В ожидании 14 сентября (заседания Центрального банка России) ряд экспертов прогнозируют начало тренда повышения процентных ставок. Действительно, рубль продолжает падать, доходность по облигациям федерального займа растет и уже превышает 9% годовых «к погашению» для новых ОФЗ, а ключевая ставка все еще на очень низком уровне – всего 7,25% годовых. Но будет ли рост ставок существенным?
В прошлый раз ключевая ставка была повышена до 17% в ночь с 15 по 16 декабря 2014 года. В этот день рынок отреагировал существенным ростом (до 80 рублей), а затем существенным снижением курса (ниже 50 рублей) и дальнейшем огромной волотильностью по валютной паре.
Однако сломить тренд ослабления повышением ставки ЦБ так и не смог, после резкого укрепления курс продолжил падать и достиг 86 рублей за доллар в конце января 2016 года. К слову, в это время ЦБ уже перестал играть со ставкой, и она составляла 10,5% годовых.
Почему ставка не была увеличена вновь? Думаю, госпожа Набиуллина осознала бесперспективность повышения ставки в случае резкого падения рубля, при этом широко применялись другие механизмы: сжатие рублевой ликвидности, повышения доступности межбанковских кредитов в валюте.
В заключении прошлого поста «Доллар или рубль?» я предостерегал от немедленной продажи валюты. Но однозначного вывода о моменте продажи доллара не сделал. В этом посте постараюсь раскрыть тему.
Чтобы понять, где продавать, нужно сначала оценить максимально возможный курс при текущих экономических условиях.
Для меня очевидно, что курс «сильно выше 70-80» для нашей власти не очень нужен. Резкое повышение, с закреплением на этих уровнях, приведет к серьезному разгону инфляции и положительный эффект от девальвации сойдет на нет. Придется в срочном порядке индексировать выплаты бюджетникам и наращивать расходы. При этом данной цели у правительства точно нет. В противном случае повышение пенсионного возраста и увеличение НДС были бы совершенно ненужными процедурами.
Но что значит «сильно выше 70-80»? Если ли вообще силы и средства у ЦБ сдержать курс? И тут ответ — однозначно да. Грубое деление всей денежной массы на размер золотовалютных резервов показывает, что при курсе 95-100 наш центральный банк может скупить вообще все рубли. Разумеется, делать он этого не будет, иначе экономика просто остановится, но серьезного выхода реальной инфляции за 10% годовых — однозначно не допустит.
Итак, сначала нужно разобраться, адекватен ли текущий курс рубля текущей коньюнктуре? У Алексея Кречетова сбалансированный курс получается на уровне 70 рублей за доллар. Я в своих прогнозах придерживаюсь похожих значений.
В свое время (2014-2015 годы) вычислял сбалансированный курс на основе денежной массы и размера инфляции. Затем понял, что будущий курс можно просто экстраполировать на основе динамики изменения стоимости доллара в период с середины 1999 года по начало 2003.
По всей видимости, в эти годы была не велика спекулятивная составляющая и курс рубля медленно и стабильно падал к доллару. Никто уже специально не сдерживал его падения, но инвестиции в экономику еще не хлынули рекой.