Блог им. PaulPurifoy

ЭКОНОМИКА РОССИИ: ОБ УРОВНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА - БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ

Уровень человеческого капитала в России точно соответствует модели Естественных государств Норта, концепциям неравновесного социального контракта Бьюкенена, модели оседлого бандита Олсона и модели смещения автократий Асемоглу.  Это видно не только по вакуумированному сознанию корневых масс, находящихся под облучением мощной, но незамысловатой пропаганды при одновременном ограничении доступа к альтернативной информации — в основном технически-репрессивном. Но это видно, в том числе, и по образу мышления большой доли населения, занимающегося интеллектуальным трудом.

 

Чем объяснить невежество, фатальное незнание и ложное знание, когнитивные искажения, неспособность к каузации и критическому мышлению (достаточно посмотреть на комментарии к моим постам, по крайней мере, к самым читаемым, и сделать срез по указанным параметрам. Результаты крайне любопытные, есть тема для небольшого исследования )? Навскидку можно привести три важных  причины.

 

  • безусловно крайне низкий уровень высшего образования в стране, и не только высшего. Это справедливо и для СССР, за исключением некоторых естественно научных областей и точных наук, и тем более и в куда большей степени для современного государства, где уже никаких исключений нет. В установившейся и теперь сместившейся к диктатуре автократии это обусловлено последовательной редукцией качества образования через государственную политику недофинансирования и особенностями институционального каркаса автократического режима, не заинтересованного в гражданском самосознании граждан, поскольку это ведет к индивидуальной инициативе, а она, очевидно, — один из главных рисков существования автаркии.

 

  • последовательная индоктринация всеобъемлющей идеологической концепции, заключающейся в развитии  идеи национального величия, “русского мира”, “особого пути” и “хищного коллективного запада”, угрожающего российской государственности, который при этом «загнивает», разобщается, ослабляется и находится в конце своего цивилизационного пути. Это абсолютно канонический метод любой смещающейся в диктатуру автократии, поскольку режиму необходимо заменить в массовом сознании  факты и последствия стагнирующей экономики чем-то другим, и это “другое”, как правило, — внешняя угроза и национальное величие. Я писал об этом много раз в популярных статьях, это было одной из тем моих академических исследований в Стэнфорде. Отчасти мы наблюдали такие процессы в двух европейских диктаторских режимах в первой половине 20 века с тем только отличием, что их экономики интенсивно росли. Российская же  экономика последовательно стагнирует, несмотря на ущербный рост в 1%-2%, будто она США или Евросоюз. Все это делает информационное “облучение в вакууме” еще более интенсивным, националистический накал еще более горячим, а ухудшение качества образования и потерю способности к  критическому мышлению людей еще более быстрыми.

 

  • информационное вакуумирование и облучение пропагандой на всех уровнях и во все стороны — это то, что заменяет понимание  факта экономической  стагнации в сознании масс, это то, что вуалирует усиление репрессий и редукцию естественных гражданских свобод. Автократический режим вырезает возможность иметь альтернативное  мнение и высказывать его публично и в различных формах, режиму необходимо всеобщее одобрение. Причем это одобрение может быть стимулировано одновременно четырьмя механизмами:

а) удержанием низкой инфляции и приемлемых потребительских возможностей,

б) снижением человеческого капитала, уровня знаний и критического мышления,

в) информационным вакуумированием,

г) усилением репрессивных механизмов.

 

Эти процессы находятся в основании автократии. Сейчас же, когда первый пункт больше не актуален вовсе на фоне беспрецедентных геополитических решений и их последствий, режим усиливает монополизацию информационных каналов и  пропагандистское облучение, одновременно капсулируя сознание как плохо образованных масс, так и “белых” воротничков, теряющих способность к каузации ввиду, скажем прямо, не блестящего образования (деградирующего в последние 10 лет на всех уровнях) и националистическо-патриотической пропаганды.

 

Все это — плохое образование, недостаток знаний, пропагандистская радиация — меняют объективистскую  картину мира и существенно понижают уровень критического восприятия действительности.  Причем это касается как недавних выпускников ВУЗов, так и людей поколения 45 — 50+, получавших образование  в позднем совке или ранней России, где общественные науки находились на уровне “их нет”, а то, что называлось общественными науками, можно причислить к лженауке с набором бессмысленных постулатов (я бы назвал это бредом, но наверное это будет слишком громко).

