В первом ближайшем контракте Брента наблюдается бэквордация между июльским и июньскими фьючерсами. В других контрактах пока сохраняется контанго. Считается, что бэквордация — бычий признак. Данная ситуация возникла впервые с лета 2014 года, когда котировки нефти упали со 130 долларов до 50 долларов за баррель и затем в 2016 году упали до 30 долларов.
Московская биржа повышает с 30 мая 2016 года шаг цены по спот-инструментам валютного рынка «доллар США — российский рубль», «евро — российский рубль», «фунт стерлингов — российский рубль», «белорусский рубль — российский рубль», «казахстанский тенге — российский рубль» и «украинская гривна — российский рубль» до 0,0025 рубля. Ранее шаг цены по данным инструментам составлял 0,0010 рубля.
Укрупнение шага цены инициировано участниками рынка и будет способствовать улучшению ликвидности биржевой книги заявок.
Комитет по валютному рынку Московской биржи рекомендовал 7 апреля 2016 года повысить шаг цены по спот-инструментам валютного рынка до 0,0025 рубля с 0,0010 рубля.
По другим спот-инструментам и сделкам своп шаг цены не изменится.
Банк России опубликовал данные мониторинга деривативных позиций банков на внебиржевом рынке. По объему операций с деривативами этот рынок существенно больше тех операций, которые банки выносят на срочный рынок Московской биржи. Часто это сделки с крупными корпорациями из реального сектора, преимущественно экспортерами.
По данным ЦБ РФ, на 1 марта 2016 года банками было продано внебиржевых опционов на сумму в 30 754 млн. долларов США, из них 29 439 млн. долл. США опционы, проданные клиентам-нефинансовым организациям на срок до 1 года. При этом объем купленных опционов почти в 10 раз меньше — всего 3 883 млн. долл. США на срок до 1 года.
Исходя из этой огромной позиции банки часто подыгрывают себе, манипулирую курсом на рынке базового актива (валютный рынок Московской биржи).
При этом 75% оборота производных инструментов на внебиржевом рынке приходится на два банка из выборки ЦБ РФ (всего в выборке 148 банков по валютному рынку и 21 банк по деривативам).
Срочная новость с фондового рынка России. Индекс ММВБ обновил исторический максимум. Сбербанк обновил исторический максимум, Газпром открылся резким гэпом в район 165 рублей.
Фьючерсы Брент вышли выше 45 долларов за баррель и обновили максимумы 2016 года. Как утром я сообщал нефтяных хрониках, после выкупа «дохийского гэпа» сохранялся перевес в колловой зоне, что мы сейчас и видим. «Быки» в нефти пошли в атаку на новые уровни. Вероятно, 50 долларов за баррель будет весьма манящей целью для них уже в июньском контракте. Напомним, что июнь находится в бэквордации к июлю, что является бычьим признаком для нефти.
Нефтяные хроники спешат вам сообщить о том, что рынок нефти бычит. Об этом свидетельствует не только вчерашнее движение базового актива — фьючерса на нефть марки Брент, который вышел выше 45 долларов США, отрисовав годовые максимумы 2016 года. Но и поведение опционных трейдеров нефти. Они активно покупали волатильность в опционах около денег и вне денег.
В путовой зоне была прямо противоположная ситуация — шли продажи опционов типа «пут». Это говорит о том, что пробой 45 истинный и можно ожидать продолжения роста цен на нефть. Вероятно, сохраняется вероятность выхода в деньги июньских опционов около 50 долларов США. Конечно, осталась всего лишь неделя. Но нефть может проявить чудеса и ускориться после пробоя 45 долларов.
Выкуп «дохийского гэпа» оказался мощным бычьим паттерном во фьючерсах на нефть. Ни шейхи решают, какой быть цене на нефть, а институциональные трейдеры, имеющие собственные представления о ее справедливой стоимости в текущий момент времени.
Напомним, что один из самых авторитетных прогнозов дал исполнительный директор Vitol, который считает справедливым диапазон нефти между 40 и 60 долларами со средней в 50 долларов.
