудового стажа. В настоящий же момент - среднестатистическая провинциальная пенсионерка с пристрастиями к сериалам, кроссвордам и разным ток-шоу. Как и большинство оказавшихся в её положении, имеет тётушка некие сбережения. Которые сама называет — “похоронные”. Доставались эти сбережения с большим трудом, потому сильно ими дорожит. Пенсия небольшая, но к “похоронным” не притрагивается даже в самых крайних случаях. Не так часто в последнее время с ней видимся. И каждый раз при встрече она спрашивает: “В каком банке сейчас ставки повыгоднее?”. Открываю Интернет, выясняем актуальные предложения… Вот и в последние дни лета выдалось время её навестить. Чай, кофе, знакомые с детства маленькие кулинарные шедевры… И тут она шокирует: «Ты, - говорит, — не знаешь сколько дивидендов в этом году Норникель выплатит?” Ей 80+. Она так и не смогла освоить смартфон (пользуется кнопочным), а компьютер до сих пор считает дьявольской машиной. Её ни почтальон, ни офисные девочки в белых блузках не смогли уговорить перевести пенсию на карту, по сей день получает бумажками и расписывается за неё в тетрадке. Так надёжнее, говорит. И тут вдруг “дивиденды”, “Норникель”… Оказалось, что, перекладывая в прошлом году деньги на новый срок, ей пообещали выгодную ставку, если часть денег отдаст в доверительное управление. 4% годовых, оказывается, могут заставить открыться новому даже ортодокса со стажем. И, самое главное, ничуть не жалеет. Говорит, больше 20% по инвестиционному счёту получит. Теперь, когда собираются с подругами, всё меньше обсуждают народные рецепты и очередное подорожание сахара, больше смотрят в экран (есть среди них и те, кто таки освоил гаджет) и обсуждают какие акции лучше растут.
Пришло время. Давно намеревался и обещал смартлабовцам развёрнутый честный отзыв о работе «брокера» закрытие. Мог написать и раньше, но в тексте было бы слишком много мата и слишком мало смысла. Теперь, когда эмоции позади, по пунктам и событиям.
Сразу хочу обозначить для скептиков, что пользуюсь услугами трёх брокеров Сбер, Уралсиб и открытие. И откровенный негатив накапливается только к последнему.
Случай #1
До сих пор задумываюсь, совпадение это или знак свыше, но случилось это на Рождество. Католическое. Потому биржа активно работала. Шёл в то время очередной задёрг (прям как сейчас) акций Мечела. По 15% в день туда-сюда цена летела. Грех не покататься. А фондовый рынок торговать я приловчился на Метатрейдере. Ладно, солнечное зимнее утро, позиции набраны. Открываю терминал – тишина. Бывало, думаю, надо подождать. 10.00, 10.30. Заявки не принимает, ход торгов не показывает. Что делать – надо звонить в техподдержку. Молодой человек бодрым голосом заявляет: «Трудности временные, проблема в стадии решения». Ладно, думаю, надо ждать. 11.00, 11.30. Снова звонок в техподдержку. Уже чуть менее бодрый голос: «Делаем всё возможное». А позиция за это время летает из минуса в плюс и обратно. Самое интересное, что в Квике я всё это вижу, а сделать ничего не могу. Привязка рынка к Метатрейдеру автоматически блокирует функции Квика. 12.00, 12.30. Метатрейдер лежит мёртво. А это был последний день перед отсечкой НЛМК. А крупная позиция по акциям короткая. А фонда на Метатрейдере. А Метатрейдер лежит. Начинаю думать над вариантами. Техподдержка с отчаянием в голосе перенаправляет на персонального менеджера. Тот с уверенность предлагает отключить в личном кабинете Метатрейдер и перевести фонду на Квик. Пробую, но начинают терзать сомнения. Помню, что при подключении рынка к программе, работать он начинает только со следующего дня. Перестраховываюсь и снова набираю техподдержку. Там мне подтверждают, что рынок начнёт работать на новой платформе со следующего дня. А отсечка – сегодня. Ссылаюсь на совет персонального менеджера, они связываются между собой. Вишу на линии, долго слушаю музыку. Появляется голос менеджера. Да, говорит, вариант с Квиком отпадает. Что делать дальше? Ну, говорит, можете подождать, пока починят Метатрейдер. Или подавать поручения по телефону. Но это платно. Стоит 10, 100 или 1000 рублей (не суть, даже вникать не стал). Т.е., товарищ признаёт, что большой косяк с работой терминала на их стороне, а единственный альтернативный вариант управления позицией – платный. Ладно, думаю, потом все эти недовольства к их работе. Время ближе в концу торгового дня, надо разобраться с позицией. Звоню, чтобы подать телефонную заявку. Долгая некачественная музыка в трубке. Наверно, все активно трудятся над восстановлением Метатрейдера. Пока там кто-то ответит, цена акций Мечела успевает скакнуть на пару процентов. Искренне сочувствую тем, кто не освоил торговые терминалы. Ведь и сейчас есть люди, которые пользуются телефоном для подачи заявок. А раньше и альтернатив-то не было. О какой внутридневной торговле можно вести речь. Этим мог заниматься только сам брокер, который принимал заявку по одной цене, а потом дожидался удобного момента для её исполнения. Золотая жила… Ход моих мыслей прерывает долгожданное «алё» в трубке. Оформляем и подтверждаем заявку. На этом сотрудник брокера разговор завершает. Но ведь у меня есть ещё позиции для закрытия. Время 18.20. Снова звонок. Снова музыка. 18.30, 18.40, 18.45. Торговый день завершён, ставок больше нет. Дивиденды по НЛМК нужно будет вернуть в кассу…