Лайфхак первый.
Если ты явно, однополярно придерживаешься одной из сторон, то ты скорее всего необъективен. Если СМИ предоставляет информацию, явно, однополярно, поддерживающую одну из сторон — оно не объективно. Неважно, кто прав, а кто виноват, неважно, в какую сторону ты склоняешься эмоционально, какую сторону хочешь поддержать, реальность какая есть такая есть. Для правильно оценки ситуации и принятия наиболее верного решения нужно быть объективным. Мозг сложная штука, очень много процессов происходит на подсознательном уровне, не пускай это на самотёк.
Лайфхак второй.
Любое однополярное СМИ легко колется в течении 10-15 минут просмотра или чтения. Они говорят: «мы объективны, мы даём только факты», но потом репортёр чуть больше акцента даёт на какое-то ключевое слово или из двух синонимов выбирает тот, который в большей степени отразит его точку зрения. Он сам того не замечает, это происходит неконтролируемо, но оно вылезает. Как только такое услышал, можешь смело убирать этот источник из своего информационного поля. Практически любой факт имеет контекст. Даже если СМИ предоставляют только проверенную информацию, они, как правило очень умело манипулируют контекстом, в результате чего, меняется общая картина. Нужно понимать, что всегда есть контекст, без него нельзя воспринимать факты, не пускай на самотёк и это.
Для начала вам необходимо заиметь правильную теоретическую базу — как всё работает: для чего нашему организму жиры, белки и углеводы, чем быстрые углеводы отличаются от медленных, зачем нужна клетчатка, что такое сурфактант или АТФ и т.д… Столкнётесь с тем, что очень много домыслов, далёких от реальности, и, если вам не повезёт начать, к примеру, с теории о том, что для похудения нужно первым делом исключить из рациона жиры, то есть риск, что сколько-то времени и сил вы потратите не в том направлении, а ещё, вероятно, подорвёте здоровье. Но, предположим, вам подвернулся хороший диетолог или вы наткнулись не на попсовые веяния, а на хорошие правильные материалы, дающие верное понимание как устроен и работает наш организм. В таком случае всё хорошо, но очень важно понимать главную истину — никакой диетолог вас не похудеет, похудеть вы можете только сами, своими действиями, своими решениями, потратив свои силы и время. И, также, нельзя похудеть, лишь заполучив все необходимые знания о том, как это делается.
Трейдер должен проводить анализ принятых решений. Всегда. Точка. Независимо от своего опыта, статуса и результативности. Это и работа над ошибками, и что-то вроде руки на пульсе, которая позволяет поймать момент, когда трейдер начинает съезжать не туда. Процесс безусловно очень важный, но если вот так просто сесть и начать его выполнять, то можно наломать дров. Что обычно заставляет нас взяться за анализ своих действий? Какой-то минус или серия минусов, ведь убыток — это результат ошибки, которую следует исправить? В этом случае трейдер начинает корректировать свой подход, стараясь адаптировать его к ситуации, чтобы впредь, в подобных случаях, результаты были лучше.
И вот здесь давайте немного отвлечёмся. Что есть торговый подход, и как он формируется? Люди, пришедшие на финансовые рынки недавно, не набравшиеся опыта, верят в наличие неких готовых методик, секретных торговых систем, набора параметров и условий, позволяющих зарабатывать, но все опытные трейдеры в один голос твердят, что ничего подобного нет и в помине. Так что же тогда такое торговый подход или торговая стратегия (если хотите)? На самом деле, торговый подход — это сложный комплекс из знаний, способностей их применять(навыков), тонкостей техники принятия решений и опыта реализации всего этого. На физиологическом уровне это нейронные сети в мозге, которые выращиваются в процессе формирования торгового подхода, именно они позволяют его реализовывать. Поэтому нельзя просто взять чужой торговый подход или научить человека торговать за пару-тройку месяцев — формирование нейронных структур чертовки долгий процесс. Там есть много тонкостей — что и как нужно делать, чтобы всё шло как положено, но в этом материале я затрону только один момент.
Если попытаться привести аналогию, то формирование торгового подхода можно сравнить с выстругиванием ложки из деревянной чурки. Если трейдер не может определиться, всё ищет “что работает”, меняя каждый раз подход, то он выстругивает то ложку, то плошку, то вообще непонятно что, беря каждый раз новую чурку, начиная с ноля, а старую выкидывает. Это первое. Второе, и здесь мы возвращаемся к началу нашего разговора — чем ближе к концу, тем тоньше должен быть инструмент и более аккуратными действия. После того, как торговый подход уже принял форму и видны его очертания, нужно действовать максимально осторожно. Что значит осторожно? А то и значит — нельзя забывать, что вы создаёте нечто, что должно работать на дистанции, на сотнях ситуаций. Эти ситуации будут в чём-то разными, и подход должен действовать наиболее универсально, чтобы выжать максимально возможный профит не из одной сделки, а из сотен или тысяч. И вот на этом многие сыпятся. Наш мозг так устроен, что фокусирует внимание на ближайших событиях, особенно, если эта сделка, которая вот, на скрине, я её вижу, есть и соответствующий результат. Канеман описывает это когнитивное искажение как “что я вижу, то и важно”. По умолчанию, мозг не умеет работать в контексте какого-то множества результатов, да ещё так, чтобы вывести из них статистические данные. Ему крайне трудно даётся подобная задача — не просто понять, как адаптировать подход для этой конкретной сделки, но и сделать это таким образом, чтобы результат улучшился на дистанции, ведь мы помним, что это ложка! Один подход, который мы формируем, не новый каждый раз для каждый ситуации, а один, такой, что используя его, будем получать результат из сотен трейдов.
Так вот, делая работу над ошибками, легко наделать новых, гораздо более серьёзных, если не следовать описанному выше принципу. Возможно ситуация является аномалией, и то, что вы получили на ней убыток, как раз правильно. Да, вопрос в начале о том, является ли минус результатом ошибки, был с подвохом. Нет, далеко не всегда отрицательный результат — это следствие ошибки и повод скорректировать торговый подход. К слову, так же как и не все плюсовые трейды правильные (ошибочный с точки зрения подхода, но плюсовой трейд — это даже хуже чем убыток, с точки зрения профитности трейдера на дистанции). Очень сложно, глядя на одну сделку, видеть всё в разрезе множества прошлых и будущих принятых решений. Изменения для одной ситуации, которые позволили бы избежать минуса или получить больший плюс, могут ухудшить результат на дистанции настолько, что имеющийся стоп или недобор покажутся ерундовой мелочью. Вот только мы не смотрим на всё так, не понимаем, не сравниваем реальный полученный убыток с какими-то гипотетическими неслучившимися результатами в будущем. Берём нашу заготовку и начинаем строгать её топором, когда следует лишь подрихтовать то, что уже работает или не трогать вообще.
Отличный пример, чтобы рассмотреть одну из самых частых и сложно уловимых ошибок при торговле — вырывание информации из контекста. Наш мозг сначала упрощает объект анализа (это когнитивное искажение, мы так постоянно делаем), и только затем разбирает уже опрощённый объект. При этом, в процессе опрощения убирается огромное количество деталей, которые мы, соответственно, потом не учитываем. В результате ошибка случается даже не из-за неправильных подсчётов или интерпретации данных, а из-за неучёта остальных факторов, которые важны, но мы их просто убрали.
Уже не раз встречал сравнение стоимости владения автомобилем и передвижением на такси. Каждый раз одни и те же выводы о том, что такси дешевле, удобнее и т.д., и они неправильные. Это как аналитики, дающие прогноз по рублю или сипи, как правило, выглядит примерно так: “ага! у нас тут вот это, поэтому мы упадём\вырастем”. Оценка ситуации даётся на основе данных, вырванных из контекста. Почему, интересно, свой автомобиль и такси берутся как равные во всём остальном и взвешиваются только в рублях, без учёта огромного количества факторов? Давайте по порядку.
Первое. Такси просто не в состоянии решить половину задач. Странно, что за основу берётся человек, жизнь которого умещается в поездки до Ашана. А если семья и, скажем, горнолыжка в пятистах колиметрах от дома? Поищите такси, которое довезёт вас до места с четырьмя комплектами снаряжения, будет возить вас от гостиницы до подъёмников, а потом в нужное время без проблем и головной боли доставит обратно домой. А если поездка в глухую деревню в сосновый бор погулять по лесу и подышать воздухом? Туда может и доедите, но обратно вы даже позвонить никому не сможете. А если внезапный промозглый дождь и такси нету или долго ждать, потому что все заняты? Есть огромное количество задач, с которыми такси просто не справится или справится из рук вон плохо. И ещё, как посчитать стоимость головной боли, которая у вас безусловно случиться, пока вы будете пытаться решить с помощью такси задачу, которую нужно решать своим автомобилем? Кто пробовал, тот знает.
Второе. Такси — это постоянный геморой! Нет, опять же, если нужно раз в неделю доехать до торгового комплекса — никаких вопросов, но, если нужно перемещаться постоянно и хаотично, то такси превратится в головную боль. Это каждый раз задача, которую нужно решить. Вызвать, проконтролировать, что приедет, когда, отследить это, куда подъехал водитель, подъехал не с той стороны, созвониться с ним и решить вопрос и так далее. Если вы не прогуливаетесь и не едите в кино, а решаете какие-то вопросы, многое приходится держать в голове, многое обдумывать, планировать, то все эти мелкие задачи будут совсем не к месту. Если вы имели свою машину, а потом на недельку пришлось сесть на такси, то у вас никогда не возникнет дилеммы такси/своё авто, вы даже и не подумаете, чтобы об этом подумать, не говоря уже о портянках цифр о том, что дешевле.
И третье. Я люблю водить! Я получаю от этого удовольствие. Как это посчитать? И здесь же, к вопросу о стоимости авто. Недавно был в отпуске, пришлось брать машину в аренду и в наличии оказался только Nissan Note. Даже и не переживал по началу, вроде машина как машина, новенький к тому же… пока не сел за руль. Не знаю, может это такая неудачная модель у Nissan, или так всё и задумано, но он не едет, не рулится, салон неприятный, неудобный, парктроники пищат до жути противно и т.д… Учитывая, что это был отпуск, поездить хотелось также с удовольствием. Дороги хорошие, места красивые, но никакой радости от вождения не получил. Да, от точки до точки машина нас довозила, и, если нужно только это, то никаких вопросов, но это же часы вашей жизни, почему не получить от них немного радости? Как посчитать то, чего вы лишаетесь? Если что, у меня не S-класс, обычная среднестатистическая, но хорошая машина, такая, за руль которой сажусь с удовольствием.
Вот и выходит, что в цифрах такси по всем параметрам лучше, а на деле это даже не нужно начинать сравнивать, т.к. выполняют разные комплексы задач. В итоге мы получаем то, что очень часто можно наблюдать в трейдинге или инвестировании — оценка ситуации делается на основе какой-то части информации/фактов, и эта часть, без всего остального, ничего общего с реальностью не имеет. Однако, делаются выводы, и на их основе принимаются решения. Заканчивается ошибкой, но не потому что сами цифры подсчитаны неверно, а потому что подход к анализу в комплексе неверный.
Вдохновляет меня Тимофей порой, ничего не могу с этим поделать — толи так хочется ему ответить, толи просто затрагивает темы, которые нестерпимо хочется поддержать, ох не спроста он основатель этого ресурса )
В посте по ссылке всё сводится ко времени, и да, обрастаем делами, детьми, связами и его становится меньше, но смотреть в контексте этой проблемы только на время неправильно, как-то однобоко что ли.
Время. В какой-то момент его начинает не хватать, но ведь с самим временем ничего не поделать, и получается что мы в своём развитии упираемся в преграду, которую не подвинуть, не сломать, не, даже, прогнуть, но в тоже время все пляшут вокруг тайм-менеджмента. Да в некоторой степени помогает и организовывает, но это далеко не единственный путь, к тому же тупиковый, как попытка избавиться от пробок расширением дороги. Вы оптимизируете и отладите, но всё равно столкнётесь с тем, что закончится рабочий день. Есть иные грани у этого вопроса.
Хочу поделиться одним простым, но в тоже время довольно эффективным приёмом, который поможет избавиться от такой часто встречающейся проблемы, как запрыгивание в поезд.
О чём речь? Есть некая ситуация, которую вы торговать не хотите — что-то не нравится, есть сомнения или противоречия, но вот случается агрессивное ускорение цены, и вы глазом не успели моргнуть, как находитесь в позиции. Цена плохая, стоп в воздухе или с нарушением риск-менеджмента, но это всё не главное — главное то, что вы приняли решение не запланировано, не на основе анализа, а импульсивно, неосознанно, под воздействием движения цены. Это и есть запрыгивание в поезд. Графически может выглядеть как угодно, но всегда один признак — в основе принятия решения не логика, а импульс, порыв.