Управляющие из хедж-фондов добрались и до серебра. Исторически золото и серебро связано серьезной корреляцией. Однако золото в глобальном биржевом мире стало индикатором страха, в то время как серебро индикатором аппетита к риску. Как результат, глобальные инвесторы стали использовать соотношение цен золота и серебра как текущую фазу состояния рынка. Сегодня мы наблюдаем ралли в серебре, оно вышло на 10-месячные максимумы. Это позитив для рисковых активов по всему миру. Глобальные инвесторы стали активно покупать товары, акции и рисковые облигации по всему миру.
Второй день подряд на рынке нефти продают волатильность. По этой причине происходит невнятный боковик между 40 и 45 страйками. В понедельник его лишь оживил «дохийский гэп» и то ненадолго. Полеты нефти проходят под жестким контролем продавцов опционов. До экспирации июньской серии опционов остается неделя и присутствует вероятность того, что кто-то удачно хочет пройти эту экспирацию. Однако говорить с уверенностью, что новой атаки на 40-й или 45 страйк мы не увидим, пока преждевременно.
Визуально видно, что в зоне коллов продажи шли менее активно, чем в зоне путов (красные точки — 18 апреля, синяя линия — 19 апреля). Поэтому с определенным допуском можно предположить о новых атаках 44-45 долларов за баррель. Вопрос лишь, как долго «быки» просидят в засаде перед данным событием.
Прогнозы по нефти со стороны экспертного сообщества сейчас выглядят удручающими, словно их дают «убийцы волатильности»: 2016 год — 40 долларов, 2017 год — 45 долларов. Естественно, по 5 долларов в год речь может идти только о средневзвешенной величине. И то, надо понимать, что «цены на нефть может прогнозировать только Аллах» (известная цитата министра нефти Саудовской Аравии). Волатильность вернется, ее надо ждать. Пока же метания в диапазоне продолжаются. 40 долларов в понедельник были протестированы как поддержка (ранее февраль-март это было сопротивление).
«Индикатор страха» на глобальных рынках — это, несомненно, доходности американских казначейских облигаций (особенно короткие дюрации). Их резкий рост свидетельствует о глобальных проблемах с ликвидностью (США является основным экспортером капитала в мире), и их снижение говорит об аппетите к риску.
На вчерашних торгах 6-месячные векселя в доходности снизились до 0,35%, что в 1 базисном пункте от минимума 2016 года. Данный факт позитивен для рисковых активов (акции, нефть, валюты развивающихся экономик). 1-летние трежерис и вовсе упали ни минимумы года. Однако для прорывного роста в рисковых активов необходимо, чтобы трежерис пошли еще ниже — обновлять минимумы 2016 года. Тогда капитал с американского рынка трежерис щедро прольется по всему глобальному биржевому миру, в том числе и по российскому рублю.
«Дохийский гэп» в нефти Брент удивил многих. Лишь старожилы из числа институциональных трейдеров на этом рынке были к нему готовы. По их мнению, нефти дешеветь ниже 40 долларов США уже не стоит, но и подталкивать котировки выше 43-45 пока также они не спешат. Как итог, вчера агрессивно продавали волатильность в зоне путов и в зоне коллов.
зеленая линия — 23-е марта; красные точки — 15-е апреля; синяя линия — 18-е апреля (по оси x дельта опционов; ось y — их цена)
В базовом активе это проявилось в закрытии «дохийского гэпа» и закрытии Брента на уровне пятницы. Словно и не было гэпа через выходные. То есть, сессия получалась «смазанной». На американской сессии и вовсе активность была крайне низкой, что бывает весьма редко. Это не похоже на ту нефть, которая может жестко вылетать по несколько долларов за пару минут. Причина очевидно — продавцы волатильности взяли под контроль вчерашние торги. Данный момент отражает кривая скью на рисунке выше.
Сохранится ли такой же характер торгов и сегодня? Это риторический вопрос, об инерации вчерашнего поведения игроков говорить преждевременно. Однако проход зоны 43-43,2 дал бы шанс на повторный тест отметки в 45 долларов. Но нельзя исключать и коварной боковой игры между 40 и 45 долларами.