На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов экономики является экономический кризис. Последние годы это явление стало носить глобальный характер, и что самое главное, каждый последующий мировой финансовый кризис не похож на предыдущий.
Мировой финансовый кризис 2008-го года (иногда его называют «великая рецессия») – это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре-октябре 2008 года в форме сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.
Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надѐжные заѐмщики. Летом 2007 года постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрѐл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объѐмов производства, снижении спроса и цен на сырьѐ, росте безработицы.
Возникновение кризиса связывают со следующими факторами: дисбаланс международной торговли и движения капиталов; обесценение доллара США на протяжении 2002-2008 годов породило уменьшение его использования рядом стран в качестве резервной валюты, и даже попытки перехода на другие валюты в международных расчетах, что
252
привело к возникновению кризисных явлений в отдельных сферах экономики США, перегреву экономик в других странах и аномальному ценообразованию на товарных рынках;
— общая цикличность экономического развития;
— перегрев кредитного рынка и явившийся его следствием ипотечный кризис;
— высокие цены на сырьевые товары (в том числе, нефть);
— перегрев фондового рынка;
Безусловно, кризис зародился в Америке, после чего переродился в глобальный. Главной характеристикой всех экономических кризисов является перепроизводство экономических благ, после чего следует снижение производства, чтобы возобновить равновесие между спросом и предложением. В России после наступления кризиса объемы промышленного производства значительно снизились. Возьмем, к примеру, металлургическую отрасль и проанализируем ее объемы производства.
В сентябре производство стали в России снизилось до минимума с начала 2011 года. Согласно данным агентства «Металл-Курьер», которые приводит газета «Коммерсант», выпуск стали за месяц составил 5,4 млн. тонн. По сравнению с январем 2011 года этот показатель снизился на 8,6%, по сравнению с мартом (пиковый выпуск стали за 2011 год) – на 10%. Ежемесячное производство стали в России в 2011 году составляло 5,7-5,8 млн. тонн. Издание отмечает, что наибольшее снижение объемов производства демонстрируют небольшие заводы, некоторые из них сократили выпуск стали на 30%. Выпуск черного металла крупными производителями падает меньшими темпами. Так, «Северсталь» в сентябре произвела 906 тыс. тонн, что на 9,3% меньше августа 2011 года. Предприятия Evraz Group снизили объемы производства в среднем на 5,7%, комбинаты «Металлоинвеста» уменьшили выпуск стали на 2,8%.
Снижение производства стали в России металлурги объясняют сезонными колебаниями, нестабильностью на мировых рынках и падением цен на черный металл. Также негативное влияние на рынок оказывает Китай. На КНР приходится 50% мирового потребления стали.
Мировые цены на сталь снижаются с апреля 2011 года. К сентябрю сталь подешевела в СНГ на 13%, в США – на 23%, в Китае – на 5%. Вслед за снижением цен на конечный продукт мировые производители черного металла стали сокращать объемы выпуска в среднем на 1-2% в месяц. Похожая ситуация на рынке стали наблюдалась в августе 2008 года. Тогда снижение мирового потребления, вызванное финансовым кризисом, привело к остановке многих металлургических предприятий по всему миру.
Снижение производства в России остается неоспоримым фактом на сегодняшний день, и с этим никто не поспорит.
Среди макроэкономических индикаторов, которые сегодня позволяют более оптимистично оценивать способность российской экономики противостоять кризису, можно отметить следующие. Во-первых, существенным образом изменилась долговая ситуация. Если в 2008 г. на долю краткосрочных заимствований частного сектора приходилось 80% общей
253
суммы долга, то в настоящее время эта цифра равна 20%. Во-вторых, Россия – одна из редких стран, где общий объем международных резервов ($532 млрд.) покрывает весь национальный внешний долг. В-третьих, устранены многие из дисбалансов, которые в 2008-2009 гг. привели к резкому падению объемов ВВП. Это, прежде всего, относится к инвестиционной и кредитной активности в экономике, где сегодня риски регулируются заметно лучше, чем в 2008 г. И наконец, в-четвертых, несмотря на сохранение высокого уровня бюджетных расходов, запас прочности государственной финансовой системы далеко не исчерпан. Так, по нашей оценке, в текущем году федеральный бюджет может быть сбалансирован при среднегодовой цене нефти марки Urals в $92 за баррель, что заметно ниже официальной оценки в $108 за баррель. И это при том, что за девять месяцев 2011 г. средняя цена сложилась на уровне $107.
В следующем году даже в случае сохранения нефтяных цен на высоких уровнях мы ожидаем снижения уровня зависимости бюджета от нефти, что будет достигнуто за счет проведения реформ и перепланировки бюджета в послевыборный период. К числу таких реформ можно отнести изменения в налоговой сфере (включая введение новых ставок налога на недвижимость и землю), пенсионной сфере (увеличение социальных выплат и возможное увеличение пенсионного возраста), либерализацию тарифов (что приведет к сокращению бюджетных субсидий и увеличит денежные доходы и инвестпрограммы в инфраструктурной области), введение льготных налоговых ставок для новых инвестиционных проектов, особенно в части модернизации экономики. Все это может, по нашей оценке, уже в следующем году снизить уровень средней цены на нефть для сбалансированного бюджета до $75-80 за баррель. Это позволяет нам утверждать, что пока мы не наблюдаем фундаментальных причин для прогнозирования масштабного финансового кризиса в стране.
Россия является одним из ведущих экспортеров нефти и газа, это действительно так! На сегодняшний день себестоимость нефти составляет 31,5$ за баррель, а себестоимость газа 15-22$ за кубический метр. Если брать в расчет только нефть, то ее сегодняшняя цена на фондовом рынке составляет порядка 108-115$. На первый взгляд все очень хорошо. И если опираться на теории экономистов прошлого времени, таких как А.Смит, Д.Рикардо, то Россия все делает так как надо. Но это до тех пор, пока кто-нибудь на рынке не предложит те же самые ресурсы только на порядок дешевле. А такой продавец уже начинает внедряться на рынок, и его имя США.
