Блог им. PaulPurifoy
Уровень человеческого капитала в России точно соответствует модели Естественных государств Норта, концепциям неравновесного социального контракта Бьюкенена, модели оседлого бандита Олсона и модели смещения автократий Асемоглу. Это видно не только по вакуумированному сознанию корневых масс, находящихся под облучением мощной, но незамысловатой пропаганды при одновременном ограничении доступа к альтернативной информации — в основном технически-репрессивном. Но это видно, в том числе, и по образу мышления большой доли населения, занимающегося интеллектуальным трудом.
Чем объяснить невежество, фатальное незнание и ложное знание, когнитивные искажения, неспособность к каузации и критическому мышлению (достаточно посмотреть на комментарии к моим постам, по крайней мере, к самым читаемым, и сделать срез по указанным параметрам. Результаты крайне любопытные, есть тема для небольшого исследования )? Навскидку можно привести три важных причины.
а) удержанием низкой инфляции и приемлемых потребительских возможностей,
б) снижением человеческого капитала, уровня знаний и критического мышления,
в) информационным вакуумированием,
г) усилением репрессивных механизмов.
Эти процессы находятся в основании автократии. Сейчас же, когда первый пункт больше не актуален вовсе на фоне беспрецедентных геополитических решений и их последствий, режим усиливает монополизацию информационных каналов и пропагандистское облучение, одновременно капсулируя сознание как плохо образованных масс, так и “белых” воротничков, теряющих способность к каузации ввиду, скажем прямо, не блестящего образования (деградирующего в последние 10 лет на всех уровнях) и националистическо-патриотической пропаганды.
Все это — плохое образование, недостаток знаний, пропагандистская радиация — меняют объективистскую картину мира и существенно понижают уровень критического восприятия действительности. Причем это касается как недавних выпускников ВУЗов, так и людей поколения 45 — 50+, получавших образование в позднем совке или ранней России, где общественные науки находились на уровне “их нет”, а то, что называлось общественными науками, можно причислить к лженауке с набором бессмысленных постулатов (я бы назвал это бредом, но наверное это будет слишком громко).
Помимо этого, условный “средний класс” (во всяком случае в российской интерпретации этого термина) годами приучался режимом к лояльности через потребительское удовлетворение, относительную социально-экономическую стабильность, ну и всю ту же пропаганду несколько более высокого уровня, чем вечерние эфиры центральных телевизионных каналов. Это привело, в числе прочего, к тому, что белые воротнички полностью утратили гражданскую пассионарность, необходимость информационной диверсификации через использование спектра каналов информации, а не моно-контента. И, как следствие, они, в целом, утратили способность и желание к критическому мышлению, удовлетворяясь однородной картинкой выстроенной властью альтернативной реальности, житейской и потребительской стабильностью, меркантилистской формой капиталистической экономики и национальным величием. Ну так теперь у них, похоже, осталось только первое и последнее из перечисленного.
Много раз я говорил и писал о том, что существует непреложная аксиома: как только автократия начинает смещаться из информационной в диктаторскую, как только режим окончательно персонифицируется, это автоматически означает, помимо прочего, интенсификацию подавления человеческого капитала и неизбежное падение общего уровня благосостояния граждан, поскольку фокус режима смещается с социально-экономической стабильности на внешнюю агрессию или внутренние репрессии, что вообще-то является новым равновесием в парадигме диктатуры. Эти два фактора — иногда это условия, иногда последствия - очень синергичны. Разговор о втором моменте из двух упомянутых я здесь опущу, а вот что касается первого пункта, напомню, что его причина — необходимость сдерживать развитие индивидуального самосознания и потенциала гражданской инициативы, т.е. гражданского общества.
Режиму необходима поддержка большинства, и до тех пор, пока режим не укоренился в зоне тоталитарной диктатуры и всеобщих гражданских репрессий на предельных уровнях (к чему страна сейчас близка как никогда с 1953 года), он будет всеми силами сохранять низкий уровень человеческого капитала как ядерного электората, так и потенциального меньшинства. Это — обязательное условие удержание лояльности и одобрения. Режим делал и будет делать это через те самые механизмы, которые я описал выше, в частности, через капсулирование сознания пропагандой и моно информацией при уничтожении большинства альтернативных источников, т.е. через укрепление информационной изоляции.
