Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)
Преамбула: перепост перепоста автора — по причине еще более возрастающей актуальности. )))
ВЫДЕРЖКА ИЗ ПОСТА АВТОРА ОТ НОЯБРЯ 2021 ГОДА. АКТУАЛЬНОСТЬ ВОЗРАСТАЕТ.
1. Социальный контракт в автократиях и тоталитарных диктатурах характерен, по-мимо прочего, тем, что на вершине треугольника: государство — бизнес — общество — всегда находится власть, а номинальный вес двух остальных компонент соответственно всегда меньше веса государства, и может разниться между собой. В частности, такой паттерн социального устройства характерен для России: общество и бизнес находятся в подчиненном положении к власти. Этому есть очевидные причины, определяемые метисом, в частности исторически высокой дистанцией власти, низким уровнем индивидуализма и низкими коэффициентами терпимости во временных предпочтениях, т.е. неприятием изменений и неготовностью к рискам в связи с негативными ожиданиями и низким уровнем социального доверия. В числе прочих эти факторы порождают эффект колеи, закрепляемый, в свою очередь, современной авторитарной властью, поскольку такое положение вещей является оптимальным для удержания равновесия режима.
Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)
Преамбула: этот текст — перепост текста автора, опубликованного, в числе прочих, на данном ресурсе в ноябре 2021 года.
Представляется крайне актуальным на сегодняшний день.
ПОЧЕМУ СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОФТ-АВТОКРАТИЯХ — ЭТО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Вопрос о социальной трансформации, наверное, один из самых часто задаваемых мне “нерусскими” коллегами. Почему Восточная Европа интегрировалась в большую Европу на всех экзистенциальных уровнях, в том числе ментальных, а русские нет. Почему Юго- Восточная Азия, имея совершенно иной, нежели Западные страны, историко-культурный код, движется в сторону «либерального» государства и это поддерживается населением? Почему вы поддерживаете, судя по более или менее достоверным социальным срезам, нынешнего лидера, при этом терпите коррупцию, подчинение, гигантское неравенство и перманентное падение доходов, одновременно ни на йоту не доверяя власти в целом (как собственно и друг другу)? С другой стороны и от российских резидентов — интеллектуальных и не очень - я слышу вечные рассуждения об исторических генах, особых условиях и неформатной ментальности российских граждан...
Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)
Преамбула: этот текст — перевод первой части эссе автора для Heritage Foundation's Institute for Economic Freedom
Цивилизационный разлом — этический, идеологический, социально-политический — между развитыми демократиями и автократическими режимами достиг точки кипения в том, что в России сейчас приказано называть спецоперацией в Украине. Это запускает ряд глобальных социоэкономических и геополитических эрозий. При этом надо учитывать несколько важных нюансов.
Прежде всего, автократический полюс представляет из себя не только и не столько Россию. Он фактически включает в себя страны, которые можно разделить на три кластера режимов разной степени жесткости.
Первый — более или менее мягкие капиталистические софт-автократии, с интенсивно развивающейся рыночной экономикой, глубокой интеграцией в глобальные социально-экономические процессы, ростом доходов населения, умеренным и снижающимся репрессивным давлением, открытыми границами. Сюда можно отнести, в первую, очередь, Китай, Сингапур, Вьетнам и некоторые другие азиатские страны, ближневосточные монархии, ряд стран Южной Америки, некоторые бывшие советские республики, например, Казахстан или Азербайджан, сюда же до последнего времени относились Россия и Белоруссия.
Уровень человеческого капитала в России точно соответствует модели Естественных государств Норта, концепциям неравновесного социального контракта Бьюкенена, модели оседлого бандита Олсона и модели смещения автократий Асемоглу. Это видно не только по вакуумированному сознанию корневых масс, находящихся под облучением мощной, но незамысловатой пропаганды при одновременном ограничении доступа к альтернативной информации — в основном технически-репрессивном. Но это видно, в том числе, и по образу мышления большой доли населения, занимающегося интеллектуальным трудом.