 

Помимо этого, условный “средний класс” (во всяком случае в российской интерпретации этого термина) годами приучался  режимом к лояльности через потребительское удовлетворение, относительную социально-экономическую стабильность, ну и всю ту же пропаганду несколько более высокого уровня, чем вечерние эфиры центральных телевизионных каналов. Это привело, в числе прочего, к тому, что белые воротнички полностью утратили гражданскую пассионарность, необходимость информационной диверсификации через использование спектра каналов информации, а не моно-контента.  И, как следствие, они, в целом, утратили способность и желание к критическому мышлению, удовлетворяясь однородной картинкой выстроенной властью альтернативной реальности, житейской и потребительской стабильностью, меркантилистской формой капиталистической экономики и национальным величием. Ну так теперь у них, похоже, осталось только первое и последнее из перечисленного.   

 

Много раз я говорил и писал о том, что существует непреложная аксиома: как только автократия начинает смещаться из информационной в диктаторскую, как только режим окончательно персонифицируется, это автоматически означает, помимо прочего, интенсификацию подавления человеческого капитала и неизбежное падение общего уровня благосостояния граждан, поскольку фокус режима смещается с социально-экономической стабильности на внешнюю агрессию или внутренние репрессии, что вообще-то является новым равновесием в парадигме диктатуры. Эти два фактора — иногда это условия, иногда последствия -  очень синергичны. Разговор о втором моменте из двух упомянутых я здесь опущу, а вот что касается первого пункта, напомню, что его причина  — необходимость сдерживать развитие индивидуального самосознания и потенциала гражданской инициативы, т.е. гражданского общества.

 

Режиму необходима поддержка большинства, и до тех пор, пока режим не укоренился в зоне тоталитарной диктатуры и всеобщих гражданских репрессий на предельных уровнях (к чему страна сейчас близка как никогда с 1953 года), он будет всеми силами сохранять низкий уровень человеческого капитала как ядерного электората, так и потенциального меньшинства. Это — обязательное условие удержание лояльности и одобрения. Режим делал и будет делать это через те самые механизмы, которые я описал выше, в частности, через капсулирование сознания пропагандой и моно информацией при уничтожении большинства альтернативных источников, т.е. через укрепление информационной изоляции.

 

Это будет происходить до тех пор, пока диктатура не сдвинется далее — в тоталитаризм. Тогда все манипуляции с общественным мнением и человеческим капиталом будут бессмысленны, поскольку концепция тоталитарной парадигмы не предполагает необходимости получения лояльности и хотя бы видимой легитимности. Начинает действовать примат тотального страха и безусловного подчинения без каких- либо «белых коридоров», одобрений и исключений. Естественно, я иррационально надеюсь, что этого не произойдет.

 

Сегодня режим, сместившийся к диктатуре,  стремительно и всецело свалился в идеологию национализма и внешнего врага, в том числе не только на уровне информационных манипуляций и пропагандистского контента, но и на уровне официальной государственной политики. Мы все знаем о разнарядках по идеологическим урокам и в школах, и вузах, что для цивилизованного человека является дикостью и в очередной раз напоминает опыты тоталитарных диктатур 30-х годов. Помимо этого нынешняя ситуация позволяет не просто индоктринировать концепцию внешней угрозы в пропагандистской повестке, она позволяет доводить ее до максимальной риторической и эмоциональной истерии, сплачивая все большие слои населения и склеивая их милитаристско-националистическими нагнетанием (опять напрашиваются аналогии с тоталитарными режимами Европы первой половины 20 века).

 

Поэтому нет никаких сюрпризов в том, почему режим получает существенную легитимную поддержку во всех слоях населения — от чернорабочих до доцентов. Уровень человеческого капитала намеренно и системно понижался и понизился до уровня, соответствующего типичной агрессивной диктатуре, то есть до очень низких пределов.  Это — совершенно модельная ситуация для всех диктатур 20 века.

 

И без того крайне невысокое качество образования, которое последовательно снижалось, как минимум, последнее десятилетие, усилилось информационными искажениями, что привело, в общем, к тому уровню критического сознания, к тому уровню знаний вообще, к той искаженной картине мира, которую мы можем идентифицировать сейчас по многим источникам и метрикам. Например по уровню поддержки нынешних действий властей или, в частности, по комментариям на ресурсах, априори предполагающих интеллектуальную тематику, например, экономическую, инвестиционную, политологическую, социологическую. По тому, в каком мракобесии, дремучем невежестве и элементарном незнании обсуждаемых и комментируемых тем пребывают люди предположительно образованные или, как минимум, с пониманием предмета, можно судить об общем уровне современного человеческого капитала в этой стране. Иногда это страшит, иногда веселит, но уже никогда не удивляет.

