ИНФЛЯЦИОННЫЙ ТОРНАДО И ЕГО ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ — У “НИХ” И У НАС
1. Начну с поведения кривой доходности в последнее время, а именно с предположения о причинах флэттенинга. У спроса на длинный край есть два основных драйвера. Во-первых, готовность ФЕДа использовать дефляционные инструменты для обуздания инфляции и продемонстрированная серьезность намерений правительства к проведению антиинфляционной политики (риторика последних дней членов ФЕДА, г-жи Йеллен, переназначение г-на Пауэлла, обнуление двойного манадата). Это поощряет позитивный сентимент: инвесторы верят этому и уходят из коротких низких ставок в более привлекательные длинные, т.е. фактически прайсится неинфляционный сценарий. Во-вторых, инвесторы понимают, что наступает и, вероятно, продолжится замедление в связи с грядущим сжатием ликвидности, последствиями инфляционного спайка и фискально-бюджетной экспансией — и выходят из high risk-on (акции, high yield, коммодитиз) в умеренный риск (10-летние трэжерис).
ЭКОНОМИКА РОССИИ: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГОСУДАРСТВЕ И СОЦИАЛЬНЫХ КОНТРАКТАХ ___
1. Для начала пару слов о современном представлении специалистов в области общественных наук о общественноМ договоре. Общественный договор — это метафора или фигуральное определение, имеющие под собой экономическую логику. Когда спрос с предложением находят друг друга, заключается сделка, т.е. контракт. Контракт — это всегда договоренность между двумя или более участниками о выполнении каких-либо действий друг по отношению к другу с заранее определенными целями и оговоренными условиями.___
2. Государство, точнее его продукты, также могут быть объектом спроса и предложения: у людей может возникать спрос на услуги государства, за которые люди готовы заплатить налогами и трансакционными издержками. Кроме того, государство может предлагать обществу услуги и продукты, пытаясь определить, нужны ли они, и найти подходящую цену, за которую общество готово эти услуги купить. Такой подход характерен для либерализованных и демократических обществ. Третий вариант — не рыночный — когда люди не уверены, хотят ли покупать услуги и продукты, предлагаемые им конкретным государством, но за неимением политической конкуренции и закрытости, такое государство может эти услуги навязать и принудить людей к их покупке. ___
ПОЧЕМУ СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОФТ-АВТОКРАТИЯХ — ЭТО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Вопрос о социальной трансформации, наверное, один из самых часто задаваемых мне “нерусскими” коллегами. Почему Восточная Европа интегрировалась в большую Европу на всех экзистенциальных уровнях, в том числе ментальных, а русские нет. Почему Юго- Восточная Азия, имея совершенно иной, нежели Западные странф, историко-культурный код, движется в сторону «либерального» государства и это поддерживается населением? Почему вы поддерживаете, судя по более или менее достоверным социальным срезам, нынешнего лидера, при этом терпите коррупцию, подчинение, гигантское неравенство и перманентное падение доходов, одновременно ни на йоту не доверяя власти в целом (как собственно и друг другу)? С другой стороны и от российских резидентов — интеллектуальных и не очень - я слышу вечные рассуждения об исторических генах, особых условиях и неформатной ментальности российских граждан...
Делеверидж: несколько простых причин для снижения государственного долга. Растущий государственный долг сегодня — это плохая новость для экономики завтра. И не только для экономики.
Как мы знаем, Конгресс приостановил действие потолка госдолга федерального правительства до декабря 2021 года, и долг продолжает расширяться. В целом, за последние два года правительство увеличило федеральный долг на 6 триллионов долларов, что эквивалентно 47 000 долларам на каждое домохозяйство.
Политический кризис, вызванный спорами о лимите долга, безусловно, отражается на фондовых рынках, хотя, как мы наблюдаем, и незначительно, поскольку процесс согласований между демократами и республиканцами по этому вопросу — явление регулярное и не критичное. Проблема значительно глубже: дальнейшая долговая экспансия может подорвать рост, вызвать рецессию, нивелировать усилия монетарных властей по сдерживанию инфляции и породить огромное налоговое бремя в будущем.
ЭКОНОМИКА: ПАРУ СЛОВ ОБ ИНТЕРЕСАХ ВЛАСТНЫХ ГРУПП В РОССИИ....
1. Недавно — 17.10-24.10 — ЦБ вновь поднял ставку, и я вновь читаю и слышу возмущенные реплики моих широко известных в публичном пространстве и узких профессиональных кругах либеральных коллег со следующим общим посылом: почему же власти поднимают ставку в условиях выдыхающегося постпандемического роста, 30% закредитованности населения (каждый третий рубль россиянин должен кредитной организации), неудовлетворенного спроса и сжатого предложения, снижающихся доходов населения и не уменьшающегося ковидного навеса? Разве не вернее сконцентрироваться на поощрении экономического роста, расширения выпуска и роста конкуренции и на облегчении регуляторных и фискальных барьеров, как более фундаментальных и долгосрочных факторах сдерживания инфляционного расширения? Ведь высокая ставка будет давить на кредитоспособность и инвестиционные предпочтения, увеличит затраты всех агентов и безусловно ограничит потребительскую активность?
2.
Бюрократия является исполнительным ресурсом государства.
В общих чертах государство имеет три функциональные ипостаси: законодательную, исполнительную и арбитражно-судебную. Эти функции осуществляются через систему госорганов — бюро, имеющих вертикальные иерархические структуры.
Источником доходов и бюджетов бюро являются доходы государства, т.е. налоговые поступления от агентов, которые взамен ожидают от государства выполнения его обязательств. Конкуренция бюро сфокусирована на максимизации своих прав и возможностей в получении и росте бюджета, что является одним из базисов мотивации бюро и, соответственно, его служащих — бюрократов.
Бюрократы — это люди, обеспечивающие функционирование бюро и поставку “продуктов” государства конечному потребителю. Существенным признаком бюрократии является тот факт, что она не избирается, а назначается вышестоящей бюрократией. Это, в числе прочего, определяет мотивацию бюрократа как рационального агента.
Свободная рыночная экономика — наиболее эффективное экономическое устройство современного общества для инклюзивного социального развития в целом — технологического, культурного, гуманистического.
Основано на непротиворечивых эволюционных особенностях человека как эгоистического субъекта природы — биологического вида и рационального социального агента.
Частная предпринимательская инициатива, возможность свободной конкуренции, меритократия, бесспорность естественных прав, личных свобод и частной собственности являются базовыми компонентами для построения и развития эффективных и гуманистических социальных институтов, необходимых для индуктивного экономического развития
Клюшка Маклосски, Концепция этапов роста Ростоу, Корпус Теорий Модернизаций, Теорема Коулза, Теория Пятисекторной Модели Экономики Кларка-Фишера, модели и концепции Новой Институциональной Экономики, различные модели роста и пр. - на длинных тайм-фреймах эмпирически бесспорно иллюстрируют данные постулаты.
Ключевые точки:
рыночный капитализм — наиболее эффективная экономическая форма хозяйствования
государство Порядков Открытого Доступа, ограниченное обеспечительными и арбитражными функциями, — наиболее эффективная институциональная форма общественной организации, обеспечивающая интенсивный экономический рост
низкий уровень государственного интервенционизма в экономике — один из ключевых драйверов стимулирующей среды для экономического развития и роста благосостояния населения
государственная бюрократия — главный источник опасностей и угроз для органического социально-экономического развития
экономика России и ее конкурентное место в мире не отвечают ее социально-экономическому потенциалу в силу отраслевого монофокуса и неразвитой системы социально-политических институтов, адекватных современному развитому государству