Это будет происходить до тех пор, пока диктатура не сдвинется далее — в тоталитаризм. Тогда все манипуляции с общественным мнением и человеческим капиталом будут бессмысленны, поскольку концепция тоталитарной парадигмы не предполагает необходимости получения лояльности и хотя бы видимой легитимности. Начинает действовать примат тотального страха и безусловного подчинения без каких- либо «белых коридоров», одобрений и исключений. Естественно, я иррационально надеюсь, что этого не произойдет.
Сегодня режим, сместившийся к диктатуре, стремительно и всецело свалился в идеологию национализма и внешнего врага, в том числе не только на уровне информационных манипуляций и пропагандистского контента, но и на уровне официальной государственной политики. Мы все знаем о разнарядках по идеологическим урокам и в школах, и вузах, что для цивилизованного человека является дикостью и в очередной раз напоминает опыты тоталитарных диктатур 30-х годов. Помимо этого нынешняя ситуация позволяет не просто индоктринировать концепцию внешней угрозы в пропагандистской повестке, она позволяет доводить ее до максимальной риторической и эмоциональной истерии, сплачивая все большие слои населения и склеивая их милитаристско-националистическими нагнетанием (опять напрашиваются аналогии с тоталитарными режимами Европы первой половины 20 века).
Поэтому нет никаких сюрпризов в том, почему режим получает существенную легитимную поддержку во всех слоях населения — от чернорабочих до доцентов. Уровень человеческого капитала намеренно и системно понижался и понизился до уровня, соответствующего типичной агрессивной диктатуре, то есть до очень низких пределов. Это — совершенно модельная ситуация для всех диктатур 20 века.
И без того крайне невысокое качество образования, которое последовательно снижалось, как минимум, последнее десятилетие, усилилось информационными искажениями, что привело, в общем, к тому уровню критического сознания, к тому уровню знаний вообще, к той искаженной картине мира, которую мы можем идентифицировать сейчас по многим источникам и метрикам. Например по уровню поддержки нынешних действий властей или, в частности, по комментариям на ресурсах, априори предполагающих интеллектуальную тематику, например, экономическую, инвестиционную, политологическую, социологическую. По тому, в каком мракобесии, дремучем невежестве и элементарном незнании обсуждаемых и комментируемых тем пребывают люди предположительно образованные или, как минимум, с пониманием предмета, можно судить об общем уровне современного человеческого капитала в этой стране. Иногда это страшит, иногда веселит, но уже никогда не удивляет.
Зато есть выборка для исследований. Можно заняться на досуге.
Dobermann, ложность (обычно) означает НАМЕРЕННОЕ усложнение текста. Автор накручивает белиберду вокруг отсутствия мысли. Наукообразная хрень — не единственный способ запудривания мозгов. «Канцелярит» — то же самое. Типа, вместо «Мы провели школьный субботник», говорить «В субботу, администрацией и учительским составом было организовано общешкольное мероприятие по облагораживанию пришкольной территории, учебных, спортивных и подсобных помещений а так же блаблабла». Цыганские гороскопы — то же самое. Да мало ли...
Тут, явно, человек гонит откровенную пургу. Ты можешь понять
с первого прочтения? Я понял с третьего: это бессмыслица.
божественно!
Зададимся простым вопросом, а где вообще в мире хорошее образование? Если типичное школьное, то вообще мало где. В Нидерландах и где-то рядом. Но уж точно не в Калифорнии.
Если университетское, то да, в ШТАТАХ много прекрасных вузов. Продукт массовой иммиграции ученых во результате двух мировых войн и последующих мировых проблем.
Есть ли быстрый выход для России из порочного круга. Думаю, нет быстрого. И власти могут только вкладываться в долгую и верить, что внуки будут умнее.
В техническом образовании развитый IT-сектор в РФ подтверждает обратное — в России еще есть достойное математическое образование. Количество публикаций и цитирований по техническим наукам в иностранных журналах на душу населения вполне приемлимое (особенно с учетом низкого финансирования). Конечно, у меня есть небольшой «alma mater bias», потому что я заканчивал МФТИ, но, в целом, глобального провала в техническом образовании не наблюдаю.
Тут еще особенность в том, что базовое техническое знание меняется не с такой бешеной скоростью, как гуманитарное. Условно, квантовой теории уже скоро 100 лет, но её базовые постулаты по-прежнему актуальны. Матанализ ещё старше.
Только в бездну репрессий нас конечно же поведут не «физики», а «лирики», поэтому ваших тезисов мой коммент не отменяет, к сожалению.
Но Россия и в этом не оригинальна. Настоящих ученых — гуманитариев мало во всем мире. А вот «британских ученых» с модными глупостями везде полно.