 

Зато есть выборка для исследований. Можно заняться на досуге.

    ★2
    23 комментария
    Хуже хрени на свете может быть только наукообразная хрень.
    Konstantin Semenov, сложность восприятия не означает ложность. Извечный вопрос — должен ли пациент быть в курсе диагноза.
    avatar
    Dobermann, Хрень остается хренью даже если она сложна для восприятия))) Если в «типа научном социологическом тексте» вы видите слова «режим», «пропаганда» и т.д. — то это именно наукообразная хрень.
    Konstantin Semenov, у каждого свои способы верификации воспринимаемых тезисов, но про аргументы типа «хрень» я лично ранее ничего не слышал. Это чисто российское научное ноу-хау?
    avatar
    Dobermann, Что вас так расстроило? Это вы что ли с другого аккаунта разместили? Сожалею. 
    Konstantin Semenov, в профиль зайти не судьба? Я неплохо владею русским матерным, а вот с академическим образованием туго
    avatar

    Dobermann, ложность (обычно) означает НАМЕРЕННОЕ усложнение текста. Автор накручивает белиберду вокруг отсутствия мысли. Наукообразная хрень — не единственный способ запудривания мозгов. «Канцелярит» — то же самое. Типа, вместо «Мы провели школьный субботник», говорить «В субботу, администрацией и учительским составом было организовано общешкольное мероприятие по облагораживанию пришкольной территории, учебных, спортивных и подсобных помещений а так же блаблабла». Цыганские гороскопы — то же самое. Да мало ли...

     

    Тут, явно, человек гонит откровенную пургу. Ты можешь понять 

    "Чем объяснить невежество, фатальное незнание и ложное знание, когнитивные искажения, неспособность к каузации и критическому мышлению (достаточно посмотреть на комментарии к моим постам, по крайней мере к самым читаемым и сделать срез по указанным параметрам. Результаты крайне любопытные, есть тема для небольшого исследования )?

    с первого прочтения? Я понял с третьего: это бессмыслица.

    avatar
    Karkoon, да, только не знаю, можно ли это написать, ну, попробую — «чем объяснить тотальное засилье бы… а» 
    avatar
    Dobermann, да ладно. Смысл цитаты проще некуда: "Почему люди — дураки, меня не понимают?!" То есть, чушь.
    avatar
    Проявление некоторых знаний поведенческой психологии в вашем исполнении подействует не на всех.
    автор, тезисно можешь изложить?
    какая восхитительно фееричная хрень.

    божественно!
    avatar
    Viacheslav Ivanenkov, он всегда так пишет… и это еще не самое лучшее
    avatar
    " белые воротнички полностью утратили гражданскую пассионарность" -в таком случае были ли они пассионариями? И может ли пассионарий утратить пассионарность кроме как при гибели? Поясните пожалуйста или дайте ссылку на материал, где эта тема раскрыта.
    avatar
    То, что в России с образованием многое неладно — спору нет. Кто, собственно, учит народ, как не сам народ? Тут же получается сказка про белого бычка — малообразованные родители в своих семьях выращивают малообразованных детей. Наложим на это утечку мозгов (общая беда всех стран, кроме самых богатых) и мы получим некий объективный процесс. 
    Зададимся простым вопросом, а где вообще в мире хорошее образование? Если типичное школьное, то вообще мало где. В Нидерландах и где-то рядом. Но уж точно не в Калифорнии. 
    Если университетское, то да, в ШТАТАХ много прекрасных вузов. Продукт массовой иммиграции ученых во результате двух мировых войн и последующих мировых проблем. 
    Есть ли быстрый выход для России из порочного круга. Думаю, нет быстрого. И власти могут только вкладываться в долгую и верить, что внуки будут умнее.
    avatar
    SergeyJu, абсолютно с Вами согласен. С той только оговоркой, что английское частное и северо-европейское и дошкольное и школьное образование (Финляндия, Скандинавия, Нидерланды и даже Франция) действительно новаторское и очень эффективное — как в плане корпуса базовых знаний, так и способности детей к синтезу.
    avatar
    PT, Scholar at SIEPR, PM at BR, имхо, качество образования и его влияние на принятие обществом «режима» можно обсуждать только в разрезе гуманитарного образования. Оно действительно в полной ж..., причем уже очень-очень давно. Если говорить о научных публикациях в области истории, психологии итд, то там вообще мрак беспросветный.