Несколько слов о том, где сейчас находится американская экономика и отчасти прочие развитые экономики мира, и в чем причина большой тревоги о завтрашнем дне.
Тезисно ситуация выглядит примерно следующим образом.
• Стагфляция — неизбежный сценарий ближайшего будущего; дефляция и рецессия — наиболее вероятный экономический модус после стагфляции.
• Инфляционные факторы сместились преимущественно в немонетарную зону.
• Главные драйверы инфляции — на стороне предложения в производственной инфляции.
• Геополитические риски стимулируют рост товарных рынков — сырья, пищевых товаров и продукции первого передела.
• Регуляторы и власти ограничены в своих возможностях удержания экономики.
• Выбор властей в направлении экономической политики состоит либо в принятии прямой государственной экспансии и расширении социального дотирования, либо в резком смягчении фискально-бюджетной и ужесточении социальной политики при умеренном сворачивании монетарных стимулов.
Теперь чуть подробнее о перечисленном.
Стагфляция (снижение темпов экономического роста с одновременно растущей инфляцией) — фактически наступившая реальность. Кратко напомню три главных кластера факторов, приведших к настоящему состоянию экономики.
- Постковидные экстерналии: разрывы производственных цепочек, в первую очередь в области полупроводников; логистические локапы в силу изменения перемещений трудовой силы; избыточное монетарное и бюджетное стимулирование экономических агентов, от неэффективных компаний до частных домохозяйств, создавшее опережающий спрос относительно ограниченного выпуска, а также вызвавшее инфляцию активов.
- Выбранный вектор экономической политики: с приходом к власти демократов был активно продолжен кейнсианский курс — расширение государственной экспансии через рост инфраструктурного строительства, увеличение социальных программ и ужесточение фискального режима и давление на бизнес. Фактически госэкспансия создает эффект выдавливания, когда бизнесу, уже находящемуся в неблагоприятных условиях резкого удорожания факторов производства, в частности, рабочей силы, сырья и компонентов, приходится конкурировать с государством и нести еще большие фискальные издержки для финансирования госбюджета.
- Геополитическое обострение между “коллективным Западом” и российской автократией через прокси-конфликт между Россией и Украиной. Россия — корневой поставщик углеводородов в Европу, а вместе с Украиной — ведущий экспортер ключевых сельхозтоваров в мире. Текущий конфликт накладывается на вышеупомянутые факторы и создает риски значительного сырьевого и пищевого дефицита, по крайней мере, на время, пока альтернативные замещающие каналы не будут настроены и отлажены: сейчас стабильность сырьевого обеспечения Европы находится под вопросом. В этой связи конфликтная эскалация в Восточной Европе имеет очевидное прямое и косвенное влияние на экономику развитых и развивающихся стран, вызывая глобальные инфляционные спайки, угнетая экономическую активность и замедляя темпы экономического роста.
Что сейчас сигнализирует нам о неминуемых проблемах и уже начавшихся стагфляционных процессах?
Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)
Ускорение этатизма и интенсивная экспансия государства в подавляющем большинстве развитых и развивающихся стран — печальный тренд, который мы наблюдали в течение последних 20 лет.
В развивающихся государствах, таких как Россия или Китай, процесс “огосударствления” сопровождался усилением автократической системы социально-политического устройства и персонификации режима принятия решений.
В развитых странах государственная экспансия заключалась, в первую очередь, в искажении механизмов и институтов свободного рынка, демонтаже арбитражной экономической политики и выстраивании неокейнсианского фрейма дотаций, государственного стимулирования экономических агентов и вертикализации перераспределения благ. Естественным образом такие эрозии вызвали изменения во внутренних социально-институциональных базисах, например, в сжатии индивидуальных прав и свобод в обмен на безопасность, в расширении государственного донорства неэффективных экономических агентов (как индивидуальных, так и корпоративных) в обмен на увеличение фискальной и регулятивной нагрузки на тех, кто эффективен и фактически содержит бюджет, и т.д., и т.д.