Почему у них сырье дешевле? Именно сланцевый газ, на добычу которого сегодня делают упор частные компании Соединенных Штатов, позволил Вашингтону почти полностью отказаться от импортирования из Египта и Катара сжиженного топлива для собственных нужд. И весь газ из этих стран оказался на европейском рынке, сбивая тем самым на него цены. Нравится это кому-то или нет, но этим и была начата «сланцевая революция» в мировой газовой отрасли. Рынок газа и его структура постепенно меняются, все больше напоминая его передел.
254
Однако не успели утихнуть ожесточенные споры вокруг сланцевого газа, который уже потеснил интересы компаний, специализирующихся на традиционной добыче и сжижении «голубого топлива», как чертом из табакерки возникла еще одна, можно сказать, нанноальтернатива: добыча из сланцев нефти. По описаниям экспертов, технология ее добычи почти такая же, как в случае со сланцевым газом. С той разницей, что горизонтальную трубу располагают немного глубже – на уровень, где залегают более тяжелые конденсат и нефть. Для того, чтобы нефть вытекала в трубу, при горизонтальном бурении проводят специальные гидроразрывы.
Как и в случае со сланцевым газом, пионерами в разработке и добыче сланцевой нефти стали США. На сегодняшний день самым удачным примером в этой сфере является месторождение Баккен, расположенное на площади в 65 тысяч квадратных километров в штатах Монтана, Вайоминг и Северная Дакота. Несколько лет назад запасы нефти оценивались здесь в 150 млн. баррелей, но по мере уточнения при ее разведке эта цифра достигла, по оценкам американских специалистов, умопомрачительных размеров – 11 млрд. баррелей. Как указывают специалисты, толщина нефтесодержащих сланцев в Баккене составляет 40 метров на глубине около 3 километров. Здесь, как отмечает американская печать, уровень рентабельности сланцевой нефти дает очевидные финансовые преимущества. За последнее время доля нефти, добываемой на полях Баккена, выросла с 1% до 6% от всей американской, и она продолжает увеличиваться. По сообщениям специалистов, сейчас на его сланцевых полях ежесуточно добывается более 300 тыс. баррелей – только за прошлый год рост составил более чем 40%. Месторождение при этом имеет более 4 тыс. горизонтальных скважин. Предполагается, что в ближайшие годы добыча сланцевой нефти в Баккене достигнет 700 тыс. баррелей в сутки.
Западные эксперты утверждают, что запасы сланцевой нефти в США в пять раз больше, чем обычной в Саудовской Аравии. По сообщениям специалистов из Johnson Rice&Company, частные компании, вдохновленные успехами добытчиков нефти на месторождении Баккен, провели пробное бурение на наличие нефти на сланцевых полях месторождения Найобрара, что на границе Дакоты и Небраски. Результаты обнадежили – нефть есть, и теперь компании оформляют права на собственность и бурение этой земли для добычи нефти из сланцев новым, горизонтальным способом.
Если проанализировать ситуацию, то можно предположить что цена на нефть будет в несколько раз меньше сегодняшних цен и основным экспортером такого ресурса станет страна, у которой себестоимость добычи нефти ниже, чем у стран конкурентов. И теперь пришло время предложить иные пути развития экономической жизни России. Давайте представим, что экономика – это больной пациент, сердце – это биржа, банки – кровоснабжающие органы, кровь – это деньги. Прежде всего, следует вылечить сердце экономики – фондовую биржу. Это сделать достаточно сложно. Но проанализировав рынки большинства развитых стран и намерения инвесторов, можно утверждать, что сделать это возможно.
255
Во-первых, необходимо создать различные фондовые индексы, независимые друг от друга. Нужно создать индекс для машиностроения, горнодобывающей отрасли, сырьевую, товарную, валютный ндекс, индекс предприятий обеспечивающих население продукцией потребительского назначения. Для чего все это делается? Каждая индекс формирует индекс цен на акции, которые торгуются на ней, и если акции будут находиться в своем секторе, то это определит причину внутриэкономического дисбаланса. Увеличится количество эмитентов и деривативов (бумаг вторичного рынка), что позволит расширить ликвидность пополнения валютного фонда.
Следующей мерой изменения экономики является поиск новых месторождений с низкой себестоимостью. Это должны быть такие добывающие предприятия, на которых ведется добыча золотых, никелевых, палладиевых, серебряных, платиновых руд и, конечно же, руд черных металлов. Увеличение добычи драгоценных металлов позволит не только увеличить их продажу по рекордно высоким ценам, но и закрепить ликвидность национальной валюты.
Так же следует начать добычу сланцевой нефти и газа, что позволит снизить цены на топливо на внутреннем рынке и остаться крупнейшим экспортером на внешнем рынке.
Создание энергетического союза с Китаем, Индией и Японией (а в последующее время и с другими азиатскими странами) позволит увеличить экспорт ресурсов и выйти на первое место в мире по скорости оборачиваемости капитала.
Данные меры увеличат численность занятого населения, сократят безработицу, уменьшат инфляцию, увеличат уровень ВВП, ВНП, ЧНД и, следовательно, повысят качество жизни населения. Данные меры позволят России выйти на ведущее место в экономике. На сегодняшний день это достаточно проблематично и мы не можем с уверенностью утверждать и прогнозировать экономическое состояние своей страны через пять или десять лет. Приняв данные меры, это будет более реально. И Россия станет поистине великой страной с великой экономикой.