    В техническом образовании развитый IT-сектор в РФ подтверждает обратное — в России еще есть достойное математическое образование. Количество публикаций и цитирований по техническим наукам в иностранных журналах на душу населения вполне приемлимое (особенно с учетом низкого финансирования). Конечно, у меня есть небольшой «alma mater bias», потому что я заканчивал МФТИ, но, в целом, глобального провала в техническом образовании не наблюдаю.
    Тут еще особенность в том, что базовое техническое знание меняется не с такой бешеной скоростью, как гуманитарное. Условно, квантовой теории уже скоро 100 лет, но её базовые постулаты по-прежнему актуальны. Матанализ ещё старше.

    Только в бездну репрессий нас конечно же поведут не «физики», а «лирики», поэтому ваших тезисов мой коммент не отменяет, к сожалению.
    avatar
    Yelling Bob, пещерный марксизм наложился на некритическое следование модным либеральным догмам. В общем, гуманитарная задница. 
    Но Россия и в этом не оригинальна. Настоящих ученых — гуманитариев мало во всем мире. А вот «британских ученых» с модными глупостями везде полно.  
    avatar
    Yelling Bob, спасибо за коммент. Вы отчасти правы, именно поэтому я делал акцент на social science. Что касается технических и матетматических наук — - весь акцент на «провала не наблюдаю». И Вы правы. Я разговоривал однажды с одним PhD из MIT по поводу студентов и сосокателей магистратуры из российских лучших вузов, в том числе МФТИ и МГТУ. Так вот он мне сказал, что базовые знания и даже некоторые экстра — отличные, но все что дальше — им приходится сильно догонять. Но действительно, качетсвенные студенты из этих вузов действительно ценятся. Однако еще раз отмечу, во-первых, как говорится не благодаря, а вопреки, а во-вторых до определенного уровня. 
    avatar
    PT, Scholar at SIEPR, PM at BR, хорошее школьное имеет старая Европа, и то не вся, и частично платное образование в США и  кое-где в осколках великой империи. Кстати, и в России тоже есть отдельные прекрасные школы.  Но все это не массовое образование. Собственно, исходя из этого можно понять, что базовые тезисы Вашей статьи, которые связывают «Режим, пропаганду и Россию» притянуты за уши. Не зря Вы используете столь сложный, я бы сказал вычурный язык.  
    avatar
    SergeyJu, я никогда не говорю ни слова в своих постах, которое бы не имело колличественного доказательства, я просто не могу приводить здесь весь объем данных, а ссылки на научные журналы — университетские и исследовательских организаций, например в которой работаю я  (SIEPR) — на английском языке и которых нет в свободном доступе я таже не могу давать. И нет, Вы не правы, страя Европа имеет плохой уровень школьного массового образования, собственно как и до недавнего времени и уровень университетсткого образования старо Европы был деградирующим. До момента, пока они не начали реформы в начале 2000 х годов. Погрузитесь в тему, я занимался этими вопросами в Стэнфорде довольно долго и общался со многими профессорами из разных университетов Европы, в том числе и по поводу школьного Европейского образования. Даже английское школьное образование претерпевает значительные изменения и реформации. Настоящий бенчмарк школьного образования сейчас — это, безусловно, Скандинавия, в университетском образовании — США и несколько отдельных университетов Европы. И нет, знаете, увязка, которую я сделал — это ровно то, как видится профильным исследователям в тех самых лучших университетах, моим коллегам, и тут нет ничего, привязанного за уши, более того, я не раскрыл еще целую связку причинно-следственных связей по этой теме, поскольку старался быть вегетарианским. У моего коллеги, Сергея Маратовича Гуриева, есть блестящее иследование на эту тему, вот там он не пытается политесничать.  
    avatar
    PT, Scholar at SIEPR, PM at BR, не надо экивоков и ссылок на секретные материалы. Рубите правду-матку простыми словами. Что до Гуриева… мои глаза с ним не согласны. А у спекулянтов нет авторитетов, кроме рынка и счета. 
    avatar

    теги блога PaulPurifoy

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн